Целевая аудитория: 6-й класс ККРО.
Целеполагание для учащихся:
- Выявить проблему и предлагать способы её решения.
- Изучить правила сравнения положительных и отрицательных чисел
- Уметь сравнивать положительные и отрицательные числа, отрицательные и ноль.
- Развивать индивидуальный, групповой стиль учебной деятельности при работе с учебными материалами.
- Оценить собственный уровень знаний содержания темы урока.
Целеполагание для учителя:
- Сформировать у учащихся представление о способах сравнения положительных и отрицательных чисел.
- Развивать у учащихся убеждение о необходимости обоснования выбранного решения.
- Организовать самостоятельную работу, требующую использования всех каналов приёма и переработки информации для освоения новых знаний.
- Разработать и представить учащимся развивающие задания для освоения и диагностики учебной информации.
- Активизировать учащихся путём создания проблемных ситуаций.
- Продолжить работу по развитию логического мышления в ходе поиска правил сравнения чисел.
- Корректировать внимание через устные упражнения, память в ходе неоднократных повторений.
- Воспитывать трудолюбие и аккуратность; уважительное отношение к одноклассникам, умение их слушать.
Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Продолжительность урока: 40 минут.
Технические ресурсы: компьютеры, проекционная система, принтер.
Программное обеспечение: текстовой редактор, MS Power Point, Internet Explorer.
Материалы к уроку: перфокарты (Приложение 2), карточки помощников (Приложение 3), тест (Приложение 5), презентация (Приложение 1), журнал знаний (Приложение 4), индивидуальные маркерные доски, учебник «Математика 6» В.Я. Виленкин, физминутка.
Основное содержание урока:
- Сравнение положительных и отрицательных чисел.
- Сравнение отрицательных чисел и ноля.
Основные понятия: положительные числа, отрицательные числа, ноль, сравнение положительных и отрицательных чисел, сравнение отрицательных чисел и ноля.
Организация учебно-познавательной деятельности на уроке.
Организационный этап урока и его длительность |
Деятельность учителя (содержание, формы, методы) |
Деятельность учащихся (содержание, формы, методы) |
Ожидаемый результат |
Организационный этап урока. |
Подготовить учащихся к работе на уроке, мотивация учащихся на изучение данной темы, внутренняя готовность, психологическая организация внимания. Стимуляция деятельности учащихся, её целенаправленность. |
Взаимное приветствие, готовность к уроку. |
|
1–2 мин. |
Здравствуйте! Какой сегодня замечательный день – первый день Весны! Еще будет ветер и снег, но на улице устанавливается все более теплая температура воздуха. |
|
|
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
|
Слайд № 1а. – Какими числами, мы с вами договорились записывать теплую температуру воздуха? |
Учащиеся отвечают на вопросы в форме обсуждения.
|
|
Слайд № 1б. – Сразу возникает вопрос: А – холодную? |
|||
– А как такие числа называются? |
|||
Слайд № 1в. – Какие числа называются положительными? – отрицательными? |
|||
Слайд № 2. – А где наглядно мы можем увидеть все эти числа? |
|||
5–6 мин.
|
Слайд № 3 – пустой. |
||
Итак, все числа расставим на координатную прямую. КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? |
|||
Слайд № 4. –Ученик 6-го класса расставил числа на координатной прямой. Правильно ли он это выполнил? Слайд № 5. |
|||
Слайд № 6 – пустой. |
|||
Слайд № 7. – Посмотрите на экран. Там поднялся весенний виртуальный ветер и рассыпал все числа. Расположите числа на координатной прямой |
Ученики работают с индивидуальными досками. |
||
Слайд № 8. Визуальная проверка. – У кого ошибки?
|
Учащиеся отвечают на вопросы в форме обсуждения. |
||
Этап усвоения новых знаний |
Хорошо! Но вернемся к весенней погоде. Сегодня утром температура воздуха была –12°С, а через 2 недели будет +2°С. Так какая же температура воздуха теплее? (–12°С или +2°С?). |
Учащиеся отвечают на вопросы в форме обсуждения. |
|
8–10 мин.
|
А когда мы говорим, теплее (холоднее), то какую математическую задачу решаем? Что мы делаем с числами? |
|
|
Молодцы! Тогда сравните 20° мороза и 20° тепла.
|
Ученики обсуждают вопросы и делают выводы. |
|
|
Так вот наша задача на уроке научиться сравнивать положительные и отрицательные числа, используя четкие математические правила. |
|
|
|
Слайд № 9. Откроем тетради, запишем число, классная работа, и тему урока: «Сравнение чисел». |
Работа в тетради. |
|
|
Мне нужны 4 помощника – это будут ученики, сидящие на 1-м варианте. Вы будете числами. Встаньте в порядке возрастания. |
|
|
|
– Какое число вам еще нужно? (Ноль – это буду я). |
|
||
Вопрос классу:
|
Ученики обсуждают проблемную ситуацию и делают выводы. |
||
Так может сами числа предложат нам правила сравнения отрицательных и положительных чисел. Учащиеся предлагают правила. Спасибо числам. Сели. |
|
||
Давайте, сравним наше правило и правило в учебнике с. 171. Но будьте внимательны, найдите именно то, которое относиться к сравнению положительных и отрицательных чисел. |
Работа с учебником (прочитать и выделить главное). |
||
Работа с учебником. (Читаем). – А кто может повторить? (2–3 учащихся). |
|||
Слайд № 10. Запишем это правило в тетрадь виде схемы. |
|
||
Работа со слайдом. Предлагаю поставить знак больше или меньше самим. |
|
||
Проверим. У кого есть ошибки? Молодцы. |
|
||
– А каким правилом вы пользовались? |
|
||
Сейчас мне нужны помощники со второго варианта. Сравним числа с нулем. |
Ученики обсуждают проблемную ситуацию и делают выводы. |
||
– Какой можно сделать вывод про сравнение положительных чисел и нуля? Отрицательных чисел и нуля? |
|||
Так мы с вами вывели следующее правило сравнения положительных и отрицательных чисел с нулем. |
|
||
Найдем это правило на с.171. Работа с учебником (читаем) – А кто может повторить? (2–3 учащихся). |
Работа с учебником (прочитать и выделить главное). |
||
Так какое из чисел больше:
|
|||
Слайд № 11. Запишем это правило в тетрадь виде схемы. Работа со слайдом. Предлагаю поставить знак больше или меньше самим. |
Запись в тетрадь схемы и самостоятельное решение примеров, самопроверка. |
||
Проверим. У кого есть ошибки? Молодцы. |
|
||
– А каким правилом вы пользовались? Слайд № 12 – пустой. |
|
||
Этап закрепления нового материала 18-23 мин.
|
Выполним № 958 с комментарием у доски.
|
|
|
Физминутка. (1 мин). Молодцы! Отдохнули, продолжим свою работу. |
Физпауза. | ||
Так какие мы правила сегодня с вами изучили? Перескажите их друг другу. Работа в парах. | Групповая работа в парах. | ||
Слайд № 14 -17 Проверим, как вы выучили правила. | Ученики работают с индивидуальными досками. | ||
У вас на столах есть перфокарты. Положим их перед собой. Работаем на листах в клетку. Какое задание на перфокарте? (сравнить числа) Какими правилами мы воспользуемся? | Индивидуальная работа с перфокартой. | Выполнение тренировочных заданий. | |
На эту работу 5 минут. Для подсказки пользуемся схемами в тетради. Выполнили работу. Хорошо! Теперь каждый из вас будет исполнять роль учителя. Обменяйтесь карточками, выполним проверку. Если вы сомневаетесь, то сверьтесь с экраном. |
Выполнение тестового задания, взаимно - диагностика. | Выполнение тестового задания. | |
Пока проверяют первый вариант, компьютер поможет проверить, как вы усвоили эти правила. Первый вариант заняли места за компьютером. – Что необходимо выполнить, приступив к работе за ПК? (разминку для рук) 1- 2 упражнения. Прочитайте задание. Всем ясно, что нужно сделать? А как? Приступим к работе. Учащиеся выполняют обучающий тест «Сравнение чисел». |
Взаимодиагностика. | ||
Работаем со вторым вариантам. Сколько ошибок вы нашли? оцените работу одноклассника. «5» - все правильно, «4» - 1-2 ошибки, «3» -3-4 ошибки, более 4 ошибок «2». |
|
||
Итог урока
|
– Кому компьютер поставил оценку «отлично», «хорошо»? |
|
|
– А как вы сами оцениваете свои знания? Молодцы. |
Самодиагностика уровня усвоенных знаний |
Самодиагностика |
|
– Какие числа мы научились сравнивать сегодня на уроке? |
|
|
|
– А как вы думаете, какие еще не умеем сравнивать? (Два отрицательных числа). Слайд № 18. |
|
|
|
Домашнее задание. |
Этому мы будем учиться на следующем уроке. Но для этого необходимо выполнить домашнюю работу. Выучить правила и выполнить № 980, № 979, заполнить «Журнал знаний». |
|
|
3–4 мин. |
Выставление оценок учащимся. |
|
|
Литература:
- Виленкин Н.Я. Математика 6 класс. – М.: МНЕМОЗИНА, 2005.
- Преподавание математики в 5–6 классах. – М.: Вербум, 2000.