Урок математики в 6-м классе по теме "Сравнение чисел"

Разделы: Математика


Целевая аудитория: 6-й класс ККРО.

Целеполагание для учащихся:

  1. Выявить проблему и предлагать способы её решения.
  2. Изучить правила сравнения положительных и отрицательных чисел
  3. Уметь сравнивать положительные и отрицательные числа, отрицательные и ноль.
  4. Развивать индивидуальный, групповой стиль учебной деятельности при работе с учебными материалами.
  5. Оценить собственный уровень знаний содержания темы урока.

Целеполагание для учителя:

  1. Сформировать у учащихся представление о способах сравнения положительных и отрицательных чисел.
  2. Развивать у учащихся убеждение о необходимости обоснования выбранного решения.
  3. Организовать самостоятельную работу, требующую использования всех каналов приёма и переработки информации для освоения новых знаний.
  4. Разработать и представить учащимся развивающие задания для освоения и диагностики учебной информации.
  5. Активизировать учащихся путём создания проблемных ситуаций.
  6. Продолжить работу по развитию логического мышления в ходе поиска правил сравнения чисел.
  7. Корректировать внимание через устные упражнения, память в ходе неоднократных повторений.
  8. Воспитывать трудолюбие и аккуратность; уважительное отношение к одноклассникам, умение их слушать.

Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Продолжительность урока: 40 минут.

Технические ресурсы: компьютеры, проекционная система, принтер.

Программное обеспечение: текстовой редактор, MS Power Point, Internet Explorer.

Материалы к уроку: перфокарты (Приложение 2), карточки помощников (Приложение 3), тест (Приложение 5), презентация (Приложение 1), журнал знаний (Приложение 4), индивидуальные маркерные доски, учебник «Математика 6» В.Я. Виленкин, физминутка.

Основное содержание урока:

  • Сравнение положительных и отрицательных чисел.
  • Сравнение отрицательных чисел и ноля.

Основные понятия: положительные числа, отрицательные числа, ноль, сравнение положительных и отрицательных чисел, сравнение отрицательных чисел и ноля.

Организация учебно-познавательной деятельности на уроке.

Организационный этап урока и его длительность

Деятельность учителя (содержание, формы, методы)

Деятельность учащихся (содержание, формы, методы)

Ожидаемый результат

Организационный этап урока.

Подготовить учащихся к работе на уроке, мотивация учащихся на изучение данной темы, внутренняя готовность, психологическая организация внимания. Стимуляция деятельности учащихся, её целенаправленность.

Взаимное приветствие, готовность к уроку.

  • Выраженная волевая направленность деятельности учащихся в восприятию материала.

1–2 мин.

Здравствуйте! Какой сегодня замечательный день – первый день Весны! Еще будет ветер и снег, но на улице устанавливается все более теплая температура воздуха.

 

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

Слайд № 1а. – Какими числами, мы с вами договорились записывать теплую температуру воздуха?

Учащиеся отвечают на вопросы в форме обсуждения.

 

 

 

 

 

 

  • Активность познавательной деятельности на последующих этапах; вариативность восприятия и осмысление нового материала.

 

 

 

 

Слайд № 1б. – Сразу возникает вопрос: А – холодную?

– А как такие числа называются?

Слайд № 1в. – Какие числа называются положительными? – отрицательными?

Слайд № 2. – А где наглядно мы можем увидеть все эти числа?

5–6 мин.

 

 

 

 

 

Слайд № 3 – пустой.

Итак, все числа расставим на координатную прямую. КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

Слайд № 4. –Ученик 6-го класса расставил числа на координатной прямой. Правильно ли он это выполнил? Слайд № 5.

Слайд № 6 – пустой.

Слайд № 7. – Посмотрите на экран. Там поднялся весенний виртуальный ветер и рассыпал все числа. Расположите числа на координатной прямой

Ученики работают с индивидуальными досками.

Слайд № 8. Визуальная проверка. – У кого ошибки?

  • А какое число из отмеченных самое большое?
  • А что больше: число 5 или 3? 2 или 0? 3 или 1? почему?

Учащиеся отвечают на вопросы в форме обсуждения.

Этап усвоения новых знаний

Хорошо! Но вернемся к весенней погоде. Сегодня утром температура воздуха была –12°С, а через 2 недели будет +2°С. Так какая же температура воздуха теплее? (–12°С или +2°С?).

Учащиеся отвечают на вопросы в форме обсуждения.

  • Утверждение темы урока и её значимости.

8–10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А когда мы говорим, теплее (холоднее), то какую математическую задачу решаем? Что мы делаем с числами?

 

  • Создание проблемной ситуации и её решение.

Молодцы! Тогда сравните 20° мороза и 20° тепла.

  • Какая температура будет выше?
  • А какая ниже?
  • Выше, ниже, теплее, холоднее. Какими математическими знаками можно заменить эти слова?

Ученики обсуждают вопросы и делают выводы.

  • Вывод учащимися правил сравнения.

Так вот наша задача на уроке научиться сравнивать положительные и отрицательные числа, используя четкие математические правила.

 

  • Запись правил в виде схем.

Слайд № 9. Откроем тетради, запишем число, классная работа, и тему урока: «Сравнение чисел».

Работа в тетради.

 

Мне нужны 4 помощника – это будут ученики, сидящие на 1-м варианте. Вы будете числами. Встаньте в порядке возрастания.

 

  • Первичное усвоение навыков сравнения положительных и отрицательных чисел, отрицательных и нуля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Какое число вам еще нужно? (Ноль – это буду я).

 

Вопрос классу:

  • Правильно ли числа встали?
  • Как проверить?
  • Можно ли их поменять местами?
  • Назовите большее число?
  • Меньшее?
  • Какое больше…?

Ученики обсуждают проблемную ситуацию и делают выводы.

Так может сами числа предложат нам правила сравнения отрицательных и положительных чисел. Учащиеся предлагают правила. Спасибо числам. Сели.

 

Давайте, сравним наше правило и правило в учебнике с. 171. Но будьте внимательны, найдите именно то, которое относиться к сравнению положительных и отрицательных чисел.

Работа с учебником (прочитать и выделить главное).

Работа с учебником. (Читаем). – А кто может повторить? (2–3 учащихся).

Слайд № 10. Запишем это правило в тетрадь виде схемы.

 

Работа со слайдом. Предлагаю поставить знак больше или меньше самим.

 

Проверим. У кого есть ошибки? Молодцы.

 

– А каким правилом вы пользовались?

 

Сейчас мне нужны помощники со второго варианта. Сравним числа с нулем.

Ученики обсуждают проблемную ситуацию и делают выводы.

– Какой можно сделать вывод про сравнение положительных чисел и нуля? Отрицательных чисел и нуля?

Так мы с вами вывели следующее правило сравнения положительных и отрицательных чисел с нулем.

 

Найдем это правило на с.171. Работа с учебником (читаем) – А кто может повторить? (2–3 учащихся).

Работа с учебником (прочитать и выделить главное).

Так какое из чисел больше:

    • отрицательное или 0?
    • положительное или 0?

Слайд № 11. Запишем это правило в тетрадь виде схемы. Работа со слайдом. Предлагаю поставить знак больше или меньше самим.

Запись в тетрадь схемы и самостоятельное решение примеров, самопроверка.

Проверим. У кого есть ошибки? Молодцы.

 

– А каким правилом вы пользовались? Слайд № 12 – пустой.

 

Этап закрепления нового материала

18-23 мин.

 

Выполним № 958 с комментарием у доски.
Хорошо поработали, теперь отдохнем.


 

 

Физминутка. (1 мин).

Молодцы! Отдохнули, продолжим свою работу.

Физпауза.
Так какие мы правила сегодня с вами изучили? Перескажите их друг другу. Работа в парах. Групповая работа в парах.
Слайд № 14 -17 Проверим, как вы выучили правила. Ученики работают с индивидуальными досками.
У вас на столах есть перфокарты. Положим их перед собой. Работаем на листах в клетку. Какое задание на перфокарте? (сравнить числа) Какими правилами мы воспользуемся? Индивидуальная работа с перфокартой. Выполнение тренировочных заданий.
На эту работу 5 минут. Для подсказки пользуемся схемами в тетради.
Выполнили работу. Хорошо! Теперь каждый из вас будет исполнять роль учителя. Обменяйтесь карточками, выполним проверку. Если вы сомневаетесь, то сверьтесь с экраном.
Выполнение тестового задания, взаимно - диагностика. Выполнение тестового задания.
Пока проверяют первый вариант, компьютер поможет проверить, как вы усвоили эти правила. Первый вариант заняли места за компьютером. – Что необходимо выполнить, приступив к работе за ПК? (разминку для рук) 1- 2 упражнения. Прочитайте задание. Всем ясно, что нужно сделать? А как?
Приступим к работе. Учащиеся выполняют обучающий тест «Сравнение чисел».
  Взаимодиагностика.

Работаем со вторым вариантам. Сколько ошибок вы нашли? оцените работу одноклассника. «5» - все правильно, «4» - 1-2 ошибки, «3» -3-4 ошибки, более 4 ошибок «2».
Поменялись местами. Первый вариант приступает к проверке второго, второй занимает рабочие места за компьютерами. Работа повторяется….

 

 

Итог урока

 

 

 

– Кому компьютер поставил оценку «отлично», «хорошо»?

 

 

– А как вы сами оцениваете свои знания? Молодцы.

Самодиагностика уровня усвоенных знаний

Самодиагностика

– Какие числа мы научились сравнивать сегодня на уроке?

 

 

– А как вы думаете, какие еще не умеем сравнивать? (Два отрицательных числа). Слайд № 18.

 

 

Домашнее задание.

Этому мы будем учиться на следующем уроке. Но для этого необходимо выполнить домашнюю работу. Выучить правила и выполнить № 980, № 979, заполнить «Журнал знаний».

 

  • Выполнение д/з.
  • Заполнение «Журнала знаний»

3–4 мин.

Выставление оценок учащимся.

 

 

Литература:

  1. Виленкин Н.Я. Математика 6 класс. – М.: МНЕМОЗИНА, 2005.
  2. Преподавание математики в 5–6 классах. – М.: Вербум, 2000.