Цели:
- Познакомить с историей создания К.П.Брюлловым картины «Последний день Помпеи».
- Развивать навыки описания картин.
- Воспитывать любовь к творчеству.
Оформление:
- портрет К. Брюллова;
- К. Брюллов «Последний день Помпеи» – репродукции;
- марш из оперы Дж. Верди «Аида».
Эпиграф урока: «Прошлое нужно нам для того, чтобы понять вечное». Лукино Висконти.
Учитель: Сегодня наш урок посвящён истории создания одной картины уже известного вам художника Карла Павловича Брюллова. Эпиграфом к уроку будут служить слова Лукино Висконти «Прошлое нужно нам для того, чтобы понять вечное».
Нашими собеседниками будут: ИСТОРИК, ИСКУССТВОВЕД, ХУДОЖНИК, которые помогут узнать много нового об истории картины «Последний день Помпеи».
Ведущий: Карл Павлович Брюллов с 1830 по 1833 год работал над большим полотном 4,5 –6,5 метра «Последний день Помпеи», восторженно встреченным в Италии и во Франции. На выставке в Лувре оно было удостоено золотой медали.
11 июня 1836 года в Российской государственной Академии художеств царило необычайное волнение. В круглой зале собрались члены академии и почётные гости, художники и любители живописи. Под восторженные крики «великого Карла» внесли на руках туда, где висела его картина. Божественные почести, неземной успех!
Искусства мирные трофеи
Ты внёс в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день!
Так писал о Брюллове и о его главной картине Евгений Баратынский.
Ученик: Какая огромная! Даже представить трудно, как можно было создать такую громадину! Страшная какая-то картина.
Историк: Сюжет полотна возник после посещения художником в 1827 году раскопок похороненного много лет назад под лавой Везувия древнего итальянского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво. Убранство каждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи – фрески, цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы.
Внезапно проснулся считавшийся потухшим вулкан Везувий. Вершина Везувия раскололась на две части, огромный столб пламени поднялся над жерлом вулкана. Полетели камни и пепел, потекла по склонам огненная лава, всё сжигая на своём пути. А потом с неба обрушился дождь, перемешанный с пеплом и реки грязи, толщиной пять-шесть метров погребли под собой цветущий город.
Искусствовед: Посмотрите, как замерли люди при ослепительной вспышке молнии. При её свете потускнела даже огненная лава. Падают с крыши храма статуи. Падающие статуи создают очень сильный эффект в картине. Застывшие в важном спокойствии и словно бы непоколебимые , они на глазах у зрителей начинают своё тяжёлое стремительное падение вниз. В этом контрасте внутренней неподвижности и стремительности механического движения – огромный драматизм.
Художник: В картине нет главного героя, перед нами объятая страхом толпа. Герои картины Брюллова красотой подобны древним статуям богов, фигуры скомпонованы в отдельные замкнутые группы. Красота их лиц, жестов оказывается более действенной, нежели зрелище всеобщего страдания и гибели. Их лица искажены, но не гримаса ужаса, а увлажнённые слезами страха, ставшие ещё выразительнее глаза останавливают наше внимание. Композиция как будто раскалывается под ударом молнии на две части, все действующие лица скомпонованы в две объёмные пирамиды, слева и справа они расходятся к авансцене, как гигантские врата ада, открывая на пороге фигуры мёртвой матери и младенца, почти в центре картины лежит на мостовой молодая женщина, и ненужные, рассыпались по камням её драгоценности. Рядом с ней плачет от страха маленький ребёнок.
Искусствовед: Прекрасная женщина, классическая красота драпировок и золота как будто символизируют утончённую культуру Древнего Рима, гибнущую у нас на глазах. Художник выступает не только как артист, мастер композиции и колорита, но и как философ, в зримых образах рассуждающий о гибели великой культуры.
Художник: Рассмотрим картину, разделив её на две части.
Правая часть картины.
*Вот два сына – зрелый воин и юноша – несут больного старика- отца.
*Сын умоляет мать собраться с силами, а она велит оставить её и спасаться одному.
Историк: Брюллов даже узнал потом, что этого юношу звали Плиний Младший. Он действительно сумел спастись и описал, как всё это было.
ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА Плиния Тациту.
«Дух мой содрогается, о том вспоминая… Мы видели, как море отходит назад; земля содрогнулась, как бы отталкивая его. С другой стороны чёрная страшная туча, которую прорывали в разных местах огненные зигзаги; она разверзалась широкими полосами, похожими на молнии, но большими. Падает пепел, ещё редкий. Я оглядываюсь назад. Густой чёрный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, не похожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жён и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет, и для мира это последняя вечная ночь».
*Молодой человек держит на руках девушку. Это его невеста – на ней венок из роз. Жених с ужасом смотрит в лицо невесты: погибла она или только потеряла чувства?
*Всадник, в ужасе поднявший коня на дыбы.
Левая часть картины.
*Несколько человек на ступеньках большого здания. Это здание «гробница Скавра». Среди них женщина она смотрит прямо на нас. Даже страшно становится. Будто она одна поняла, что все погибнут, и прощается с нами.
*А рядом с ней художник с ящиком красок на голове. Словно заворожённый грозной красотой стихии, загляделся он на окружающий его хаос. Это Брюллов изобразил самого себя.
*Вот женщина с двумя девочками. Стоя на коленях, они прижимаются друг к другу, не зная, где искать спасения.
*Рядом человек с бородой – это христианский священник. Он вверяет себя Богу и поэтому спокоен.
*А языческий жрец в белом одеянии, надеется спасти какие-то драгоценности.
*Вот мужчина с женой и двумя детьми. Он прикрывает их плащом, будто он может защитить их от града камней. А маленький мальчик смотрит на упавшую птичку, которая погибла от жары.
Искусствовед: В основу композиции Брюллов положил светоцветовые эффекты. Свет – один из героев картины. В ней взаимодействуют два источника света: холодный лимонно-жёлтый блеск, вспыхнувшей молнии и более тусклое горяче-красное сияние потока лавы. Молния освещает передний план картины, вулкан окрашивает в огненные тона её глубину – панораму гибнущего города. Мрачный красный тон зарева вулкана, переходящий в густой чёрно-коричневый цвет пепла. Красный цвет доминирует – это и одежды героев картины, и весь задний план, залитый пылающим заревом. И лишь в центральной части, освещённой холодным светом молнии, преобладают голубоватые, зеленоватые, желтоватые тона.
Ученик: На картине всё так удивительно нарисовано. Неправдоподобно как-то, будто люди замерли или позируют.
Художник: Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Каждый большой художник нарушает существующие правила. В те времена старались подражать творениям старых мастеров, умевших показать идеальную красоту человека. Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Поэтому у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. У него совсем не такая толпа, как на улице. Здесь нет ничего случайного, и герои так разделены на группы, чтобы можно было рассмотреть каждого. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Главное для Брюллова, так же как и для древних скульпторов, – передать человеческое чувство движением. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Брюллов не захотел обезобразить лица людей, их тела ни ранами, ни грязью. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Но у Брюллова много нового – и беспокойный свет, дающий резкие тени, и трагический сюжет… Брюллов не мог оторваться от работы. Бывало, его на руках выносили из мастерской, потому что у него уже не было сил идти.
Ученик: Почему русские люди встретили эту картину с таким восторгом, ведь трагедия, которую изобразил художник ,произошла 18 веков назад и в другой стране. Эти люди погибли бессмысленно от стихии. Зачем всё это вспоминать?
Историк: Так бывает, когда художник сумел понять и выразить что-то очень важное, что чувствуют все вокруг. Карл Павлович писал картину в Италии, а показал в ней то, что волновало его ещё в Петербурге. Он многое видел в России, в том числе восстание на Сенатской площади в 1825 году. Восставшие хотели убить царя и дать свободу людям. И погубили и себя и своих близких. А люди это были замечательные, умные, образованные. Выходит, их смерть и страдания, тоже были бессмысленными. В России это помнили все. Но и за границей Брюллов видел тоже. Он передал в картине жар своего чувства и сострадания. Наверное, ещё и поэтому изобразил себя вместе с ними… Если бы он сам не сумел это пережить, то и зрители остались бы равнодушными.
Можно сказать, что он писал эту картину «кровью сердца».
Ведущий: Что вы можете сказать о людях на картине?
Понравилась ли вам картина «Последний день Помпеи»?
Если понравилась, то чем?
Искусствовед: В творчестве К.П.Брюллова переплетаются две темы: тема катастрофы, гибели культуры от неотвратимой стихии, и высота духа, героизм, самопожертвование и любовь, проявляющиеся в людях на краю гибели.
Ведущий: Картина была страшной и прекрасной одновременно. Да – люди слабы и беспомощны перед силами природы. Они не могут остановить огромную волну или землетрясение. Но они могут оставаться людьми, даже когда им грозит гибель. Конечно, не все способны на это. Вон и у Брюллова: какой-то человек в ужасе вскочил на лошадь и мчится, не разбирая дороги и давя других. Но таких немного. Так и должно быть – ведь настоящая Картина должна учить людей добру и мужеству!
Учитель: Спасибо всем за познавательную беседу. Хочу напомнить, что в настоящее время картина К.П.Брюллова «Последний день Помпеи» находится в Государственном Русском музее.