Урок. Тема: "Язык программирования Pascal. Циклы с предусловием"

Разделы: Информатика


Хорошо думать – значит подавить беспорядочность потока мыслей.
Гюстав Гийом (французский лингвист 20 в.)

Цели урока.

  1. Повторение, закрепление и углубленное изучение материала по теме «Организация ветвления, циклов в Паскале».
  2. Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету «Информатика» в целом.
  3. Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
  4. Развитие умственной деятельности, памяти, умения логически мыслить при решении задач.

Учащиеся должны убедиться в том, что

  • Могут справиться с задачами на цикл с предусловием;
  • Все выучить невозможно, а научиться рассуждать необходимо;
  • Учить компьютер решать задачи интереснее, чем играть в компьютерные игры;
  • Хорошая команда - залог успеха.

Задачи урока:

  • Воспитательная - развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;
  • Учебная – обобщение, углубление знаний и совершенствование навыков решения задач на ветвление и циклы;
  • Развивающая – развитие приёмов умственной деятельности (абстракция, обобщение, анализ, синтез, сравнение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано с преодолением препятствия, затруднения; активная деятельность способствует лучшему усвоению материала), алгоритмического и логического мышления.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Компьютеры с выходом в Internet;

Тип урока: Комбинированный;

Место в программе: 10 класс, первый урок на циклы с условием (с учетом изучения данной темы в 9 классе или ранее).

Примерное оформление доски (схема)(приложение):

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент – 2-3мин;
  2. Работа в группах
  • Решение задачи (метод мозгового штурма) -5-7 мин.
  • Составление тестов для задачи - 10-13 мин.
  • Разбор теории - 5-7 мин.
  • Решение задач "Выделение цифр в числе". 10 мин.
  • решение задач по карточкам и сдача решений на сайт. 30-35 мин.
  1. Подведение итогов урока. 5 мин.
  2. Домашнее задание. 3 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

У ч и т е л ь. Мы продолжаем работать с базовой алгоритмической структурой - цикл.

Итак, цель нашего урока - следующая: Вы должны убедиться в том

  1. Можете справиться с задачами на цикл с предусловием;
  2. Все выучить невозможно, а научиться рассуждать необходимо;
  3. Учить компьютер решать задачи интереснее, чем играть в компьютерные игры;
  4. Хорошая команда - залог успеха. (Обращает внимание на доску, где представлены цели.)

Учитель знакомит с тем, что предлагается для каждого в группах.

II. Работа в группах.

Мозговая атака

Задание 1. Покраска стены. Дана стена со сторонами A и B (натуральные, не превышают 1000), которую необходимо покрасить. Сколько потребуется купить банок краски, если банки можно покупать только целиком, а одной банкой можно закрасить площадь стены, равную S (натуральное, не превышает 10000).

Презентация. Слайд – 2. Распечатки в группах.

Задание 2

Задание (1,2 группа). Презентация. Слайд – 3. Распечатки в группах. (Приложение 1)

Составьте максимально полный комплект тестов к прилагаемой задаче с учетом ограничений на входные данные. Тесты снабдите комментариями (к какому частному случаю или технической особенности при написании программы он относится). Ответ оформите в виде таблицы (при необходимости можно добавлять или удалять строки таблицы).

Входные данные

Результат

Комментарий

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

Задача. Дан квадратный огород. Точно в центре квадрата прибит колышек, за который привязан голодный козел. Козел съест все, до чего сможет дотянуться. Определить площадь «выеденной части» с точностью до 3 знака после запятой.

Входные данные: с клавиатуры через пробел вводятся два числа - длина стороны огорода (натуральное, не более 1000) и длина веревки (также натуральное, не более 1000).

Результат: вывести на экран единственное число - искомую площадь.

Пример:

Входные данные

Результат

10 6

95.091

Построить графическую модель, демонстрирующую сложный случай для составления теста. Представить математическую модель. На выполнение 10-12 мин. Работу предоставить учителю.

Задание (3,4 группа) Презентация. Слайд – 4. Распечатки в группах. (Приложение 2)

Составьте максимально полный комплект тестов к прилагаемой задаче с учетом ограничений на входные данные. Тесты снабдите комментариями (к какому частному случаю или технической особенности при написании программы он относится). Ответ оформите в виде таблицы (при необходимости можно добавлять или удалять строки таблицы).

Входные данные

Результат

Комментарий

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

Задача: Календарь.

С клавиатуры вводится дата в формате дд:мм:гггг, где дд – номер дня в месяце, мм – номер месяца в году, гггг – номер года по современному летоисчислению. Определить номер этого дня в году.

Справка: високосный год – такой, номер которого делится на 400, а также те, у которых номер делится на 4, но не делится на 100.

Пример:

Исходные данные

Результат

01:02:2007

32

Составить словесный алгоритм решения задач . Построить математическую модель. На выполнение 10-12 мин. Работу предоставить учителю.

Учитель обращает внимание на сложности при выполнении заданий и выясняет, как учащиеся их преодолели.

Задание 3. Презентация. Слайд – 5. Распечатки для каждого учащегося. (Приложение 3)

Изучение нового материала. Выделить непонятное. Обсудить вместе.

Задание 4. Презентация. Слайд – 6.

Задача 1: Выделение цифр числа N.

Проговорить идею решения. Если есть необходимость выполнить задание вместе.

Записать в тетрадь.

Решение:

Program Cifr_Shisla;

Var N:Longint;

T:byte;

Begin

Read(n);
While n>0 do

Begin

t:=n mod 10;
Write (t,’ ‘);
N:=n div 10;

end;

end.

Задача 2: Составьте программу для нахождения суммы цифр в числе. (Группа 1,2)

Задача 2: Составьте программу для подсчета количества нулей в числе. (Группа 3,4).

Для каждой группы предлагается распечатки строк программ. Среди них есть лишние строки. Учащимся необходимо составить (последовательно выложить) программы из строк. (Приложение 4)

Задание 5. (Основная часть урока)- 30-35 мин

Предлагаются задания для решения задач. Предпочтение отдаётся индивидуальному решению. (Приложение 5). Для сдачи и проверки задач учащиеся прошли регистрацию
Решение и сдача на сайт. (Приложение 6)

Возможна демонстрация результатов на экране в процессе решения и сдачи задач на сайт.

http://informatics.mccme.ru/moodle/

Итог урока.

Как Вы думайте, достигли ли мы цели урока?

Говорят дети. Цели имеются на доске, обращаемся к ним и анализируем.

Вариант 1. Если всё получилось. Решение задач на циклы с условиями мы начали удачно.

Вариант 2. Если не всё получилось, провести анализ.

Помните: Не всегда поиск решения задачи можно загнать в строгие временные рамки. Поиск истины это не соревнование на скорость.

Домашнее задание.

Написать программы предлагаемых задач на распечатке. Решение не менее 2-х задач на сайте.