Хорошо думать – значит подавить беспорядочность потока мыслей.
Гюстав Гийом (французский лингвист 20 в.)
Цели урока.
- Повторение, закрепление и углубленное изучение материала по теме «Организация ветвления, циклов в Паскале».
- Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету «Информатика» в целом.
- Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
- Развитие умственной деятельности, памяти, умения логически мыслить при решении задач.
Учащиеся должны убедиться в том, что
- Могут справиться с задачами на цикл с предусловием;
- Все выучить невозможно, а научиться рассуждать необходимо;
- Учить компьютер решать задачи интереснее, чем играть в компьютерные игры;
- Хорошая команда - залог успеха.
Задачи урока:
- Воспитательная - развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;
- Учебная – обобщение, углубление знаний и совершенствование навыков решения задач на ветвление и циклы;
- Развивающая – развитие приёмов умственной деятельности (абстракция, обобщение, анализ, синтез, сравнение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано с преодолением препятствия, затруднения; активная деятельность способствует лучшему усвоению материала), алгоритмического и логического мышления.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Экран;
- Компьютеры с выходом в Internet;
Тип урока: Комбинированный;
Место в программе: 10 класс, первый урок на циклы с условием (с учетом изучения данной темы в 9 классе или ранее).
Примерное оформление доски (схема)(приложение):
ПЛАН УРОКА.
- Организационный момент – 2-3мин;
- Работа в группах
- Решение задачи (метод мозгового штурма) -5-7 мин.
- Составление тестов для задачи - 10-13 мин.
- Разбор теории - 5-7 мин.
- Решение задач "Выделение цифр в числе". 10 мин.
- решение задач по карточкам и сдача решений на сайт. 30-35 мин.
- Подведение итогов урока. 5 мин.
- Домашнее задание. 3 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
У ч и т е л ь. Мы продолжаем работать с базовой алгоритмической структурой - цикл.
Итак, цель нашего урока - следующая: Вы должны убедиться в том
- Можете справиться с задачами на цикл с предусловием;
- Все выучить невозможно, а научиться рассуждать необходимо;
- Учить компьютер решать задачи интереснее, чем играть в компьютерные игры;
- Хорошая команда - залог успеха. (Обращает внимание на доску, где представлены цели.)
Учитель знакомит с тем, что предлагается для каждого в группах.
II. Работа в группах.
Мозговая атака
Задание 1. Покраска стены. Дана стена со сторонами A и B (натуральные, не превышают 1000), которую необходимо покрасить. Сколько потребуется купить банок краски, если банки можно покупать только целиком, а одной банкой можно закрасить площадь стены, равную S (натуральное, не превышает 10000).
Презентация. Слайд – 2. Распечатки в группах.
Задание 2
Задание (1,2 группа). Презентация. Слайд – 3. Распечатки в группах. (Приложение 1)
Составьте максимально полный комплект тестов к прилагаемой задаче с учетом ограничений на входные данные. Тесты снабдите комментариями (к какому частному случаю или технической особенности при написании программы он относится). Ответ оформите в виде таблицы (при необходимости можно добавлять или удалять строки таблицы).
№ |
Входные данные |
Результат |
Комментарий |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
Задача. Дан квадратный огород. Точно в центре квадрата прибит колышек, за который привязан голодный козел. Козел съест все, до чего сможет дотянуться. Определить площадь «выеденной части» с точностью до 3 знака после запятой.
Входные данные: с клавиатуры через пробел вводятся два числа - длина стороны огорода (натуральное, не более 1000) и длина веревки (также натуральное, не более 1000).
Результат: вывести на экран единственное число - искомую площадь.
Пример:
Входные данные |
Результат |
10 6 |
95.091 |
Построить графическую модель, демонстрирующую сложный случай для составления теста. Представить математическую модель. На выполнение 10-12 мин. Работу предоставить учителю.
Задание (3,4 группа) Презентация. Слайд – 4. Распечатки в группах. (Приложение 2)
Составьте максимально полный комплект тестов к прилагаемой задаче с учетом ограничений на входные данные. Тесты снабдите комментариями (к какому частному случаю или технической особенности при написании программы он относится). Ответ оформите в виде таблицы (при необходимости можно добавлять или удалять строки таблицы).
№ |
Входные данные |
Результат |
Комментарий |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
Задача: Календарь.
С клавиатуры вводится дата в формате дд:мм:гггг, где дд – номер дня в месяце, мм – номер месяца в году, гггг – номер года по современному летоисчислению. Определить номер этого дня в году.
Справка: високосный год – такой, номер которого делится на 400, а также те, у которых номер делится на 4, но не делится на 100.
Пример:
Исходные данные |
Результат |
01:02:2007 |
32 |
Составить словесный алгоритм решения задач . Построить математическую модель. На выполнение 10-12 мин. Работу предоставить учителю.
Учитель обращает внимание на сложности при выполнении заданий и выясняет, как учащиеся их преодолели.
Задание 3. Презентация. Слайд – 5. Распечатки для каждого учащегося. (Приложение 3)
Изучение нового материала. Выделить непонятное. Обсудить вместе.
Задание 4. Презентация. Слайд – 6.
Задача 1: Выделение цифр числа N.
Проговорить идею решения. Если есть необходимость выполнить задание вместе.
Записать в тетрадь.
Решение:
Program Cifr_Shisla;
Var N:Longint;
T:byte;
Begin
Read(n);
While n>0 doBegin
t:=n mod 10;
Write (t,’ ‘);
N:=n div 10;end;
end.
Задача 2: Составьте программу для нахождения суммы цифр в числе. (Группа 1,2)
Задача 2: Составьте программу для подсчета количества нулей в числе. (Группа 3,4).
Для каждой группы предлагается распечатки строк программ. Среди них есть лишние строки. Учащимся необходимо составить (последовательно выложить) программы из строк. (Приложение 4)
Задание 5. (Основная часть урока)- 30-35 мин
Предлагаются задания для решения задач. Предпочтение отдаётся индивидуальному решению. (Приложение 5). Для сдачи и проверки задач учащиеся прошли регистрацию
Решение и сдача на сайт. (Приложение 6)
Возможна демонстрация результатов на экране в процессе решения и сдачи задач на сайт.
http://informatics.mccme.ru/moodle/
Итог урока.
Как Вы думайте, достигли ли мы цели урока?
Говорят дети. Цели имеются на доске, обращаемся к ним и анализируем.
Вариант 1. Если всё получилось. Решение задач на циклы с условиями мы начали удачно.
Вариант 2. Если не всё получилось, провести анализ.
Помните: Не всегда поиск решения задачи можно загнать в строгие временные рамки. Поиск истины это не соревнование на скорость.
Домашнее задание.
Написать программы предлагаемых задач на распечатке. Решение не менее 2-х задач на сайте.