Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Создание условий учебной деятельности, позволяющих раскрывать резервы организма, способствовать росту, развитию ребенка, сохранению его здоровья - важная задача образования. Одной из таких методик является программа " Гимнастика мозга" Денисона (или образовательная кинезиология). Эта программа основана на понимании взаимосвязи физического развития и учебных достижений ребенка. Исследования ученых подтверждают связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов тесно связано с развитием движений. Уместно привести слова И.М.Сеченова «…Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. … В реализацию движения включаются разные звенья нервной системы от коры мозга до двигательных нервов, приводящие в действие мышцы нашего тела». Двигательная деятельность является фактором, необходимым для поддержания постоянства внутренней среды организма.
Развитию кисти руки принадлежит высшая роль в формировании головного мозга и становлении речи. «В двигательной проекции частей тела в прецентральной извилине более чем треть площади занимает проекция руки. Кроме того, проекция движений кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. …Тренировка тонких движений пальцев рук должна оказывать влияние на развитие активной речи…» (М.М.Кольцова).
Образовательная кинезиология (или "гимнастика мозга") представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, восприятие, мышление, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Поэтому при помощи простых и доставляющих удовольствие упражнений активизируется деятельность головного мозга в различных направлениях.
Упражнения подобраны таким образом, что в процессе тренировок решаются следующие задачи:
- синхронизируется работа левого и правого полушария;
- развиваются:
- мелкая моторика;
- творческие способности;
- память, мышление, внимание;
- речь;
- снимается напряжение;
- повышает способность к произвольному контролю.
Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.
Упражнения "Гимнастики мозга".
«Кнопки мозга».
Для того, чтобы выполнить это упражнение, необходимо положить одну руку на пупок, а другой рукой стимулировать точки под ключицами между ребрами. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Другая рука массирует углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины.
«Перекрёстные шаги».
Это перекрестно-латеральная ходьба на месте, когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем правого колена.
«Крюки».
Для выполнения упражнения "Крюки" вначале скрестите лодыжки, как вам удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в "замок" и выверните их. Для этого выверните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. еперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони и возьмите пальцы в "замок". Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами, закройте глаза и постойте (или посидите) так в течение дух минут.
«Ленивые восьмёрки для письма».
Чтобы сделать это упражнение надо нарисовать символ "бесконечности" (восьмерка "на боку) на доске или бумаге непрерывающимся движением. Начинайте от центра, затем двигайтесь против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру; затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центральной точке. Каждой рукой рисуется восемь или более восьмерок, а затем восемь раз обеими руками вместе.
«Ленивые восьмёрки для глаз».
Упражнение заключается в слежении глазами за движущимся большим пальцем, описывающим "8-ку" (знак бесконечности) в горизонтальном поле видения. Чтобы проделать это, выставьте руку вперед, поднимите большой палец на уровне переносицы в переднем зрительном поле, примерно на расстоянии локтя и начните движение по форме "восьмерки". Движения должны быть медленными и осознанными для достижения максимальной мышечной концентрации. Держите голову прямо и расслабленно. Большой палец начинает движение от центра зрительного поля и идет вверх по краю поля видения, далее следует против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Затем аналогично по часовой стрелке вправо вверх, и обратно в центр. Движение необходимо повторить как минимум восемь раз каждой рукой, плавными и непрерывными движениями. После этого сцепите руки в замок большие пальцы направлены вверх образовывают перекрестие ("X"). Сосредоточившись в центре перекрестия, проделайте "ленивую восьмерку", теперь уже двумя сцепленными руками.
«Слон».
При выполнении упражнения левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, затем левая рука вытягивается, как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует "Ленивую восьмерку", начиная от центра зрительного поля и идя вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движениями кончиков пальцев. Для большего эффекта упражнение надо выполнять медленно восемь раз или более левой рукой и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
«Думающий колпак».
Для того, чтобы сделать это упражнение, надо оттягивать ушные раковины, слегка выворачивая их и продвигаясь сверху вниз, несколько раз.
«Энергетическая зевота».
Для выполнения "Энергетической зевоты" нужно открывать и закрывать рот и одновременно массировать мышцы вокруг зоны челюстно-височного сустава. Этот сустав находиться прямо перед ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти.
«Помпа (Насос)».
Держитесь за спинку стула, стойте прямо; одну ногу выставьте вперед и согните колено, а другую отведите назад примерно на 30 см и расположите на носочке. Глубоко вдохните, а когда будете выдыхать, опустите пятку ноги, расположенной сзади, на пол, одновременно сгибайте колено ноги, выставленной вперед. Тело должно оставаться в прямом положении, не наклоняясь вперед.
«Энергетизатор».
Чтобы выполнить "Энергетизатор", положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди, ощущая растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди.
«Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняйте в прямом и обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Ухо-нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой- за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".
«Симметричные рисунки».
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки, слово.
«Медвежьи покачивания».
Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Подключайте руки, придумайте сюжет.
Дыхательная гимнастика.
Выполняйте ритмичное дыхание: Вдох в два раза короче выдоха.
«Качание головой».
Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед, и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
«Лезгинка».
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой руки. После этого одновременно смените положение обеих рук. Добивайтесь высокой скорости смены положений (6-8 смен).
«Зеркальное положение».
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно улучшиться эффективность работы всего мозга.
«Змейка».
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться четко и точно, не допуская синкенезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
Гимнастика для глаз.
Выполняйте плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена). На ней с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд. Каждая траектория имеет свой цвет.
«Звонок».
Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхиваете по очереди кистями.
«Домик».
Соединяйте концевые фланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
Методика хороша тем, что приносят пользу как 40-минутное занятие, так и 5-минутное использование упражнений на уроке. Несколько минут занятий дают высокую умственную энергию.
При их выполнении надо соблюдать ряд условий, которые будут способствовать наибольшей эффективности:
- учащиеся чётко выполняют инструкцию учителя;
- перед началом упражнений обязательно нужно выпить глоток воды, т. к. вода универсальный растворитель электролитов, что помогает передавать по нервной системе электрические сигналы.
Занятия проводятся утром, днем.
Продолжительность занятий: 10-15 мин.
Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
Творческую деятельность прерывать упражнениями нецелесообразно.
Если предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
Упражнения по программе "Гимнастика мозга" можно включать в качестве физпауз на уроке не только в начальной, но и в старшей школе, объясняя учащимся смысл и необходимость этих занятий.
В результате систематических занятий по кинезиологическим программам у детей улучшаются память, внимание, развиваются межполушарные связи, повышается уровень обучаемости, выявляются творческие способности.