Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Действия с десятичными дробями»
- Развитие логического мышления, самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценке, взаимопомощи.
- Воспитание чувства коллективизма, ответственности, интереса к предмету.
Урок проводится в форме игры «Покорение Пика знаний»
К уроку подготовлена Презентация.
Ход урока
- Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме « Все действия с десятичными дробями». Мы будем покорять Пик знаний. (слайды 1-4)
Этапы покорения следующие: (по презентации)
Мы находимся На поляне «Десятичные дроби»
Наш девиз будет сегодня. (Слайд 5)
«Будем думать. Будем решать. Будем друг другу. Во всём помогать.»
Подготовка к покорению Пика Знаний.
1. Проверим домашнее задание. (Слайды 6-7)
- №1457.
1,1 :0,25 = 110:25=4,4(км/ч)
Ответ. Скорость девочки 4,4км/ч. - №1455(1).
(7-5,38)*2,5.
Решение.
1) 7-5,38= 1,62;
2)1,62*2,5= 4,05.
Ответ. 4,05.
Самооценка.
- «5» - нет ошибок
- «4» - 1 ошибка
- «3» - правильно выполнено одно задание.
- «2» - оба задания выполнены неверно.
2. Исторический лесок. (Слайд 8)
Десятичные дроби используются чаще, чем обыкновенные. Правила вычисления с десятичными дробями описал знаменитый учёный средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде.
Записывал аль-Каши десятичные дроби так же как и мы. Но он не пользовался запятой, а дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
В Европе об этом не знали и только спустя 150 лет Симоном Стевином были заново изобретены десятичные дроби. Стевин записывал десятичные дроби очень сложно.
В Англии в качестве знака отделяющего целую часть от дробной, была введена точка, которая до сих пор сохраняется в этой роли в США и Англии.
Запятая была введена в 1616-1617 г знаменитым английским математиком Джоном Непером.
В России учение о десятичных дробях было описано Леонтием Филипповичем Магницким в 1703 году в первом учебнике математики « Арифметика, сиречь наука числительная»
3. Берег «Прочитай-ка» Составьте фразу французского математика Р. Декарта. (Слайд 9-11)
0,5*4 |
0,42:0,07 |
4,15+0,85 |
100*0,01 |
8,16-1,16 |
1 6* 0,5 |
0,3:0,1 |
4,08:1,02 |
- -ум, 4. - применять 7.-главное-
- -мало 5. - хороший 8. -хорошо
- -его 6.- иметь
«Мало иметь хороший ум,
главное – хорошо его
применять».
Самооценка.
- «5» - всё верно.
- «4» - 1-2 ошибки.
- «3» - 3-4 ошибки.
- «2» - более 4 ошибок.
4. Переправа. (Слайды 12-13)
- Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых
- Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
а) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делимом,
б) после этого выполнить деление на натуральное число. - Чтобы сложить десятичные дроби, нужно:
а) Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
б) Выполнить сложение не обращая внимание на запятую;
в) Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях. - Умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 – значит перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе.
Ответ: да, нет, нет, да.
Самооценка.
- «5» - всё верно.
- «4» - 1 ошибка.
- «3» - 2ошибки.
- «2» - более 2 ошибок.
5. Привал. (Слайды 14-15)
Работа в группе.
Установите соответствие между столбцами.
0,3:х=0,1 |
0,3 |
Если мы допускаем ошибки лишь на три десятых ,то что может произойти?
Ученик рассказывает стихотворение «Три десятых».
Катя Кулакова приводит такой пример: Кран поднимает 0,5т груза, грузчик погрузил 0,8т и кран накренился и испортился. Это происходит , потому, что и грузчик и рыбак плохо знали математику.
6. Физпауза.
Руки вперёд, голову направо, налево.
Руки вверх, потянулись.
Руки вниз и нагнулись.
7. Нелёгкий подъём. (Слайды 16-17)
Решите уравнения:
- 1 уровень 4х+2,1 =3,3
- 2 уровень (у-1,2):0,6 = 21,3
- 3 уровень (у+26,1)*2,3 =70,84
Даются решения и дети сравнивают своё решение .
- (у+26,1)*2,3 =70,84.
Решение.
У+26,1=70,84:2,3;
У+26,1 = 30,8;
У=30,8-26,1;
У=4,7.
Ответ. У=4,7.
- (у-1,2):0,6 = 21,3
Решение.
У-1,2 = 21,3*0,6;
у-1,2 = 12,78;
У=12,78 +1,2;
У=13,98.
Ответ. у = 13,98.
- 4х+2,1 =3,3
Решение.
4х=3,3-2,1;
4х=1,2;
Х=1,2:4;
Х=0,3.
Ответ. х=0.3.
Оцени себя сам.
8. «Крутая» задача. Работа в группе. (Слайд 18)
Альпинисты поднимались в гору 2ч со скоростью 2,5км/ч и 3ч со скоростью 1,5 км/ч. Найдите среднюю скорость альпинистов за всё время движения.
Проверьте своё решение
- 2*2,5=
- 3*1,5=
- 5+4,5=
- 2+3 =
- ... : 5 =
Ответ. … км/ч средняя скорость альпинистов.
9. Последнй штурм. (Слайды 19-20)
№1 (41-38,9)*1,5 + 4:0,5
№2 (9,52 :3,4 ) *4,4 -0,5
№3 102-(155,4: 14,8 + 2,1) *3,5
Оцени себя.
|
|
|
Всё верно «5»
Ошибка в последнем действии «4»
Ошибки в двух последних действиях «3»
10. Пик знаний.
Здесь вам предлагается вычислить среднюю оценку за урок и назвать учителю. А также учащиеся проводят рефлексию свой работы на уроке.
Доволен ли ты тем как прошёл урок?
Было ли тебе интересно?
Что больше всего понравилось на уроке? (Слайды 21-23)
11. Домашнее задание.
Задача № 1520. Подготовить вопросы для урока консультации.
В заключение хочется привести вам слова Маркушевича А И.:
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели» (Слайды 24-25)
(Презентация)