Открытый урок математики в 5-м классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Действия с десятичными дробями»
  • Развитие логического мышления, самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценке, взаимопомощи.
  • Воспитание чувства коллективизма, ответственности, интереса к предмету.

Урок проводится в форме игры «Покорение Пика знаний»

К уроку подготовлена Презентация.

Ход урока

- Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме « Все действия с десятичными дробями». Мы будем покорять Пик знаний. (слайды 1-4)

Этапы покорения следующие: (по презентации)

Мы находимся На поляне «Десятичные дроби»

Наш девиз будет сегодня. (Слайд 5)

«Будем думать. Будем решать. Будем друг другу. Во всём помогать.»

Подготовка к покорению Пика Знаний.

1. Проверим домашнее задание. (Слайды 6-7)

  • №1457.
    1,1 :0,25 = 110:25=4,4(км/ч)
    Ответ. Скорость девочки 4,4км/ч.
  • №1455(1).
    (7-5,38)*2,5.
    Решение.
    1) 7-5,38= 1,62;
    2)1,62*2,5= 4,05.
    Ответ. 4,05.

Самооценка.

  • «5» - нет ошибок
  • «4» - 1 ошибка
  • «3» - правильно выполнено одно задание.
  • «2» - оба задания выполнены неверно.

2. Исторический лесок. (Слайд 8)

Десятичные дроби используются чаще, чем обыкновенные. Правила вычисления с десятичными дробями описал знаменитый учёный средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде.

Записывал аль-Каши десятичные дроби так же как и мы. Но он не пользовался запятой, а дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

В Европе об этом не знали и только спустя 150 лет Симоном Стевином были заново изобретены десятичные дроби. Стевин записывал десятичные дроби очень сложно.

В Англии в качестве знака отделяющего целую часть от дробной, была введена точка, которая до сих пор сохраняется в этой роли в США и Англии.

Запятая была введена в 1616-1617 г знаменитым английским математиком Джоном Непером.

В России учение о десятичных дробях было описано Леонтием Филипповичем Магницким в 1703 году в первом учебнике математики « Арифметика, сиречь наука числительная»

3. Берег «Прочитай-ка» Составьте фразу французского математика Р. Декарта. (Слайд 9-11)

0,5*4

0,42:0,07

4,15+0,85

100*0,01

8,16-1,16

1 6* 0,5

0,3:0,1

4,08:1,02

  1. -ум, 4. - применять 7.-главное-
  2. -мало 5. - хороший 8. -хорошо
  3. -его 6.- иметь

«Мало иметь хороший ум,
главное – хорошо его
применять».

Самооценка.

  • «5» - всё верно.
  • «4» - 1-2 ошибки.
  • «3» - 3-4 ошибки.
  • «2» - более 4 ошибок.

4. Переправа. (Слайды 12-13)

  1. Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых
  2. Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
    а) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делимом,
    б) после этого выполнить деление на натуральное число.
  3. Чтобы сложить десятичные дроби, нужно:
    а) Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
    б) Выполнить сложение не обращая внимание на запятую;
    в) Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
  4. Умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 – значит перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе.

Ответ: да, нет, нет, да.

Самооценка.

  • «5» - всё верно.
  • «4» - 1 ошибка.
  • «3» - 2ошибки.
  • «2» - более 2 ошибок.

5. Привал. (Слайды 14-15)

Работа в группе.

Установите соответствие между столбцами.

0,3:х=0,1
10*х=3
Х-0,01=0,02

0,3
3
0,03

 

Если мы допускаем ошибки лишь на три десятых ,то что может произойти?

Ученик рассказывает стихотворение «Три десятых».

Катя Кулакова приводит такой пример: Кран поднимает 0,5т груза, грузчик погрузил 0,8т и кран накренился и испортился. Это происходит , потому, что и грузчик и рыбак плохо знали математику.

6. Физпауза.

Руки вперёд, голову направо, налево.

Руки вверх, потянулись.

Руки вниз и нагнулись.

7. Нелёгкий подъём. (Слайды 16-17)

Решите уравнения:

  • 1 уровень 4х+2,1 =3,3
  • 2 уровень (у-1,2):0,6 = 21,3
  • 3 уровень (у+26,1)*2,3 =70,84

Даются решения и дети сравнивают своё решение .

  • (у+26,1)*2,3 =70,84.

Решение.

У+26,1=70,84:2,3;

У+26,1 = 30,8;

У=30,8-26,1;

У=4,7.

Ответ. У=4,7.

  • (у-1,2):0,6 = 21,3

Решение.

У-1,2 = 21,3*0,6;

у-1,2 = 12,78;

У=12,78 +1,2;

У=13,98.

Ответ. у = 13,98.

  • 4х+2,1 =3,3

Решение.

4х=3,3-2,1;

4х=1,2;

Х=1,2:4;

Х=0,3.

Ответ. х=0.3.

Оцени себя сам.

8. «Крутая» задача. Работа в группе. (Слайд 18)

Альпинисты поднимались в гору 2ч со скоростью 2,5км/ч и 3ч со скоростью 1,5 км/ч. Найдите среднюю скорость альпинистов за всё время движения.

Проверьте своё решение

  • 2*2,5=
  • 3*1,5=
  • 5+4,5=
  • 2+3 =
  • ... : 5 =

Ответ. … км/ч средняя скорость альпинистов.

9. Последнй штурм. (Слайды 19-20)

№1 (41-38,9)*1,5 + 4:0,5

№2 (9,52 :3,4 ) *4,4 -0,5

№3 102-(155,4: 14,8 + 2,1) *3,5

Оцени себя.

  • №1
  • 1)2,1
  • 2)3,15
  • 3)8
  • 4)11,15
  • №2
  • 1)2,8
  • 2)11,32
  • 3)10,82
  • №3
  • 1)10,5
  • 2)12,6
  • 3)44,1
  • 4)57,9

Всё верно «5»

Ошибка в последнем действии «4»

Ошибки в двух последних действиях «3»

10. Пик знаний.

Здесь вам предлагается вычислить среднюю оценку за урок и назвать учителю. А также учащиеся проводят рефлексию свой работы на уроке.

Доволен ли ты тем как прошёл урок?

Было ли тебе интересно?

Что больше всего понравилось на уроке? (Слайды 21-23)

11. Домашнее задание.

Задача № 1520. Подготовить вопросы для урока консультации.

В заключение хочется привести вам слова Маркушевича А И.:

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели» (Слайды 24-25)

(Презентация)