Сказочные истории для детей, которые хотят научиться правильно произносить звуки

Разделы: Работа с дошкольниками


По мнению физиолога Е.Н.Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи, особенно на звукопроизношении. Количество детей с нарушениями звукопроизношения растет год от года (число нарушенных звуков от 1 до 15). Вот почему так важно со стороны логопеда обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержание интереса к изученным ранее упражнениям. Для исправления неправильного звукопроизношения различных звуков, необходимо, чтобы каждый орган занимал определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение.
Любимым жанром детей остаются все же сказки. Они занимают 1 место у 70% детей среднего и 60% старшего дошкольного возраста. («О детской субкультуре». Н.Иванова из ЧТУ. Дошкольное воспитание. №4 за 2004).
Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые и даже страшные – сказки всегда интересны. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», – писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла. Так пусть они послужат и для чистоты детской речи.
Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать выученные умения. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребёнку, поэтому для разнообразия и заинтересованности детей, все упражнения объединены в небольшие сказки.
Психокоррекционная направленность сказок учит детей доброте, взаимопомощи, дружбе и доверию.
Предлагаю вашему вниманию сказки, придуманные мною для отработки комплексов упражнений для пассивной артикуляционной гимнастики и для правильного артикуляционного уклада звуков (К-Г-Х; Ш-Ж-Ч-Щ; Л; Р.) Сказки «Храбрый комар», «Прекрасная обжорка», «Светлячок, который боялся темноты», «Трудолюбивая божья коровка», «Пчела-капризуля», «Любознательная стрекоза», «Загадочная бабочка» помогают осваивать ребятам правильное произношение.
Сказки понравились детям и дали положительный результат в отработки артикуляционных упражнений при усвоении звуков. Сказки с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Полезно, чтобы дети повторили сказку на вечерних занятиях с воспитателем. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи. Описание упражнений в Приложении.

ХРАБРЫЙ КОМАР

Сказка для пассивной артикуляционной гимнастики.

Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок (упр.« Хоботок») вот так. А потом он весело улыбался себе (двумя пальцами фиксируем губы) и всем насекомым, которые жили рядом с ним (четырьмя пальцами фиксируем). Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых. Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на неё. Он (поднимание верхней губу с обнажением верхней десны, зафиксировать 2-мя пальцами) сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком. Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот (Опускание нижней губы с обнажением десен, зафиксировать 2-мя пальцами). Лягушка тут же ускакала с этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя (поднимание кончика языка, упр. «Змейка»). А комар в ответ помахивал им своим чистым хоботком (подтягивание языка вперед). С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки.

ПРЕКРАСНАЯ ОБЖОРКА

Сказка к комплексу упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х.

Гусеничка все время хотела кушать. Она лопала все, что попадало в её поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А, наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот (упражнение «Хоботок») слон. Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась (упр. «Улыбочка») слону в ответ. И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.
– Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце. – Сказала гусеничка. – Ой, какой у меня бледный вид.
И гусеничка решила позаниматься, чтобы у неё стал вид более здоровый, когда вернется слон (упр. «Лопаточка – иголочка»). Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела,...Но вскоре она опять взглянула в зеркало, принялась чистить зубки, ожидая слона (упр. «Чистим нижние зубки» и «Посчитаем нижние зубки»). Затем Обжорка немножко посердилась (упр. «Киска сердится») и свернулась катушечкой (упр. «Катушка»), и сладко уснула.
Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка нежно её убаюкивала и раскачивала вверх – вниз, как на качелях (упр. «Качели»). В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он нежно и тихо двигался, чтобы не спугнуть такую красоту.

ТРУДОЛЮБИВАЯ БОЖЬЯ КОРОВКА

Сказка к комплексу упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало её теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у неё нет пятнышек. Все насекомые в округе, стали над ней посмеиваться.
– Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек. – Говорили они.
– Да ты просто красный жук. – Вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут
солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила
солнышку личико и они стали улыбаться друг другу (упр. «Улыбочка»).
– Чтобы у тебя появились пятнышки нужно очень долго трудиться. Ты не
бойся трудностей. – Сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка её долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У неё сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его (упр. «Непослушный язычок»). И он стал ровным как лопаточка (упр. «Лопатка»). Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась, сложила свой язычок чашечкой (упр. «Чашечка») и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом (упр. «Бублик») и снова за работу. На картинках она увидела лошадку (упр. «Лошадка»), весёлого маляра (упр. «Маляр»), грибок (упр. «Грибок») и даже гармошку (упр. «Гармошка»).Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки. – Божья коровка, пора ложиться спать. – Обратилась к ней солнышко. – Хорошо солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку. – Весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем (упр. «Вкусное варенье») и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок (упр. «Грибок»). А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашюте (упр. «Парашютик»). Божья коровка первая попросила одуванчика прокатиться и тут все увидели, что нее появились... Они были кругленькими и блестящими, и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

ЗАГАДОЧННАЯ БАБОЧКА

Сказка к начальному комплексу артикуляционной гимнастики при стёртой дизартрии.

Эту красивую бабочку называли все Загадкой. Знаете, почему ее так прозвали? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал. Открывая при этом свой клюв (упр. «Птенчик»). А бабочка ему говорит: Явился в желтой шубке: – Прощайте, две скорлупки!Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что про меня?» А бабочка все свое:

Летом в болоте
Вы её найдёте.
Зелёная квакушка
Улыбается от ушка до ушка.

Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка (упр. «Улыбочка») во весь клюв: – А еще знаешь, про что-нибудь большое? И тут бабочка не растерялась: У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя маленький хвост, Спереди у зверя – хвост большой. Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это ... – Слон! – закричал весело птенчик (упр.«Хоботок»).

– Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты, так громко плакал? – Спросила бабочка. – Я остался один, потому и плакал. Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. Вот сразу появилась у бабочки новая загадка:

Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.

– Это про мою лопатку (упр. «Лопатка»). Я отгадал. А еще знаешь? – Спросил птенчик.Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:

Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные ... (шары).

И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но все равно сдувался (упр. «Толстячок – худышка»). Они даже пошлепали свои язычки (упр. «Непослушный язычок»), но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.

Птенчик сразу отгадал загадку и причесался (упр. "Расческа"). Затем друзья покачались на качелях (упр. «Качели»). И не заметили, как время прошло.

А что всегда идет,
А с места не сходит?

И снова отгадал птенчик бабочкину загадку. А тут и мама прилетела. Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.

Я так же использую сказки уже полюбившихся детям писателей С.П.Кремневой, А.И.Константиновой и А.Г.Назаровой, Валентина Гурова и др. Сказки адаптирую в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей речевых групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но вот герои подобраны в соответствии с названиями упражнений артикуляционной гимнастике.

НЕВОСПИТАННЫЙ МЫШОНОК

Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу – не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверьми в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упр. «Почистим зубки»), причесался (упр. «Расческа»). Видит, зайчик на качелях (упр. «Расческа») катается. Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!» Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упр. «Язык-силач»). И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона блинчик (упр. «Лопатка») во рту держит. Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» – Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упр. «Горка»). Едва в воду не упал. Хорошо заборчик (упр. «Заборчик») его задержал, который лягушата построили. Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть – еще не всем доброе утро пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. »Доброе утро!»– кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, – отвечает летучая мышь, добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик (упр «Паровозик свистит»). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.

КТО ПОМОЖЕТ ВОРОБЬЮ

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него (упр «Птенчики»). Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да высоко на дереве было, а дерево на горке (упр. «Горка»). Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог – маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка (упр «Змейка»).
– Помоги мне, – просит воробышек, – я из гнезда упал. – Я бы рада тебе помочь, – отвечала змейка, – но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке найдешь там помощь. – И уползла. Ещё пуще плачет воробышек, но пошел, куда указала змея. Катит катушку ему навстречу лягушонок (упр. «Катушка»). Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама-воробьиха – летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка (упр. «Лошадка») подставила копыто, чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат – стучит дятел (упр. «Барабан»). Позвали его, совета попросит. Дятел подумал и сказал:
– Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.
Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам, и видит, ребята в машинки (упр. «Машинки») играют, попросил у них помощи. Ребята подбежали и отнесли воробышку в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них – благодарил.

ЗАЯЦ-ОГОРОДНИК

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее cтал самый обыкновенный заяц. А случилось все так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверюшкам лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату (упр. «Лопатка») и пошел на полянку. Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он шипит рядом кто-то: – Эй, заяц, ты чего тут делаешь? – Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, – Отвечает заяц. Змея (упр. «Змейка») сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела все и похвалила зайца. Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок (упр. « Грибок») засушенный нашла. «Вот молодец», – удивилась белка и тут же совет дала: – Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было, – а сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала. Только белка ушла – медведь идет, да банку с вареньем (упр. «Вкусное варенье») несет. Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:
– Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушел, косолапый. Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень (песенки – а, о, у, и, ы, э) А перед самим вечером смотрит – волк идет чашечку несет. – Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка (упр. «Чашечка»). Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком (упр. «Ковшик») черпать. Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку (упр. «Лошадка») приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам. Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела (ш-ш-ш), потому что не любит капусту.

СКАЗКА О КЛЯКСЕ

Жила-была Клякса в темном дупле и очень не любила показываться людям (вышел язычок на крылечко). Почему? Да потому, что при её появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно!
Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила ей свою шляпку (упр. «Маляр»). Но все, кто её видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!» (вышел язычок на крылечко).
Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку (упр. «Маляр»). Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым (упр. «Спрячь конфетку», «Почистим зубки»).И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет (упр. «Маляр»). Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречался, в ужасе кричал: «Какая желтая Клякса! Как блин!» (упр. «Лопатка»).
В это время (упр. «Часики») пролетала Сова – мудрая голова. Сова не узнала Кляксу в новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! – сказала вежливо Сова, – Вы, случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что её приняли за Луну. И они вместе отправились качаться на качелях (упр. «Качели»).