По мнению физиолога Е.Н.Винарской,
эмоциональный дискомфорт отрицательно
сказывается на развитии всех сторон речи,
особенно на звукопроизношении. Количество детей
с нарушениями звукопроизношения растет год от
года (число нарушенных звуков от 1 до 15). Вот
почему так важно со стороны логопеда обеспечить
на занятиях положительный настрой и поддержание
интереса к изученным ранее упражнениям. Для
исправления неправильного звукопроизношения
различных звуков, необходимо, чтобы каждый орган
занимал определенное положение. В речи звуки
произносятся не изолированно, а один за другим,
поэтому органы артикуляционного аппарата должны
быстро менять свое положение.
Любимым жанром детей остаются все же сказки. Они
занимают 1 место у 70% детей среднего и 60% старшего
дошкольного возраста. («О детской субкультуре».
Н.Иванова из ЧТУ. Дошкольное воспитание. №4 за 2004).
Все люди на свете любят сказки. И любовь эта
начинается в детстве. Волшебные, веселые и даже
страшные – сказки всегда интересны. «Сказка –
ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», –
писал Александр Сергеевич Пушкин. И
действительно, в сказке всегда есть урок, но урок
очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский
совет. Сказка учит отличать добро от зла. Так
пусть они послужат и для чистоты детской речи.
Одним из наиболее важных принципов в работе с
детьми, особенно в логопедических группах,
является принцип повторяемости, что объясняется
сниженной способностью автоматизировать
выученные умения. Одни и те же упражнения,
повторяющиеся из занятия в занятие, быстро
надоедают ребёнку, поэтому для разнообразия и
заинтересованности детей, все упражнения
объединены в небольшие сказки.
Психокоррекционная направленность сказок учит
детей доброте, взаимопомощи, дружбе и доверию.
Предлагаю вашему вниманию сказки, придуманные
мною для отработки комплексов упражнений для
пассивной артикуляционной гимнастики и для
правильного артикуляционного уклада звуков
(К-Г-Х; Ш-Ж-Ч-Щ; Л; Р.) Сказки «Храбрый комар»,
«Прекрасная обжорка», «Светлячок, который боялся
темноты», «Трудолюбивая божья коровка»,
«Пчела-капризуля», «Любознательная стрекоза»,
«Загадочная бабочка» помогают осваивать ребятам
правильное произношение.
Сказки понравились детям и дали положительный
результат в отработки артикуляционных
упражнений при усвоении звуков. Сказки с
движениями, как правило, легче и быстрее
запоминаются, потому что опираются на принцип
активности. Он заключается в том, что человек
усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что
видит, 90% из того, что делает. Можно рассказывать
сказку и одновременно выполнять упражнения.
Полезно, чтобы дети повторили сказку на вечерних
занятиях с воспитателем. Подобное закрепление
материала во второй половине дня может быть
дополнительным коррекционным заданием по
развитию связной речи. Описание упражнений в Приложении.
ХРАБРЫЙ КОМАР
Сказка для пассивной артикуляционной гимнастики.
Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок (упр.« Хоботок») вот так. А потом он весело улыбался себе (двумя пальцами фиксируем губы) и всем насекомым, которые жили рядом с ним (четырьмя пальцами фиксируем). Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых. Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на неё. Он (поднимание верхней губу с обнажением верхней десны, зафиксировать 2-мя пальцами) сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком. Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот (Опускание нижней губы с обнажением десен, зафиксировать 2-мя пальцами). Лягушка тут же ускакала с этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя (поднимание кончика языка, упр. «Змейка»). А комар в ответ помахивал им своим чистым хоботком (подтягивание языка вперед). С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки.
ПРЕКРАСНАЯ ОБЖОРКА
Сказка к комплексу упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х.
Гусеничка
все время хотела кушать. Она лопала все, что
попадало в её поле зрения: и листочки, и цветочки,
и веточки, и плоды. А, наевшись, сладко засыпала. И
так было каждый день. И вот однажды она
проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой
хобот (упражнение «Хоботок») слон. Но наша
гусеница не растерялась и улыбнулась (упр.
«Улыбочка») слону в ответ. И слон решил удалиться
подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной
дамы с такой прекрасной улыбкой.
– Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в
зеркальце. – Сказала гусеничка. – Ой, какой у
меня бледный вид.
И гусеничка решила позаниматься, чтобы у неё стал
вид более здоровый, когда вернется слон (упр.
«Лопаточка – иголочка»). Она очень сильно
проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела,
ела и ела,...Но вскоре она опять взглянула в
зеркало, принялась чистить зубки, ожидая слона
(упр. «Чистим нижние зубки» и «Посчитаем нижние
зубки»). Затем Обжорка немножко посердилась (упр.
«Киска сердится») и свернулась катушечкой (упр.
«Катушка»), и сладко уснула.
Настало время для Обжорки превратиться в
куколку. И веточка, на которой сидела куколка
нежно её убаюкивала и раскачивала вверх – вниз,
как на качелях (упр. «Качели»). В один прекрасный
миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка,
она была такой красивой, что все вокруг замирали,
когда она пролетала мимо. И однажды она увидела
слона. Она села ему на ушко, а он нежно и тихо
двигался, чтобы не спугнуть такую красоту.
ТРУДОЛЮБИВАЯ БОЖЬЯ КОРОВКА
Сказка к комплексу упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.
Жила-была
божья коровка. Вышла однажды она из своего домика
и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью
коровку. Улыбнулось и пощекотало её теплыми
лучиками. А когда солнышко осветило спинку
божьей коровки, то все увидели, что у неё нет
пятнышек. Все насекомые в округе, стали над ней
посмеиваться.
– Какая же ты божья коровка, если у тебя нет
черных пятнышек. – Говорили они.
– Да ты просто красный жук. – Вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка
заплакала, но тут
солнышко снова выглянуло. Божья коровка
перестала плакать, подставила
солнышку личико и они стали улыбаться друг другу
(упр. «Улыбочка»).
– Чтобы у тебя появились пятнышки нужно очень
долго трудиться. Ты не
бойся трудностей. – Сказало солнышко и подарило
божьей коровке книжку.
Божья коровка её долго разглядывала, потом стала
делать упражнения, написанные в книжке. У неё
сначала не получалось, но она вытащила язычок и
пошлепала его (упр. «Непослушный язычок»). И он
стал ровным как лопаточка (упр. «Лопатка»). Вскоре
набежала легкая тучка и помыла божью коровку
дождиком. Но и тут она не растерялась, сложила
свой язычок чашечкой (упр. «Чашечка») и набрала
дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом
(упр. «Бублик») и снова за работу. На картинках она
увидела лошадку (упр. «Лошадка»), весёлого маляра
(упр. «Маляр»), грибок (упр. «Грибок») и даже
гармошку (упр. «Гармошка»).Божья коровка так
увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на
спинке появились черненькие пятнышки. – Божья
коровка, пора ложиться спать. – Обратилась к ней
солнышко. – Хорошо солнышко, давай я угощу тебя
вареньем за такую чудесную книжку. – Весело
ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем
(упр. «Вкусное варенье») и отправились спать.
Солнышко за горку, а божья коровка под грибок
(упр. «Грибок»). А утром произошло чудо! Божья
коровка вылетела из своего домика и полетела на
праздник, где собрались все жители поляны. Там
одуванчик Большие щеки открыл новый аттракцион.
Можно было каждому прокатиться на парашюте (упр.
«Парашютик»). Божья коровка первая попросила
одуванчика прокатиться и тут все увидели, что нее
появились... Они были кругленькими и блестящими, и
так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех
пор все жители поляны ходят к божьей коровке в
гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.
ЗАГАДОЧННАЯ БАБОЧКА
Сказка к начальному комплексу артикуляционной гимнастики при стёртой дизартрии.
Эту красивую бабочку называли все Загадкой. Знаете, почему ее так прозвали? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал. Открывая при этом свой клюв (упр. «Птенчик»). А бабочка ему говорит: Явился в желтой шубке: – Прощайте, две скорлупки!Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что про меня?» А бабочка все свое:
Летом в болоте
Вы её найдёте.
Зелёная квакушка
Улыбается от ушка до ушка.
Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка (упр. «Улыбочка») во весь клюв: – А еще знаешь, про что-нибудь большое? И тут бабочка не растерялась: У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя маленький хвост, Спереди у зверя – хвост большой. Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это ... – Слон! – закричал весело птенчик (упр.«Хоботок»).
– Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты, так громко плакал? – Спросила бабочка. – Я остался один, потому и плакал. Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. Вот сразу появилась у бабочки новая загадка:
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
– Это про мою лопатку (упр. «Лопатка»). Я отгадал. А еще знаешь? – Спросил птенчик.Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные ... (шары).
И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но все равно сдувался (упр. «Толстячок – худышка»). Они даже пошлепали свои язычки (упр. «Непослушный язычок»), но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Птенчик сразу отгадал загадку и причесался (упр. "Расческа"). Затем друзья покачались на качелях (упр. «Качели»). И не заметили, как время прошло.
А что всегда идет,
А с места не сходит?
И снова отгадал птенчик бабочкину загадку. А тут и мама прилетела. Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.
Я так же использую сказки уже полюбившихся детям писателей С.П.Кремневой, А.И.Константиновой и А.Г.Назаровой, Валентина Гурова и др. Сказки адаптирую в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей речевых групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но вот герои подобраны в соответствии с названиями упражнений артикуляционной гимнастике.
НЕВОСПИТАННЫЙ МЫШОНОК
Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу – не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверьми в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упр. «Почистим зубки»), причесался (упр. «Расческа»). Видит, зайчик на качелях (упр. «Расческа») катается. Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!» Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упр. «Язык-силач»). И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона блинчик (упр. «Лопатка») во рту держит. Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» – Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упр. «Горка»). Едва в воду не упал. Хорошо заборчик (упр. «Заборчик») его задержал, который лягушата построили. Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть – еще не всем доброе утро пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. »Доброе утро!»– кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, – отвечает летучая мышь, добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик (упр «Паровозик свистит»). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.
КТО ПОМОЖЕТ ВОРОБЬЮ
Не
слушался маленький воробышек маму, подошел к
краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и
вывалился из него (упр «Птенчики»). Испугался он,
хотел обратно залететь в гнездо, да высоко на
дереве было, а дерево на горке (упр. «Горка»). Стал
воробышек бегать вокруг дерева, крылышками
хлопать, да взлететь не смог – маленький еще был,
не научился летать. Сел воробьишко и громко
заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка
(упр «Змейка»).
– Помоги мне, – просит воробышек, – я из гнезда
упал. – Я бы рада тебе помочь, – отвечала змейка,
– но у меня нет рук, как же я тебя положу в
гнездышко? Иди по тропинке найдешь там помощь. –
И уползла. Ещё пуще плачет воробышек, но пошел,
куда указала змея. Катит катушку ему навстречу
лягушонок (упр. «Катушка»). Попрыгал кругом, да
чем он поможет? Услышала плач мама-воробьиха –
летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может
поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка (упр.
«Лошадка») подставила копыто, чтобы по нему
воробышек на дерево забрался, но и не помогло. Все
горюют вместе, а придумать ничего не могут.
Слышат – стучит дятел (упр. «Барабан»). Позвали
его, совета попросит. Дятел подумал и сказал:
– Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и
позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям
они умеют лазать. Они тебе помогут.
Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам, и
видит, ребята в машинки (упр. «Машинки») играют,
попросил у них помощи. Ребята подбежали и отнесли
воробышку в гнездо. Больше он уже не падал, а
когда научился летать, прилетал к ребятам и
весело чирикал возле них – благодарил.
ЗАЯЦ-ОГОРОДНИК
История
эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем
ее cтал самый обыкновенный заяц. А случилось все
так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах
только первые листочки показались. Голодно
зверюшкам лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц,
что люди сами на огородах еду выращивают. Решил
он огород завести. Взял лопату (упр. «Лопатка») и
пошел на полянку. Копает зайчик землю да песни
напевает. Слышит он шипит рядом кто-то: – Эй, заяц,
ты чего тут делаешь? – Огород копаю, чтобы еду на
весь год вырастить, – Отвечает заяц. Змея (упр.
«Змейка») сначала удивилась, а потом головку
подняла, осмотрела все и похвалила зайца. Копает
заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок
(упр. « Грибок») засушенный нашла. «Вот молодец»,
– удивилась белка и тут же совет дала: – Только
не забудь грядки сделать, чтобы красиво было, – а
сама хвост распушила и дальше по деревьям
ускакала. Только белка ушла – медведь идет, да
банку с вареньем (упр. «Вкусное варенье») несет.
Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к
людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал
разумный совет:
– Смотри, рассаду не съешь. А я после приду
посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушел,
косолапый. Заяц дальше копает. Песенки все поет,
хоть устал очень (песенки – а, о, у, и, ы, э) А перед
самим вечером смотрит – волк идет чашечку несет.
– Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До
чего додумался! Только полить свою капусту не
забудь, вот тебе чашка (упр. «Чашечка»). Засмеялся
заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а
наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было
воду для поливки ковшиком (упр. «Ковшик») черпать.
Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных
гусениц оберегал огород. А когда осень наступила,
все увидели, что капуста уродилась на славу.
Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась
целая горка. Пришлось лошадку (упр. «Лошадка»)
приглашать, чтобы всех зверей угостить и
развести по норкам. Следующей весной решили еще
больше огород сделать, а все звери помогать
будут. Только одна змея шипела (ш-ш-ш), потому
что не любит капусту.
СКАЗКА О КЛЯКСЕ
Жила-была
Клякса в темном дупле и очень не любила
показываться людям (вышел язычок на крылечко).
Почему? Да потому, что при её появлении каждый
считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас!
Какая жирная и некрасивая черная клякса!» Кому
такое понравится? Вот почему она предпочитала
отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в
одиночестве? Скучно!
Решила она принарядиться. Тогда она зашла в
магазин, купила краски и покрасила ей свою шляпку
(упр. «Маляр»). Но все, кто её видел, снова махали
руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в
оранжевой шляпке!» (вышел язычок на крылечко).
Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила
свою юбку (упр. «Маляр»). Но и это никто не оценил.
Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в
синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и
оставшейся краской выкрасила свое дупло. Она
очень старалась, и дупло стало уютным и красивым
(упр. «Спрячь конфетку», «Почистим зубки»).И нашей
Кляксе захотелось сходить погулять на праздник
или в гости. Взяла желтой краски и покрасилась в
яркий солнечный цвет (упр. «Маляр»).
Представляете! Конечно, себе в таком наряде она
понравилась. Но только она появилась на улице,
как каждый, кто ей встречался, в ужасе кричал:
«Какая желтая Клякса! Как блин!» (упр. «Лопатка»).
В это время (упр. «Часики») пролетала Сова –
мудрая голова. Сова не узнала Кляксу в новом
наряде и новом жилище. Сове показалось, что это
совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и
красивая Незнакомка! – сказала вежливо Сова, –
Вы, случайно не родственница Луны?» Клякса
впервые в жизни услышала добрые слова и
улыбнулась. Ей было очень приятно, что её приняли
за Луну. И они вместе отправились качаться на
качелях (упр. «Качели»).