Цели:
- Повторить решение задач на проценты.
- Учить работать в группах: уметь распределять обязанности между членами группы, обобщать полученные данные, делать выводы.
- Способствовать социальной адаптации учащихся в современных условиях на примере деловой игры.
ХОД ИГРЫ
Учащиеся делятся на 3 отдела: экономистов,
товароведов, рекламы.
За две недели до проведения игры было дано
задание всем учащимся найти в справочниках
определения: акция, дивиденд, прибыль, аренда,
банкрот, рентабельность.
Группе экономистов дано задание
проанализировать убыточность кафе, находящегося
в здании рынка «Новый», составить план
мероприятий по выводу кафе из банкротства.
Группе товароведов – составить меню.
Отделу рекламы – сделать вывеску кафе, придумать
рекламу.
Прежде, чем начать работу, повторяем определения, которые нашли учащиеся. Каждое определение вывешивается на доску:
АКЦИЯ – ценная бумага, свидетельствующая о
внесении определенного пая в фонд акционерного
общества и дающая право ее владельцу на
получение при были в виде дивиденда.
ПРИБЫЛЬ – сумма, на которую доход превышает
затраты на производство товара или
экономическую деятельность
ДИВИДЕНД – доход, который получает владелец
акций на вложенные деньги.
БАНКРОТ – разорившийся предприниматель.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ – оправдание расходов,
доходность.
АРЕНДА – временное пользование недвижимым
имуществом на договорных началах.
Учитель: Мы решили организовать открытое акционерное общество. Узнали, что обанкротилось кафе в здании рынка «Новый». Хозяин решил сдать в аренду помещение кафе вместе с необходимым оборудованием с ежемесячной платой 11 тыс.рублей. Мы попросили группу экономистов проанализировать убыточность кафе и предложить план мероприятий по выводу кафе из банкротства. Сегодня мы просчитаем каждый пункт предложенных мероприятий и сделаем вывод о целесообразности открытия кафе.
Экономисты: Помещение кафе находится в здании рынка «Новый». Это очень выгодное расположение, т.к. в течение дня на рынке много покупателей. Часто родители берут с собой детей. Поэтому, открытие кафе «Лакомка» должно быть прибыльным. Однако, помещение кафе давно не ремонтировалось, мебель в зале старая, уборка делается плохо, персонал работает вяло. Мы предлагаем провести следующие мероприятия:
- Сделать ремонт помещения
- Закупить новую мебель
- Обновить меню
- Нанять рабочих с хорошей рекомендацией
- Дать рекламу в газету
Группа товароведов предлагает меню, его обсуждают все, вносят изменения. Меню вывешивают на доску. (Пример меню в Приложении 1)
Слово предоставляется отделу рекламы, который предлагает несколько вариантов рекламы кафе. Все обсуждают, выбирают одну. Решают, в какую газету выгоднее поместить рекламу, на какой странице газеты, в какой срок, площадь рекламы.
Задача отделу рекламы:
1 см? площади стоит 5,8 руб., 1 печатный знак стоит
48 коп. Если поместить рекламу на первой странице
газеты, то надо заплатить 200% от стоимости
рекламы, если на последней странице – 32%. Если
подавать объявление меньше, чем за неделю, то
необходимо заплатить еще 100% от стоимости
рекламы.
С учетом выбранных условий группа решает задачу.
Например:
8 * 5 = 40 см2, 5,8 * 40 = 232 руб. (за занимаемую
площадь)
128 знаков * 0,48 = 61,44 руб. (за текст)
232 + 61,44 = 293,44 руб.
293,44 * 0,32 = 93,9 руб. (за размещение рекламы на
последней странице)
293,44 + 93,9 = 387,34 руб. (за всю рекламу)
Задачи группе экономистов:
1. Стоимость помещения кафе 237 тыс.рублей.
Рабочим необходимо заплатить 52% от стоимости
ремонта. Сколько можно сэкономить денег, если
сделать ремонт своими силами? Вычислить затраты
на ремонт.
Расчет: 237 000 * 0,52 = 123 240 руб – экономия
237 000 – 123 240 = 113 760 руб. – расход
2. Необходимо закупить комплект мебели в зал,
который стоит 52 340 руб. Стоимость доставки
составляет 2% от стоимости покупки. Вычислить
затраты на приобретение мебели.
Расчет: 52 340 * 0,02 = 1046,8 руб. – стоимость
доставки
52 340 + 1046,8 = 53 386,8 руб. – затраты
Задача группе товароведов:
Сколько необходимо затратить на закупку продуктов на первый месяц. Для продажи продуктов в кафе добавить цены на 30%. Один человек тратит в среднем 30 руб. за одно посещение. Предположим, что в будние дни проходимость 80 чел., в выходные – 110 чел. В месяце 22 рабочих дня и 8 выходных дней. Вычислить прибыль от продажи.
Расчет: 30 * 80 * 22 = 52 800 руб. (выручка в рабочие
дни)
30 * 110 * 8 = 26 400 руб. (выручка в выходные дни)
52 800 + 26 400 = 79 200 руб. (выручка за месяц)
79 200 * 0,3 = 23 760 руб. (прибыль)
79 200 – 23 760 = 55 440 руб. (затраты)
При необходимости в слабом классе можно дать инструкции группам по порядку вычислений. (Приложение 2)
Учитель: Отдел кадров предлагает нанять минимум рабочих:
Директор – 4 000 руб.
Товаровед – 3 000 руб.
2 буфетчицы – 2 000 * 2 = 4 000 руб.
2 мойщицы посуды – 1 000 * 2 = 2 000 руб.
Уборщица – 1 000 руб.
Итого: на заработную плату: 17 000 руб.
– Какие затраты должны быть ежемесячно?
Ответ: Аренда, з/плата и реклама: 11 000 + 17 000 + 387,34 = 28 387,34 руб.
Учитель: Ежемесячные затраты составляют 28 387,34 руб., прибыль – 23 760 руб. Целесообразно ли открывать кафе?
Ответ: При предполагаемой проходимости кафе не рентабельно. Прибыль должна быть больше затрат, т.к. необходимо окупить затраты при открытии кафе и акционеры должны получать дивиденды.
Учитель: Какой должна быть ежемесячная прибыль, чтобы через год окупить затраты?
Записать на доску:
Единовременные затраты:
ремонт – 113 760 руб.
мебель – 53 386,8 руб.
Итого: 167 146,8 руб.
167 146,8 : 12 = 13 928,9 руб.
28 387,34 + 13 928,9 = 42 316,24 руб. (прибыль за месяц)
Вывод: При ежемесячной прибыли 42 317 руб. окупятся затраты при открытии кафе и акционеры начнут получать прибыль.
Учитель: Мы рассмотрели лишь маленькую часть вопросов, которые приходится решать людям, решившим открыть свое предприятие. Какие выводы вы сделали для себя, приняв участие в деловой игре?