Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературы.

Разделы: Начальная школа


В последние годы современный образовательный процесс ориентирован на развитие личности ребенка, способной к творческому, нетрадиционному решению возникающих проблемных ситуаций, умеющей прогнозировать свои действия, а также гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений. Поэтому многие отечественные ученые и педагоги считают принцип творчества (креативности) одним из центральных принципов современного образования. Между тем представления о том, что стоит за этим понятием, неоднозначны и даже противоречивы.

Но все исследователи пишут о том, что развитие креативности напрямую связано с формированием позитивной Я-концепции, позволяющей человеку реализовывать имеющийся у него творческий потенциал.

Условием формирования положительной Я-концепции является осуществление работы с эмоциональным содержанием, то есть необходимо, чтобы человек признал собственные эмоциональные реакции как ценность и научился их выражать социально приемлемым способом.

Трудно переоценить в решении этой задачи роль школьного предмета «Литература», потому что именно он помогает разбудить сокровенные чувства, воодушевляет на раскрытие перед окружающими своего внутреннего мира.

Творчески раскрепощенный и эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное. Одной из технологий, помогающей воспитывать вдумчивого, внимательного читателя является технология начального литературного образования В.А.Лазаревой.

Направление преподавания литературы по данной технологии ориентировано на формирование отношения к тексту как к самоценному явлению культуры. На практике это выражается в том, что учитель не дает детям ничего изначально, а лишь помогает ученикам открывать «тайны» текста, не навязывает школьникам собственные образы мышления, не принуждает и не заставляет думать по шаблону.

Поэтому, я вижу свою задачу в разработке таких моделей уроков, на которых есть возможность учащимся выразить свое творческое «Я». На таких уроках для развития креативности мышления своих учеников я использую следующие учебные задания:

  1. Сочинить считалку, скороговорку по определенному ритмическому рисунку.
  2. Заполнить намеренно пропущенные в стихотворении слова-рифмы.
  3. Восстановить смысл пословиц.
  4. Зашифровать пословицу с помощью рисунка.
  5. Сочинить сказку, рассказ, имитирующие произведения знакомых авторов и знакомых жанров.
  6. Завершить произведение знакомого автора, предложенного без концовки.
  7. Восстановить ритм в стихотворении, убрав лишние слова.
  8. Узнать автора произведения, опираясь на знания авторской индивидуальности.
  9. Составить диафильм из рисунков к произведениям.
  10. Нарисовать иллюстрацию к тексту.
  11. Инсценировать произведение (групповая работа).
  12. Сочинить стихотворение по определенной теме или по заданному началу.
  13. Создать книжку-малышку с собственными текстами и рисунками.

Перечень творческих заданий может быть бесконечным. Естественно и гармонично увязанные друг с другом они помогают ученикам в совершенствовании и формировании своей речи, своих собственных мыслей, своего индивидуального восприятия.

Как правило, дети выполняют такие задания быстро, излагают свои мысли ясным, живым языком. Каждая работа своеобразна, отражает различие в уровне способностей учащихся, выражает личное восприятие произведения каждым учеником. Конечно, к выполнению таких заданий детей надо готовить постепенно. В первом классе при работе со стихами ученики знакомятся с понятиями «рифма» и «ритм». Они очень любят сочинять стихи сами, но их нужно увлечь и помочь им. Работа над стихами и стихотворчество начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. С начала на уроках обучения грамоте, когда ученикам предлагаются задания типа: «Договорить словечко», «Закончить фразу».

Например:

А) Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын – … (жираф)

Б) Смотрится
В чайник
Кофейник
Пузатый.
– Ах! – говорит он. –
Какой я … (носатый!)

Такие пробы, как правило, проходят на положительном фоне, со смехом, шутками – ведь это экспромт. После таких занятий постепенно мы переходим к подбору рифм к словам, а далее к сочинению двустиший и четверостиший. Часто уроки литературы интегрируются с уроками изобразительного искусства. Приведу в качестве примера модели уроков литературы в первом и во втором классе.

Урок литературы в первом классе

Тема: Рифма и ритм.

Задачи:

  • Закрепить понятия «рифма», «ритм».
  • Развивать творческое воображение учащихся и умение подбирать рифмы к словам.
  • Воспитывать творчески раскрепощенного читателя, умеющего слушать других и высказывать свое мнение.

Оборудование: альбомы, краски, кисточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка учебной задачи и повторение пройденного

– Сегодня на уроке мы с вами будем выступать в роли художников и поэтов. Будем учиться подбирать рифмы к словам, а быть может и напишем первые стихи. Чтобы быть художником у нас уже все готово, а что делает поэт?
– Скажите, что обязательно должно быть в стихотворении? (Ритм, рифма, «рисующие» слова).
– Где в жизни встречаются явления ритма? (Часы, музыка, смена дня и ночи и т.д.).
– А что такое рифма? Приведите примеры.
– Спасибо ребята за ответы, а сейчас я буду называть слова вы – рифмовать: мышка …(шишка), книжка …(крышка), гол…(кол), огурец – (молодец).
– Итак, мы повторили все, что знали о рифме и ритме и переходим к художественной части урока.

III. Творческая работа

На что похожа клякса на беленьком листочке?
Сказать, конечно, можно, что это просто точка.
Быть может, присмотревшись и помечтав немножко,
Мы можем, что угодно увидеть на листочке.

– Мы приступаем к «кляксованию», будем ставить кляксы и превращать их в забавных человечков, животных, в красивые цветочки и другие предметы. (Ставим кляксы любой краской по желанию, затем складываем листок, раскрываем и дорисовываем полученный образ).
– Я тоже попробую вместе с вами. Посмотрим, какие мы талантливые художники!

Работа учащихся в альбоме.

– Рисунки мы выполнили, а теперь попробуем к своим произведениям сочинить маленькое стихотворение, либо придумать рифму к своей работе.

IV. Итог урока

– Давайте посмотрим, какие рисунки у нас получились и послушаем стихотворения.

Ответы учащихся:

Красный маленький цветок,
Словно красивый мотылек.

Тучка по небу гуляла,
Тучка песню напевала.

Это чудо природы –
Осенний листок!
Ведь очень похож он
На летний цветок.

– Спасибо вам всем за работу. У нас получилась великолепная выставка ваших творческих работ.
– Скажите, что вам понравилось делать на уроке? Какое задание было легко выполнить, а какое – сложно?

Урок литературы во втором классе

Тема: «Весело текли вы, детские года…» (по стихотворению И.З.Сурикова «Детство»)

Задачи:

  • Расширить представления учащихся об изобразительных возможностях художественного текста.
  • Формировать умение анализировать поэтический текст.
  • Развивать творческое воображение, языковое чутье (умение видеть, слышать, творить самому).
  • Воспитывать желание наслаждаться чтением как творческим процессом.

Оборудование: альбомы, краски, кисточки, иллюстрации «Зимние развлечения».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка учебной задачи

– Сегодня на уроке мы будем учиться быть грамотными читателями. Нам необходимо быть внимательными к каждому авторскому слову. Для этого мы должны окунуться в мир чувств, настроений, и переживаний автора; понять смысл, который он вложил в каждое слово, предложение.

III. Подготовка к восприятию

– Скажите, пожалуйста, чем вы любите заниматься в свободное время зимой?
– Рассмотрите иллюстрации на доске. Что вы видите?
– Расскажите о своих ощущениях, когда вы катитесь на санках или лыжах с горы.
– С каким настроением вы возвращаетесь с прогулки домой?
– Итак, мы поговорили с вами о зимних развлечениях, о нашем настроении, а сейчас мы узнаем, как герой стихотворения И.Сурикова проводит свободное время.

IV. Чтение стихотворения

1. Послушайте стихотворение, а потом поделитесь впечатлением от прочитанного.

2. Педагогическая пауза.

(Дети делятся впечатлениями)

– Кто является рассказчиком? (Рассказчик – герой). Докажите.

3. Самостоятельная работа с текстом.

– Прочитайте стихотворение шепотом еще раз, всмотритесь, вслушайтесь в текст. Может быть, вас что-то удивит, поразит. Если вы найдете в тексте незнакомые слова, обратитесь к толковому словарю, помещенному в конце учебника.

V. Анализ текста

– Скажите, пожалуйста, на сколько частей вы разделили бы этот текст? Почему? (3 части: «катание с горы», « в избе», «сказка»)

1. Перечитаем первую часть текста. Что интересного заметили?

– В первом четверостишье повторяется слово «вот». Для чего автор это делает? (Герой рассказывает о себе)
– Какое настроение у рассказчика – героя в первой части? Докажите. (Смена настроения от ликующего светлого к грустному)
– Как показывает автор смену настроения героя? Какими словами?
– Как надо читать первую часть стихотворения. Прочитайте, передавая настроение героя.
– А теперь посмотрим, как вы представляете прочитанное. Нарисуйте, пожалуйста, иллюстрации к первой части стихотворения. (Дети выполняют рисунки и получившиеся работы размещают на классной доске).

2. Прочитаем вторую часть текста.

– Какие незнакомые слова встретились в тексте, что они обозначают? (Ветхая, сердце мрет, сон смежит)
– Какую сказку рассказывает бабушка?
– Какое настроение у героя? Какие слова подсказывают вам это?
– Как слушает сказку герой? От чего у него «мрет сердце?». Какие «рисующие» слова вы заметили во второй части? (Ветер злой поет, речь журчит, сон сладкий)
– Объясните, что обозначают эти слова. Покажите, как ветер может петь, а речь журчать.
– Как нужно читать вторую часть текста? Прочитайте.

3. Прочитайте третью часть текста.

– Кем представляет себя герой?
– Какие «рисующие» слова использует автор, чтобы передать волшебство происходящего? (Чудный сад, золотая клетка, птица, точно жар…..)
– Что интересного вы заметили в написании текста? Зачем нужны паузы в тексте?
– Покажите, как просыпается герой. Какие чувства он испытывает?
– Как заканчивается стихотворение? Почему именно так? (Все плохое в детстве быстро забывается)

4. Прочитайте стихотворение и выразите чувства героя и настроение автора.

VI. Итог урока

– Чему научились на уроке?
– Какая работа доставила удовольствие? Что вызвало затруднение?

Домашнее задание – Подумайте и ответьте на вопрос: «Если бы сон не закончился, чтобы было дальше.

Таким образом, деятельность учащихся на уроках носит активный, продуктивный характер. Свободное выражение мнений и взаимная дополняемость, предельное уважение их со стороны учителя – все это создает атмосферу радости и в то же время придает по-настоящему серьезный сосредоточенный настрой во время занятий. У учащихся вырабатывается определенное читательское поведение:

  • непосредственное восприятие;
  • наблюдение;
  • раскрытие секретов текста;
  • углубленное представление об авторе, жанре;
  • умение видеть, слышать, творить самому.

Конечно, каждый класс не похож друг на друга. Но ясно видно одно: ученики могут мыслить, творить, они не боятся высказывать свое мнение, у них развито творческое воображение. На протяжении всего обучения в начальной школе учащиеся создают свою копилку творческих работ .

Мои выпускники знают, что общение с книгой должно реализовываться в творческой деятельности, которая предполагает сотворчество, сочувствие, сотрудничество читателя и автора.

Считаю, что использование на уроках творческих заданий позволяет развивать у учеников креативность мышления и не утрачивать интерес к обучению.
«Именно на таких талантливых читателей, – по выражению С.Я.Маршака, – и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова».