В последние годы современный образовательный процесс ориентирован на развитие личности ребенка, способной к творческому, нетрадиционному решению возникающих проблемных ситуаций, умеющей прогнозировать свои действия, а также гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений. Поэтому многие отечественные ученые и педагоги считают принцип творчества (креативности) одним из центральных принципов современного образования. Между тем представления о том, что стоит за этим понятием, неоднозначны и даже противоречивы.
Но все исследователи пишут о том, что развитие креативности напрямую связано с формированием позитивной Я-концепции, позволяющей человеку реализовывать имеющийся у него творческий потенциал.
Условием формирования положительной Я-концепции является осуществление работы с эмоциональным содержанием, то есть необходимо, чтобы человек признал собственные эмоциональные реакции как ценность и научился их выражать социально приемлемым способом.
Трудно переоценить в решении этой задачи роль школьного предмета «Литература», потому что именно он помогает разбудить сокровенные чувства, воодушевляет на раскрытие перед окружающими своего внутреннего мира.
Творчески раскрепощенный и эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное. Одной из технологий, помогающей воспитывать вдумчивого, внимательного читателя является технология начального литературного образования В.А.Лазаревой.
Направление преподавания литературы по данной технологии ориентировано на формирование отношения к тексту как к самоценному явлению культуры. На практике это выражается в том, что учитель не дает детям ничего изначально, а лишь помогает ученикам открывать «тайны» текста, не навязывает школьникам собственные образы мышления, не принуждает и не заставляет думать по шаблону.
Поэтому, я вижу свою задачу в разработке таких моделей уроков, на которых есть возможность учащимся выразить свое творческое «Я». На таких уроках для развития креативности мышления своих учеников я использую следующие учебные задания:
- Сочинить считалку, скороговорку по определенному ритмическому рисунку.
- Заполнить намеренно пропущенные в стихотворении слова-рифмы.
- Восстановить смысл пословиц.
- Зашифровать пословицу с помощью рисунка.
- Сочинить сказку, рассказ, имитирующие произведения знакомых авторов и знакомых жанров.
- Завершить произведение знакомого автора, предложенного без концовки.
- Восстановить ритм в стихотворении, убрав лишние слова.
- Узнать автора произведения, опираясь на знания авторской индивидуальности.
- Составить диафильм из рисунков к произведениям.
- Нарисовать иллюстрацию к тексту.
- Инсценировать произведение (групповая работа).
- Сочинить стихотворение по определенной теме или по заданному началу.
- Создать книжку-малышку с собственными текстами и рисунками.
Перечень творческих заданий может быть бесконечным. Естественно и гармонично увязанные друг с другом они помогают ученикам в совершенствовании и формировании своей речи, своих собственных мыслей, своего индивидуального восприятия.
Как правило, дети выполняют такие задания быстро, излагают свои мысли ясным, живым языком. Каждая работа своеобразна, отражает различие в уровне способностей учащихся, выражает личное восприятие произведения каждым учеником. Конечно, к выполнению таких заданий детей надо готовить постепенно. В первом классе при работе со стихами ученики знакомятся с понятиями «рифма» и «ритм». Они очень любят сочинять стихи сами, но их нужно увлечь и помочь им. Работа над стихами и стихотворчество начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. С начала на уроках обучения грамоте, когда ученикам предлагаются задания типа: «Договорить словечко», «Закончить фразу».
Например:
А) Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын – … (жираф)Б) Смотрится
В чайник
Кофейник
Пузатый.
– Ах! – говорит он. –
Какой я … (носатый!)
Такие пробы, как правило, проходят на положительном фоне, со смехом, шутками – ведь это экспромт. После таких занятий постепенно мы переходим к подбору рифм к словам, а далее к сочинению двустиший и четверостиший. Часто уроки литературы интегрируются с уроками изобразительного искусства. Приведу в качестве примера модели уроков литературы в первом и во втором классе.
Урок литературы в первом классе
Тема: Рифма и ритм.
Задачи:
- Закрепить понятия «рифма», «ритм».
- Развивать творческое воображение учащихся и умение подбирать рифмы к словам.
- Воспитывать творчески раскрепощенного читателя, умеющего слушать других и высказывать свое мнение.
Оборудование: альбомы, краски, кисточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка учебной задачи и повторение пройденного
– Сегодня на уроке мы с вами будем
выступать в роли художников и поэтов. Будем
учиться подбирать рифмы к словам, а быть может и
напишем первые стихи. Чтобы быть художником у нас
уже все готово, а что делает поэт?
– Скажите, что обязательно должно быть в
стихотворении? (Ритм, рифма, «рисующие» слова).
– Где в жизни встречаются явления ритма? (Часы,
музыка, смена дня и ночи и т.д.).
– А что такое рифма? Приведите примеры.
– Спасибо ребята за ответы, а сейчас я буду
называть слова вы – рифмовать: мышка …(шишка),
книжка …(крышка), гол…(кол), огурец – (молодец).
– Итак, мы повторили все, что знали о рифме и
ритме и переходим к художественной части урока.
III. Творческая работа
На что похожа клякса на беленьком листочке?
Сказать, конечно, можно, что это просто точка.
Быть может, присмотревшись и помечтав немножко,
Мы можем, что угодно увидеть на листочке.
– Мы приступаем к «кляксованию», будем
ставить кляксы и превращать их в забавных
человечков, животных, в красивые цветочки и
другие предметы. (Ставим кляксы любой краской по
желанию, затем складываем листок, раскрываем и
дорисовываем полученный образ).
– Я тоже попробую вместе с вами. Посмотрим, какие
мы талантливые художники!
Работа учащихся в альбоме.
– Рисунки мы выполнили, а теперь попробуем к своим произведениям сочинить маленькое стихотворение, либо придумать рифму к своей работе.
IV. Итог урока
– Давайте посмотрим, какие рисунки у нас получились и послушаем стихотворения.
Ответы учащихся:
Красный маленький цветок,
Словно красивый мотылек.Тучка по небу гуляла,
Тучка песню напевала.Это чудо природы –
Осенний листок!
Ведь очень похож он
На летний цветок.
– Спасибо вам всем за работу. У нас
получилась великолепная выставка ваших
творческих работ.
– Скажите, что вам понравилось делать на уроке?
Какое задание было легко выполнить, а какое –
сложно?
Урок литературы во втором классе
Тема: «Весело текли вы, детские года…» (по стихотворению И.З.Сурикова «Детство»)
Задачи:
- Расширить представления учащихся об изобразительных возможностях художественного текста.
- Формировать умение анализировать поэтический текст.
- Развивать творческое воображение, языковое чутье (умение видеть, слышать, творить самому).
- Воспитывать желание наслаждаться чтением как творческим процессом.
Оборудование: альбомы, краски, кисточки, иллюстрации «Зимние развлечения».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка учебной задачи
– Сегодня на уроке мы будем учиться быть грамотными читателями. Нам необходимо быть внимательными к каждому авторскому слову. Для этого мы должны окунуться в мир чувств, настроений, и переживаний автора; понять смысл, который он вложил в каждое слово, предложение.
III. Подготовка к восприятию
– Скажите, пожалуйста, чем вы любите
заниматься в свободное время зимой?
– Рассмотрите иллюстрации на доске. Что вы
видите?
– Расскажите о своих ощущениях, когда вы
катитесь на санках или лыжах с горы.
– С каким настроением вы возвращаетесь с
прогулки домой?
– Итак, мы поговорили с вами о зимних
развлечениях, о нашем настроении, а сейчас мы
узнаем, как герой стихотворения И.Сурикова
проводит свободное время.
IV. Чтение стихотворения
1. Послушайте стихотворение, а потом поделитесь впечатлением от прочитанного.
2. Педагогическая пауза.
(Дети делятся впечатлениями)
– Кто является рассказчиком? (Рассказчик – герой). Докажите.
3. Самостоятельная работа с текстом.
– Прочитайте стихотворение шепотом еще раз, всмотритесь, вслушайтесь в текст. Может быть, вас что-то удивит, поразит. Если вы найдете в тексте незнакомые слова, обратитесь к толковому словарю, помещенному в конце учебника.
V. Анализ текста
– Скажите, пожалуйста, на сколько частей вы разделили бы этот текст? Почему? (3 части: «катание с горы», « в избе», «сказка»)
1. Перечитаем первую часть текста. Что интересного заметили?
– В первом четверостишье повторяется
слово «вот». Для чего автор это делает? (Герой
рассказывает о себе)
– Какое настроение у рассказчика – героя в
первой части? Докажите. (Смена настроения от
ликующего светлого к грустному)
– Как показывает автор смену настроения героя?
Какими словами?
– Как надо читать первую часть стихотворения.
Прочитайте, передавая настроение героя.
– А теперь посмотрим, как вы представляете
прочитанное. Нарисуйте, пожалуйста, иллюстрации
к первой части стихотворения. (Дети выполняют
рисунки и получившиеся работы размещают на
классной доске).
2. Прочитаем вторую часть текста.
– Какие незнакомые слова встретились в
тексте, что они обозначают? (Ветхая, сердце
мрет, сон смежит)
– Какую сказку рассказывает бабушка?
– Какое настроение у героя? Какие слова
подсказывают вам это?
– Как слушает сказку герой? От чего у него «мрет
сердце?». Какие «рисующие» слова вы заметили во
второй части? (Ветер злой поет,
речь журчит, сон сладкий)
– Объясните, что обозначают эти слова. Покажите,
как ветер может петь, а речь журчать.
– Как нужно читать вторую часть текста?
Прочитайте.
3. Прочитайте третью часть текста.
– Кем представляет себя герой?
– Какие «рисующие» слова использует автор, чтобы
передать волшебство происходящего? (Чудный
сад, золотая клетка, птица, точно
жар…..)
– Что интересного вы заметили в написании
текста? Зачем нужны паузы в тексте?
– Покажите, как просыпается герой. Какие чувства
он испытывает?
– Как заканчивается стихотворение? Почему
именно так? (Все плохое в детстве быстро
забывается)
4. Прочитайте стихотворение и выразите чувства героя и настроение автора.
VI. Итог урока
– Чему научились на уроке?
– Какая работа доставила удовольствие? Что
вызвало затруднение?
Домашнее задание – Подумайте и ответьте на вопрос: «Если бы сон не закончился, чтобы было дальше.
Таким образом, деятельность учащихся на уроках носит активный, продуктивный характер. Свободное выражение мнений и взаимная дополняемость, предельное уважение их со стороны учителя – все это создает атмосферу радости и в то же время придает по-настоящему серьезный сосредоточенный настрой во время занятий. У учащихся вырабатывается определенное читательское поведение:
- непосредственное восприятие;
- наблюдение;
- раскрытие секретов текста;
- углубленное представление об авторе, жанре;
- умение видеть, слышать, творить самому.
Конечно, каждый класс не похож друг на друга. Но ясно видно одно: ученики могут мыслить, творить, они не боятся высказывать свое мнение, у них развито творческое воображение. На протяжении всего обучения в начальной школе учащиеся создают свою копилку творческих работ .
Мои выпускники знают, что общение с книгой должно реализовываться в творческой деятельности, которая предполагает сотворчество, сочувствие, сотрудничество читателя и автора.
Считаю, что использование на уроках
творческих заданий позволяет развивать у
учеников креативность мышления и не утрачивать
интерес к обучению.
«Именно на таких талантливых читателей, – по
выражению С.Я.Маршака, – и рассчитывает автор,
когда напрягает все свои душевные силы в поисках
верного образа, верного поворота действия,
верного слова».