Чтобы себя защитить, надо себя изучить.
В дошкольном возрасте формируется жизненный
уровень, биологический и социальный компонент
здоровья. Не воспитав у детей данного возраста
осознанного отношения к своему организму через
здоровый образ жизни, общество никогда не
сохранит тот потенциал здоровья, который заложен
у ребенка при рождении.
Валеологическое образование – это составная
часть комплексного процесса воспитания,
обучения и развития, которая направлена на
достижение воспитанниками телесного, духовного
и социального здоровья и благополучия.
Занятия по валеологии помогают сформировать у детей специальные знания, умения и навыки по сохранению своего здоровья. Они являются для детей своеобразным «испытательным полигоном» для осуществления первых попыток самостоятельной работы над собой, своим телом, эмоциями, над развитием коммуникативных способностей, воспитание гуманного отношения к миру, к окружающим людям и самому себе.
Показателем эффективности работы по данному вопросу будет наличие у детей:
- знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Тема: «Признаки заболевания. Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль».
Цели:
- познакомить детей с признаками заболеваний (боль, температура...)
- познакомить дошкольников с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль».
- научить детей различать ощущения, которые люди испытывают во время
- физической и эмоциональной боли.
- учить ребят управлять эмоциями, сопровождающими боль.
Оборудование: игрушки: Айболит, 2 медвежонка, лягушонок; фломастеры, альбомные листы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Беседа:
Воспитатель: Ребята, все вы хоть один
раз да болели. Болезней на свете очень много и
признаков заболеваний тоже очень много. А вот
основной признак - боль! Это очень важный сигнал.
Представьте себе, если бы мы не чувствовали боли,
мы бы не знали, какой орган у нас болит, больны ли
мы или здоровы, надо ли нам лечиться или нет. Боль
предупреждает, что организм не в порядке и нам
нужно лечиться. А как лечиться? (ответы детей )
Конечно, хочется поскорее избавиться от боли и
человек спешит поскорее принять лекарство.
Боль может пройти и от таблетки, но обычно это
облегчение бывает коротким и через какое-то
время снова начинает подавать свои сигналы. Ведь
дырочку в зубе не залечишь таблеткой, да и ангина
не пройдет от разового приема болеутоляющего
лекарства. Поэтому всегда надо искать причину
боли. Лучше всего это сделает врач, он же и
назначит подходящее лечение.
Но есть один очень близкий и хороший доктор –
мама, которая всегда рядом. Обязательно скажите
ей, что у вас болит, а уж она решит, нужно ли
вызывать врача или достаточно просто полежать,
отдохнуть или выпить таблеточку.
2. Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с одной историей, произошедшей вот с этим лягушонком. Посмотрите на него (игрушка лягушонка с перевязанной ногой). Какой он? (Ответы детей) Послушайте, что же с ним случилось.
«Лягушонок прыгал по дорожке
И о камешек поранил ножку.
«Ой-ой-ой!» – заплакал лягушонок.
Как же голосок его был тонок!
Он листочек к ранке приложил
И к лягушке-маме поспешил».
– Как чувствовал себя лягушонок, играя на
дорожке в мяч? Какое у него было настроение?
– Покажите мимикой радость. А как он прыгал?
Покажите.
– А как чувствовал себя лягушонок, когда поранил
ножку? Какое у него было лицо?
– Покажите мимикой, как ему было больно. А как он
прыгал, когда ножку было больно? Покажите.
– Так что же испытывал лягушонок, когда ему было
больно? (Боль)
– А вам приходилось когда-нибудь испытывать
боль? (Ответы детей)
3. Воспитатель: Ребята, боль бывает
разной. Есть физическая боль, когда вам больно от
падения или кто-то толкнул, ударил. А может вам
больно оттого, что вы порезали палец или
обожглись обо что-то горячее, а может быть вас
ужалила оса или укусила злая собака.
А бывает боль душевная (эмоциональная). Вам
больно и обидно оттого, что кто-то дразнится,
обзывается, а может быть ваш друг не хочет с вами
играть и делиться игрушками.
Было такое с вами, что даже хотелось заплакать? (Ответы
детей)
4. Воспитатель: А сейчас я познакомлю вас с историей мальчика Юры. Послушайте и скажите мне какую боль испытывал мальчик?
«Мальчики во дворе затеяли игру в прятки. «Юрка, бежим скорее, заберемся в тот большой ящик. Там нас никто не найдет». Юра изо всех сил побежал к ящику, но нечаянно споткнулся, упал и расшиб ногу. Он громко заплакал. Федя подбежал к Юре. «Успокойся , пожалуйста, Юра. Потерпи. Сейчас я позову твоего папу. Вот увидишь, все будет хорошо». Из подъезда вышел Юрин папа: «Возьми себя в руки, сынок. Ты же мужчина, а мужчины должны держать себя в руках. Ну-ка, покажи, что там у тебя? Какие пустяки! Сейчас мы промоем ранку, перевяжем колено – и все пройдет, а пока не падай духом. Как говорят, «терпи, казак, атаманом будешь! До свадьбы заживет!»
– Так какую боль испытывал мальчик Юра? (Ответы
детей)
– Кто помог Юре почувствовать себя лучше?
– Какие слова утешения использовали друг Федя и
папа Юры? (Ответы детей)
– Как вы понимаете слова отца: «Возьми себя в
руки»? (Сдержать слезы, перетерпеть боль, не
плакать, когда нахлынули слезы.)
– Когда вам больно, кто вам помогает
почувствовать себя лучше? (Родные, друзья,
врачи.)
– Как можно назвать людей, которые приходят на
помощь? (Добрыми, верными, настоящими друзьями)
– Как можно назвать поступки людей, которые
спешат на помощь? (Благородные, милосердные,
добрые дела)
5. Воспитатель: Ребята, а кто это тут охает и стонет? Да это же медвежата Тим и Том. Что же с ними приключилось? Медвежата расскажите.
«Мы съели очень вкусные, сочные, но немытые яблочки и у нас заболели животики».
«Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим!»
– Ребята, а покажите, как им было больно. (Руки
прижаты к животу, туловище согнуто, на лице
страдание)
– А еще у них поднялась температура – это еще
один важный признак болезни.
– Нормальная температура тела человека не выше 37
градусов. А вот более высокая температура – это
уже сигнал о возможной болезни.
– Кто же может прийти на помощь медвежатам?
«Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечится
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!»
– Доктор Айболит дал медвежатам лекарство, чтобы не болел живот. А как мы можем утешить медвежат? (Предложить детям вспомнить слова утешения.)
6. Рисование на тему: «Медвежонок выздоровел!»
– Наши медвежата выздоровели. Они опять стали веселыми, озорными, шустрыми. Доктор Айболит предлагает вам нарисовать портреты веселых медвежат и потом ваши рисунки повесить у него в больнице.
Литература:
- Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье»
- Г.И. Кулик, Н.Н Сергиенко «Школа здорового человека»
- Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев «Твое здоровье. Укрепление организма»
- А.И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду»
- С.И. Семенака «Уроки добра»