Интеллектуальная игра для учащихся 10-х классов "За семью печатями"

Разделы: Математика


Величие человека – в его способности мыслить.

Б. Паскаль

Цель игры:

  • развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
  • расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении  математики в различных областях науки, в том числе экономики.

Постановка задачи:

  • учитель объявляет, что сегодня в классе будет выявлен самый эрудированный ученик, поскольку каждому участнику придется продемонстрировать не только математические знания, но и знания других областей науки, где применяется математика.

Ход игры

Класс делится на тройки (методом жеребьевки). Каждой тройке игроков предлагается

7 вопросов. Вопросы задаются последовательно. На обдумывание – 30 секунд. Участник должен написать ответ на листе. Через 30 секунд ведущий запрашивает ответ. Участники показывают листы с ответом. За каждый верный ответ участник получает печать. Участник каждой тройки, набравший наибольшее количество печатей, выходит в полуфинал. В полуфинале участвует 6 (по количеству троек) человек. Им предлагается 7 вопросов. В финал выходят 3 участника, которым предлагается 7 вопросов. Победителем становится участник, набравший наибольшее количество печатей. Протокол игры ведет жюри.

Победитель получает диплом I степени и подарок.

Участники финала получают соответственно дипломы II и III степеней и поощрительные призы.

Участники полуфинала награждаются грамотами.

Все участники получают утешительные призы.

** Игра может проводиться среди учащихся всех 10-х классов.

Вопросы 1-й тройке:

  1. Назовите одним словом центральный угол,, опирающийся на дугу, длина которой равна радиусу. (радиан)
  2. Кирпич имеет массу 1,5 кг и еще полкирпича. Какова масса кирпича? (3кг)
  3. Оно принимается без доказательства, а носит имя женского рода. Что оно и кто она? (высказывание – аксиома)
  4. . Как называется дело, приносящее доход? (бизнес, коммерция, предпринимательство)
  5. В курсе геометрии известно, что отношение прилежащего катета прямоугольного треугольника к гипотенузе называется косинусом. А как называется отношение гипотенузы к прилежащему катету? (секанс)
  6. Назовите одним словом предел отношения приращения некоторой функции к приращению ее аргумента. (производная)
  7. Назовите один из корней уравнения cos x = (не существует)

** За стол садится вторая тройка.

Вопросы 2-й тройке:

  1. Назовите раздел математики, изучающий зависимость между сторонами и углами треугольника. (тригонометрия)
  2. За одно качание воздушный насос откачивает 0,1 воздуха. Сколько процентов воздуха останется после 5-ти качаний? (59%)
  3. Им обладают многие геометрические фигуры. Его обычно доказывают. Оно среднего рода. О чем идет речь? (свойство)
  4. Что нужно иметь , чтобы получать дивиденды? (акцию)
  5. Индейцы называли его “сунья”, арабские математики “сифр”. А как мы называем его сейчас? (нуль)
  6. Это свойство является необходимым условием дифференцируемости функции, но не является достаточным. О каком свойстве идет речь? (свойство непрерывности)
  1. Назовите число, которое является корнем уравнения arcsin x = (Не существует)

Вопросы 3-й тройке:

  1. Этот математический термин выражает сочетание или соединение, представляющее общую сумму чего-либо. (совокупность)
  2. Часы с боем бьют каждые 15 минут. Сколько ударов в сутки делают такие
  3. часы? (156)

  4. Его часто доказывают методом от противного. Но носит он имя женского рода. Кто он и кто она? (признак – теорема)
  5. Что помогает улучшению реализации товаров? (реклама)
  6. Слово, которым обозначается эта фигура, переводится с греческого языка как “натянутая тетива”. Что это за слово? (гипотенуза)
  7. Назовите одним словом мгновенную скорость изменения функции.
  8. (производная)

  9. Одним из корней уравнения =0 является число 5. Назовите другой корень этого уравнения. (Не существует)

Вопросы 4-й тройке:

  1. Назовите одним словом краткое и точное выражение чего-либо в математике. (формулировка).
  2. Полтрети – число 100. что это за число? (600)
  3. Этот термин применяется в учебной литературе для обозначения множества точек, прямых, обладающих определенным свойством. Как называется этот термин? (Г.М.Т.)
  4. Что представляет собой плата за кредит? (процент)
  5. В древности не было такого термина. Его ввел в XVII веке французский математик  Франсуа Виет. В переводе с латинского данный термин означает “спица колеса”. Назовите его. (радиус)
  6. Назовите предельное положение секущей графика функции. (касательная)
  7. Назовите число, которое является общим корнем уравнений:  Sin(arcsinx)= и tgx=1. ()

Вопросы 5-й тройке:

  1. К ней неограниченно приближается график кривой при неограниченном удалении аргумента. (асимптота).
  2. Какое натуральное число в 7 раз больше цифры его единиц? (35)
  3. Этим словом можно назвать окружность или гиперболу или прямую. Оно является одним из основных геометрических образований. Что это за слово? (линия)
  4. Как называется уменьшение покупательной способности денег? (инфляция)
  5. Это понятие переводится на все языки как “ломаное число”. Что это за понятие? (дробь)
  6. Если она сохраняет знак на каком-либо промежутке, то непрерывная на этом промежутке функция монотонна. О чем идет речь?
  7. (о производной).

  8. Какое из уравнений не имеет корней: cosx=; =7-х; tgx=?

(Все имеют)

Вопросы 6-й тройке:

  1. Назовите одним словом произведение всех натуральных чисел от единицы до некоторого числа п. (факториал)
  2. Половина – треть числа. Какое это число? (1,5)
  3. Он изучает свойства фигур в пространстве, а носит имя женского рода. Назовите его и его имя. (Раздел – стереометрия)
  4. Кто является посредником между покупателем и продавцом на бирже? (брокер)
  5. Это геометрическое понятие происходит от двух латинских слов “дважды” и “секу”. О каком понятии идет речь? (о биссектрисе угла)
  6. Она не входит в область определения функции, но может задать прямую, к которой неограниченно стремится график функции. Кто она? (точка разрыва 2-го рода)
  7. Корнем какого из уравнений: ctgx=0; arccos(tg(-))=; sinx=1 является число? (второго)

** Жюри подсчитывает количество печатей игравших, в полуфинал выходит шестерка игроков, набравших наибольшее количество печатей.

Вопросы полуфинала

  1. Назовите метод рассуждения, мышления, при котором отправляются от общего суждения к частному. (Дедукция)
  2. Что представляет собой воображаемая величина, большая всякой данной (бесконечность)
  3. Назовите одним словом точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций. (Алгоритм)
  4. С этого слова начинают доказательство от противного. Оно же предварительное суждение, не подкрепленное доказательством. Что это? (предположение)
  5. Как называют исследование целого изучением составляющих его элементов? (анализ)
  6. Его можно многократно прибавлять к аргументу, результат остается неизменным. О чем идет речь? (о периоде)
  7. Величина, входящая в математическую формулу и сохраняющая постоянное значение в пределах одной задачи. (Параметр)

** В финал выходит тройка игроков, набравших больше всего печатей.

Вопросы финала:

  1. Этот величайший математик XVIII века родился в Швейцарии, но Россию считал своей второй родиной. С помощью его “изобретения” мы легко решаем задачи с элементами множеств. Назовите имя этого ученого и его “изобретение”. (Леонард Эйлер, круги Эйлера)
  2. Он юрист, разгадал шифр применяемый испанцами в войне с Францией. Имя этого французского математика XIX века знает любой восьмиклассник. Его называют “отцом алгебры”. Кто же он? (Франсуа Виет)
  3. Эту теорему называют “теоремой невесты”.   Ее знает каждый, даже нерадивый школьник.   Чью теорему так называют? (теорему Пифагора)
  4. Назовите четыре слова, которыми греческий математик, “отец геометрии” заканчивал каждый математический вывод . И кто этот математик? (Что и требовалось доказать. Евклид)
  5. Он уроженец города Милета, расположенного на берегу Эгейского моря.  Ученый-геометр, он внес свой вклад в развитие математики еще задолго до Евклида. Кто он? (Фалес)
  6. Он является основоположником аналитической геометрии, являющейся соединением  алгебры с геометрией. Школьникам он больше известен как французский ученый, который изобрел метод координат. О ком идет речь? (Рене Декарт)
  7. Его называют математиком из Сиракуз. По преданию он сказал вражескому солдату, пришедшему его убить: “ Не тронь моих кругов”. О каком ученом идет речь? (Архимед)

** Жюри подсчитывает результаты, ведущий объявляет победителя, награждает финалистов и всех участников.

Игра может закончится чаепитием или небольшой дискотекой.