Величие человека – в его способности мыслить.
Б. Паскаль
Цель игры:
- развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
- расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в различных областях науки, в том числе экономики.
Постановка задачи:
- учитель объявляет, что сегодня в классе будет выявлен самый эрудированный ученик, поскольку каждому участнику придется продемонстрировать не только математические знания, но и знания других областей науки, где применяется математика.
Ход игры
Класс делится на тройки (методом жеребьевки). Каждой тройке игроков предлагается
7 вопросов. Вопросы задаются последовательно. На обдумывание – 30 секунд. Участник должен написать ответ на листе. Через 30 секунд ведущий запрашивает ответ. Участники показывают листы с ответом. За каждый верный ответ участник получает печать. Участник каждой тройки, набравший наибольшее количество печатей, выходит в полуфинал. В полуфинале участвует 6 (по количеству троек) человек. Им предлагается 7 вопросов. В финал выходят 3 участника, которым предлагается 7 вопросов. Победителем становится участник, набравший наибольшее количество печатей. Протокол игры ведет жюри.
Победитель получает диплом I степени и подарок.
Участники финала получают соответственно дипломы II и III степеней и поощрительные призы.
Участники полуфинала награждаются грамотами.
Все участники получают утешительные призы.
** Игра может проводиться среди учащихся всех 10-х классов.
Вопросы 1-й тройке:
- Назовите одним словом центральный угол,, опирающийся на дугу, длина которой равна радиусу. (радиан)
- Кирпич имеет массу 1,5 кг и еще полкирпича. Какова масса кирпича? (3кг)
- Оно принимается без доказательства, а носит имя женского рода. Что оно и кто она? (высказывание – аксиома)
- . Как называется дело, приносящее доход? (бизнес, коммерция, предпринимательство)
- В курсе геометрии известно, что отношение прилежащего катета прямоугольного треугольника к гипотенузе называется косинусом. А как называется отношение гипотенузы к прилежащему катету? (секанс)
- Назовите одним словом предел отношения приращения некоторой функции к приращению ее аргумента. (производная)
- Назовите один из корней уравнения cos x = (не существует)
** За стол садится вторая тройка.
Вопросы 2-й тройке:
- Назовите раздел математики, изучающий зависимость между сторонами и углами треугольника. (тригонометрия)
- За одно качание воздушный насос откачивает 0,1 воздуха. Сколько процентов воздуха останется после 5-ти качаний? (59%)
- Им обладают многие геометрические фигуры. Его обычно доказывают. Оно среднего рода. О чем идет речь? (свойство)
- Что нужно иметь , чтобы получать дивиденды? (акцию)
- Индейцы называли его “сунья”, арабские математики “сифр”. А как мы называем его сейчас? (нуль)
- Это свойство является необходимым условием дифференцируемости функции, но не является достаточным. О каком свойстве идет речь? (свойство непрерывности)
Вопросы 3-й тройке:
часы? (156)
(производная)
Вопросы 4-й тройке:
- Назовите одним словом краткое и точное выражение чего-либо в математике. (формулировка).
- Полтрети – число 100. что это за число? (600)
- Этот термин применяется в учебной литературе для обозначения множества точек, прямых, обладающих определенным свойством. Как называется этот термин? (Г.М.Т.)
- Что представляет собой плата за кредит? (процент)
- В древности не было такого термина. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет. В переводе с латинского данный термин означает “спица колеса”. Назовите его. (радиус)
- Назовите предельное положение секущей графика функции. (касательная)
- Назовите число, которое является общим корнем уравнений: Sin(arcsinx)= и tgx=1. ()
Вопросы 5-й тройке:
- К ней неограниченно приближается график кривой при неограниченном удалении аргумента. (асимптота).
- Какое натуральное число в 7 раз больше цифры его единиц? (35)
- Этим словом можно назвать окружность или гиперболу или прямую. Оно является одним из основных геометрических образований. Что это за слово? (линия)
- Как называется уменьшение покупательной способности денег? (инфляция)
- Это понятие переводится на все языки как “ломаное число”. Что это за понятие? (дробь)
- Если она сохраняет знак на каком-либо промежутке, то непрерывная на этом промежутке функция монотонна. О чем идет речь?
- Какое из уравнений не имеет корней: cosx=; =7-х; tgx=?
(о производной).
(Все имеют)
Вопросы 6-й тройке:
- Назовите одним словом произведение всех натуральных чисел от единицы до некоторого числа п. (факториал)
- Половина – треть числа. Какое это число? (1,5)
- Он изучает свойства фигур в пространстве, а носит имя женского рода. Назовите его и его имя. (Раздел – стереометрия)
- Кто является посредником между покупателем и продавцом на бирже? (брокер)
- Это геометрическое понятие происходит от двух латинских слов “дважды” и “секу”. О каком понятии идет речь? (о биссектрисе угла)
- Она не входит в область определения функции, но может задать прямую, к которой неограниченно стремится график функции. Кто она? (точка разрыва 2-го рода)
- Корнем какого из уравнений: ctgx=0; arccos(tg(-))=; sinx=1 является число? (второго)
** Жюри подсчитывает количество печатей игравших, в полуфинал выходит шестерка игроков, набравших наибольшее количество печатей.
Вопросы полуфинала
- Назовите метод рассуждения, мышления, при котором отправляются от общего суждения к частному. (Дедукция)
- Что представляет собой воображаемая величина, большая всякой данной (бесконечность)
- Назовите одним словом точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций. (Алгоритм)
- С этого слова начинают доказательство от противного. Оно же предварительное суждение, не подкрепленное доказательством. Что это? (предположение)
- Как называют исследование целого изучением составляющих его элементов? (анализ)
- Его можно многократно прибавлять к аргументу, результат остается неизменным. О чем идет речь? (о периоде)
- Величина, входящая в математическую формулу и сохраняющая постоянное значение в пределах одной задачи. (Параметр)
** В финал выходит тройка игроков, набравших больше всего печатей.
Вопросы финала:
- Этот величайший математик XVIII века родился в Швейцарии, но Россию считал своей второй родиной. С помощью его “изобретения” мы легко решаем задачи с элементами множеств. Назовите имя этого ученого и его “изобретение”. (Леонард Эйлер, круги Эйлера)
- Он юрист, разгадал шифр применяемый испанцами в войне с Францией. Имя этого французского математика XIX века знает любой восьмиклассник. Его называют “отцом алгебры”. Кто же он? (Франсуа Виет)
- Эту теорему называют “теоремой невесты”. Ее знает каждый, даже нерадивый школьник. Чью теорему так называют? (теорему Пифагора)
- Назовите четыре слова, которыми греческий математик, “отец геометрии” заканчивал каждый математический вывод . И кто этот математик? (Что и требовалось доказать. Евклид)
- Он уроженец города Милета, расположенного на берегу Эгейского моря. Ученый-геометр, он внес свой вклад в развитие математики еще задолго до Евклида. Кто он? (Фалес)
- Он является основоположником аналитической геометрии, являющейся соединением алгебры с геометрией. Школьникам он больше известен как французский ученый, который изобрел метод координат. О ком идет речь? (Рене Декарт)
- Его называют математиком из Сиракуз. По преданию он сказал вражескому солдату, пришедшему его убить: “ Не тронь моих кругов”. О каком ученом идет речь? (Архимед)
** Жюри подсчитывает результаты, ведущий объявляет победителя, награждает финалистов и всех участников.
Игра может закончится чаепитием или небольшой дискотекой.