Цели:
- познакомить учащихся с образованием станицы, историей её возникновения;
- развивать речевую культуру учащихся, любознательность, познавательный интерес к изучению истории Кубани, через знакомство с историей родной станицы;
- развивать творческие способности, умение мыслить;
- воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование: карта Кавказского района, рисунки учащихся по теме «Любимая моя станица Дмитриевская», диск с записью достопримечательностей станицы, исторические фотографии.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Все к уроку мы готовы,
Время не теряем зря.
Край родной наш продолжаем
Изучать на «5», друзья.
2. Проверка домашнего задания
Где расположен наш край?
Назовите площадь края.
Назовите регионы – соседи нашего края.
Назовите районы, входящие в состав
Краснодарского края.
Назовите самый северный, самый южный, самый
восточный и самый западный район нашего края.
В каком районе мы живем?
В каком году образовался наш район?
Сколько в районе населенных пунктов?
Кто является главой администрации нашего района?
Ученик:
От суворовских ярких знамен,
От казачьих победных походов
Ты родился, наш славный район,
И родным стал для многих народов.
Кавказский район, Кавказский район,
Душой ты всегда вместе с нами.
Пройдя долгий путь, под сенью знамен,
Гордишься своими сынами.
(В Лукашенко)
(Приложение, слайд № 1)
3. Сообщение темы и целей урока
«Место, где мы родились, принято называть малой родиной, страна, где мы живем – большой или Родиной. Я всегда завидовал тем, у кого большая и малая Родина географически совпадают» – так пишет в книге «Летопись Кубанского казачества и моей малой родины – станицы Дмитриевской» В.В. Поляков, наш земляк, заслуженный деятель Кубани, кандидат с/х наук.
Есть на карте района небольшая станица, которая для нас является малой родиной. Найдите на карте района нашу станицу Дмитриевскую.
(Приложение, слайд № 2)
Где расположена наша станица? (В
северо-восточной части Кавказского района)
Объясни значение слова «станица». (Ответы
детей)
Обратимся к словарям:
Станица – от слова «ставить», «стан»- место для
стоянки и все устройство, казачье поселение.
Станица – большое селение в казачьих районах.
Сегодня на уроке мы познакомимся с историей
образования нашей станицы, с ее далеким прошлым,
ведь не зря говорится « надо знать хорошо
прошлое, чтобы ясно видеть будущее…»
(Приложение, слайд № 3)
4. Основная часть
Ученик:
Основали тебя мужики,
И росла ты от первой межи.
Испокон жили здесь казаки,
Охраняя свои рубежи.
В твоем имени славном, святом,
Дух воинственный чувствуют все,
Наша Родина, гордость и дом,
И трава в бирюзовой росе.
Кубанская наша станица,
В тумане деревьев стволы,
И песня, казачья, стремится
Вдоль речки степной – Калалы.(Теренин А.П.)
(Приложение, слайд № 4)
Учитель. Наша станица была основана в 1801 году жителями сел Завертья и Богословка Воронежской губернии. Они откликнулись на призыв царского правительства осваивать вольные земли Кавказа. Несколько семей крепостных крестьян, собрав свои пожитки, пустились в дальнюю дорогу. Добравшись, до реки Калалы они основали селение. Территория, где поселились предки нынешнего населения станицы, представляла степи. Быстро закипела работа: старшие рыли землянки, молодёжь им помогала, возила лес с Кубани. Поселок рос не по дням, а по часам. Окопали его рвом, чтобы не набегали горцы. К 1803 году в поселке Дмитриевском было 90 дворов. Большинство хат состояло из одной комнаты с сенями, где в зимнее время еще помещались поросята, ягнята, телята.
(Приложение, слайд № 5)
– В 1827 году поселенцы заложили храм и освятили
его во имя великомученика Дмитрия Солунского.
Сами жители станицы заготовили кирпич, лес,
железо, известь для постройки. Подрядчиком по
стройке церкви был крестьянин Кавказской
губернии Е. Изотов.
Представленные сами себе, наши предки назывались
«одноднорцы» до 1833 года, а с этого года из мужиков
их пожаловали в «казаки». С этого года настали
черные дни для поселенцев. Явился казачий офицер,
потребовал к себе молодежь, способную к военной
службе. Началось муштрование новобранцев, целый
год время шло в науке, и подтянулись мужики, вышли
бравые казаки и отправились на службу. Провожали
детей в казаки, одновременно служили по 2 – 3
брата.
Одним из важнейших событий того времени было
открытие школы в 1856 году. Первым учителем был
местный священник о. Петр Кудрявцев, но
учительствовал он не долго. Следующие за ним были
учителя солдаты, они били детей розгами и
линейками, а учили плохо. Третьим был человек
ученый, приехавший из Петербурга. Но и этот
учитель пробыл год. Потом был местный дьякон
И.Успенский, который проработал 16 лет и учил не
только в школе, но и дома.
Население занималось разведением скотоводства,
особенно было развито овцеводство.
Хлебопашество велось в небольших размерах, сеяли
хлеба столько, чтобы его хватило на год или на два
для пропитания семьи.
Станица, расположенная по обеим сторонам реки
Калалы, имела возможность для развития
садоводства и огородничества.
(Приложение, слайд № 6)
– Река Калалы (Какали, Каляли) в переводе с татарского означает « я люблю»- небольшой правобережный приток реки Егорлык. Длина реки 11 км. Начало берет от слияния балок Рыбакина и Бобрышова. Это река типично степная.
Ученик:
В труде тяжелом год за годом
Станичники растили хлеб и скот.
Гуляли в праздник всем народом:
Среди казаков не было господ.
(И.А.Дудка)
– На защиту Отечества в годы Великой
Отечественной войны отправились свыше 800
человек, свыше 380 станичников не вернулись домой.
Где только не воевали наши станичники и под
Сталинградом, и под Москвой и на Малой Земле.
Сколько подвигов совершено ими. Многие из них
награждены медалями и орденами.
Участник войны Стеблев В. Д. был участником
Парада Победы на Красной площади в июне 1945 года.
(Приложение, слайд № 7)
– А, вернувшись с войны, воины-освободители не засиживались дома, а на 2 день выходили на работу. За высокие показатели в труде Кудрявцеву М.М. присвоено звание Герой Социалистического труда.
(Приложение, слайд № 8)
– Более 30 лет возглавлял колхоз «Заветы Ленина» Щербинин В.Ф., участник Великой Отечественной войны.
(Приложение, слайд № 9)
Ученик:
Жизнь быстротечна! Два столетья
Блеснули молнией с небес.
В войну и в голод, в лихолетье
Несло казачество свой крест.
– В каком году станица отметила свое 200-летие?
– Мой ученик Бруславский Ваня написал к этому событию стихотворение.
(Приложение, слайды № 10 – 22)
Ученик:
День за днём бегут, не умолкая
Мчится нашей жизни карусель
200 лет – так много и так мало
Ты, станица, прожила теперь
Я, родная, твой росточек слабый
Искорка в твоём костре любви
Я тебя сейчас благословляю
Ты живи ещё, ещё живи.
Славься, милая, в веках грядущих,
Процветай, рати, благоухай,
Дмитриевская! Будь как можно лучше
И истоки никогда не забывай.
Сменяться эпохи, поколенья,
Пролетят года, пройдут века,
Но любви источник вдохновенья
На Кубани не исскняет никогда.
Учитель: Много еще можно рассказывать о нашей малой родине, о её жителях, о достопримечательных местах.
5. Итог урока
– Сколько лет будет вам, когда станица отметит
свое 210-летие?
– В каком году построена наша школа? Сколько лет
ее первым выпускникам?
– При въезде в станицу в 1988 году был установлен…?
– К 40-летию Победы установлен мемориал в парке. В
каком это году?
6. Домашнее задание: подготовить материал о людях прославивших станицу, нарисовать рисунок на тему « Моя станица в будущем».