Урок русского языка в 4-м классе по теме "Три склонения имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;
  • формировать умение определять склонение по роду и начальной форме;
  • закрепить умение склонять имена существительные;
  • развивать умение работать с комбинированными карточками;
  • воспитывать интерес к русскому языку, любовь к поэзии.

Оборудование: учебник, таблица падежей, комбинированные карточки на каждого ученика.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Минутка чистописания.
  4. Объяснение новой темы.
  5. Закрепление.
  6. Подведение уроков.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть этот урок?

Дети. Интересным, чтобы узнали что-то новое.

2. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем о склонении имен существительных.

3. Минутка чистописания.

Учитель. Как всегда, несколько минут в начале урока уделим чистописанию. При проверке тетрадей заметила, что некоторые из вас неправильно пишут элементы буквы П. А мы с вами должны писать красиво.

Давайте пропишем заглавную и строчную букву П.

Образец:__________________

Учитель. Назовите слова, которые пишем с заглавной буквы.

Дети. Пушкин, Петр:

Учитель. Вспомните и напишите словарные слова на эту букву. Определите у существительных род.

4. Объяснение новой темы.

Учитель. Что вам раздали?

Дети. Карточки со словами

Учитель. Почему они состоят из двух частей?

Дети.1 часть-основа слова, 2 часть - окончание.

Учитель. Почему вторая часть состоит из 6 частей?

Дети. У существительных 6 падежей.

Учитель. Повторим падежи. На какие вопросы отвечают падежи?

Учитель. Чем Именительный падеж отличается от всех остальных?

Дети. Форма Именительного падежа считается начальной формой.

Учитель. А теперь вы будете исследователями. Интересно, кто из вас самый наблюдательный? Возьмите карточку со словом посуда и карандашом впишите окончания.

Учитель. Назовите только окончания (на доске учитель записывает окончания в столбик)

У всех так? (если у кого не так, то учитель наводящими вопросами подводит к правильному ответу)

Аналогичная работа проводится со словом песня. В результате на доске появляется запись:

-а -я

-ы -и

-е -е

-у -ю

-ой -ей

-е -е

Учитель. А теперь так же рассмотрим слова папа и Петя.

Проделав эту работу, выписав окончания, учащиеся убеждаются, что окончания совпадают с предыдущими.

Учитель. Теперь в пустую карточку запишите любое имя существительное, чтобы его окончание совпало с нашими и просклоняйте.

Учитель. Что вы заметили?

Дети. Оказывается, в русском языке есть такая группа слов, которая при склонении имеет одинаковые падежные окончания.

Учитель. Что их объединяет?

Дети. Мужской и женский род с окончанием -а, -я.

Учитель. Давайте рассмотрим карточки со словом пенал. Просклоняйте.

В пустой клетке просклоняйте свое существительное.

Учитель. Значит, есть другая группа слов, которая при склонении имеет одинаковые окончания

Учитель. Какие слова входят в эту группу?

Дети. Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е.

Аналогично рассматривается слово память.

Вывод: К третьей группе относятся Имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

Учитель. Мы с вами только что узнали, что у существительных женского, мужского, среднего рода бывают разные падежные окончания.

 Учитель. Откройте учебник. Чтение правила по частям. Прочитайте первое предложение.

По окончаниям и по роду существительные делятся на 1,2,3 склонение.

Три склонения имен существительных

1скл. 2скл. 3скл.
м.р. -а, -я м.р. ж.р.
ж.р. -а, -я с.р. -о,-е

Учитель. Для того чтобы определить склонение, что нужно знать?

Дети. Определить род имен существительных. Выделить окончание.

Учитель. А между прочим и ваши имена относятся к одному их склонений. Встаньте те, у кого имена 1 склонения, затем 2 склонения.

У некоторых имя может быть и 1 и 2 склонения. (Андрей- Андрюша, Витя- Виктор)

5. Закрепление новой темы.

Учитель. Давайте продолжим наше знакомство со склонением.

а) Прочитайте слова, которые даны в упражнении 166.

Учитель. Выпишите из этих слов по 3 слова каждого склонения.

Какие существительные относятся к 1склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению?

Закройте учебники.

б) Работа со словарем стр.247

Учитель. Продолжим нашу работу по распознаванию склонения.

Откройте словарь в конце учебника, выпишите на букву "П" имена существительные: через запятую, над словами обозначьте цифрой склонение.

Проверка. Вывод.

в) Творческая работа.

Учитель. Вернемся к нашим карточкам. Попробуйте составить предложения или небольшой текст, используя эти слова. Проверка.

г) Учитель. Вспомните, пожалуйста, стихотворение "Росинка" Бальмонта, мы учили в 1-й четверти. Кто расскажет?

Давайте в этом стихотворении найдем имена существительные и определим склонение:

росинка, листке, речонка, в тростнике, огней.

Вывод.

6. Подведение итогов

Учитель. Что нового узнали на уроке?

По таблице дети сами рассказывают, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.

Учитель. Вернемся к началу нашего урока, где на минутке чистописания записывали существительные на букву "П". Определим склонение словарных слов. Над определением склонения имен существительных продолжим работу на следующих уроках.

Интересно было? Кому?

Оценки.

7. Домашнее задание

Учитель. Давайте пожелаем друг другу всего доброго и хорошего. Урок окончен.