Учет гендерных особенностей в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Разделы: Работа с дошкольниками


В нашей школе-детском саду «Эврика» возрождается традиция раздельного воспитания и обучения детей, что обусловлено с одной стороны необходимостью установления связей с системой образования, создававшейся в России веками, с другой – в различиях психологии мальчиков и девочек, что доказано наукой. Учет этих различий в учебно-воспитательном процессе требует иной его организации с мальчиками и девочками. В.Ф. Базарный утверждает, что у мальчиков и девочек разный мозг, разные темпы физического созревания, разные уровни активации, разные интересы, разные эмоциональные доминанты. В связи с этим, он выдвинул идею о необходимости полоролевого дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек. Дошкольный период детства (онтогенеза) является наиболее значимым для речевого развития детей, а также гендерной социализации мальчиков и девочек. Помочь детям справиться с проблемами социализации, составной частью которой является самоидентификация мальчика или девочки, призвана зарождающаяся гендерная педагогика. Гендерный подход в воспитании и обучении в детском саду предполагает разнообразие способов подачи учебного материала, учитывая гендерные ососбенности дошкольников, создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия, соответствие методов руководства играми их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола.

К концу дошкольного возраста большинство речевых навыков, основанных на многократном повторении и активно обогащающемся лексиконе, лучше развито у девочек. Логическое оперирование элементами языка и составление сложных синтаксических конструкций успешнее развито у мальчиков. Анализ связной речи показал, что лексический уровень рассказов мальчиков характеризуется большим объёмом высказывания, чем  у девочек. Рассказы мальчиков содержат больше глаголов, тогда как рассказы девочек – больше существительных и прилагательных. Большее число прилагательных в рассказах девочек свидетельствует об их внимании к признакам предметов и явлений. В силу преобладания глагольной лексики высказывания мальчиков  характеризуются большей динамичностью и информированностью .

Согласно нашим многочисленным наблюдениям, девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя штампы. Психологи отмечают, что период включения в занятие у детей, зависит от пола. Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности.  Мы учитываем эту особенность, и самый трудный материал планируем на первую половину занятия. Девочкам быстрый темп работы мешает, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют задания не новые, а типовые, шаблонные. Учитывая все эти особенности, на занятиях мы используем красочный материал с предпочтением красного спектра, подаем материал – от частного к общему, эмоционально окрашенный. Именно такой подход целесообразен, и применяется в нашем образовательном учреждении в группе девочек.

Особенностью мальчиков, по мнению ученых-психологов,  является то, что с ранних лет у них возникает острая потребность в понимании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как воспринимают его самого, что он может, кем и каким станет взрослым. Для организации оптимального процесса обучения мальчиков мы используем принципы, разработанные учеными-нейропсихологами Т.П. Хризман и В.Д. Еремеевой. Логопедические занятия в группе мальчиков мы проводим в быстром темпе – это как раз то, о чем пишет В.Ф. Базарный, мальчик готов действовать сразу, в отличие от девочки. Использование разнообразных нестандартных логических заданий в учебно-воспитательном процессе позволяет мальчикам становиться собранными, организованными, внимательными.

Работа на занятии в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений создает условия для проявления индивидуальных особенностей каждого мальчика, формирует на занятии атмосферу доверительных отношений: каждый имеет возможность высказать свою точку зрения, предложить свой вариант, привести примеры из личного опыта. Для мальчиков преимущественно использование зрительных стимулов, объяснение задания должно быть четким, немногословным. Однополовая группа дает возможность детям избавиться от речевых комплексов, быстрее преодолеть имеющуюся у некоторых из них замедленную реакцию, проявить себя среди сверстников.

Мы стараемся удовлетворить потребность мальчиков в соревновательности и победе. Для этого используем групповые формы работы со сменой лидера, с элементами соревновательности. Также учитываем особенности интересной мальчикам игровой деятельности, способствующей становлению мужественности. На занятиях мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, преодолевать трудности.

Подобраться к эмоциям мальчика особенно трудно. Используя на занятиях искусство театральных действий, музыку, мы развиваем их чувства, ведь они более уязвимы, чем девочки, их мозг предпочитает информацию радостную, позитивную. Мальчики особенно нуждаются в ощущении радости и добрых взаимоотношений. Радостный индивид в эволюции более предпочтителен, его мозг быстрее и прогрессивнее развивается. Потому что радость – это какие-то дополнительные активации всего мозга. Это прогрессивное развитие.

На каждом занятии мы используем технологию раскрепощенного развития детей профессора В.Ф. Базарного (занятия проводятся в двигательном режиме, с частой сменой поз, используются степ-коврики, зрительные ориентиры, подвижная линейка, вертушки, проводится гимнастика для глаз, дыхательные упражнения). Для примера приведем разработку логопедического занятия с мальчиками по теме  «Дифференциация звуков [Г][К]. Домашние птицы»

Цели:

  • Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Г] – [К] (сравнивать их, находить общее и отличие). Учить подбирать слова-признаки к данным словам, имена, клички на звуки [Г] – [К].
  • Развивать внимание, фонематический слух, чувство ритма, мышление, обогащать словарный запас, самоконтроль за речью.
  • Воспитывать защитника, охранителя. Стимулировать желание защищать маленьких и слабых.

Оборудование: предметные картинки, массажные коврики, «оживленные буквы», буквы-конструкторы, мяч, игровые палочки, зрительные ориентиры, подвижная линейка, магнитофон.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

В руках педагога – входной билет. Педагог называет птичью семью, а дети – кто в нее входит (маму, папу, птенца). Дети получают билет, проходят в класс и встают на коврики, разложенные по кругу.

II. Введение в тему

Детям предлагается закрыть глаза, внимательно послушать звуки (поочередно звучит запись «Гусь громко гогочет», «Курица кудахчет»). Кто это? Какие звуки издает? Назовите первый звук в крике гуся, кудахтанье курицы.

– Кто догадался, с какими звуками и буквами мы будем играть, работать на занятии? (Г, К).

III. Характеристика звуков

– Послушайте: «[Г]–[К]», произнесите звуки сами (2 раза),(индивидуально). [Г] –[К] – два звука близнеца. Чем они похожи? Чем отличаются? Дайте характеристику звуку [ Г];[ К].

IV. Закрепление в игровой форме

Детям предлагается отгадать загадки: «Красные лапки щиплют за пятки, беги без оглядки».

– Каким словом называют крик гусей? (Гогот).
– Когда гуси кричат, они … гогочут.
– «Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает». Кто это?
– Как куры кричат? Крик кур называется «кудахтанье». Когда куры кричат, они … кудахчут.

Игра. Если услышите [Г] – подпрыгните, если – [К], то отвернетесь. Педагог произносит: Г, Г,  К, Г, К, К, Г, Га, Ка, Го, Ко, Гы, Гу, Гнездо, Гараж, Кот, Клюв, Гора.

Фонетическая зарядка в движении. Проговаривайте четко: гда-гдо-гду-гды, кна-кно-кну-кны. Затем, сидя на коврике, игра с мячом: «Скажи с противоположным звуком» (г-ка, ко-го, кот-год и т.д.).

«Оживленные буквы». У нас в гостях гусь и курица. Но мы не знаем, как их зовут. Найдите их глазами и придумайте им имена-клички, гусю на – [Г], курице – на [К]. (Гриша, Глеб, Гаврюша, Гоша, Гога; Катя, Клара, Ксюша, Клава).

Педагог предлагает подарить гостям картинки: Гоге со звуком [Г], Кате со звуком [К]. Разделимся на две команды (Дети ищут, разложенные по группе картинки, крепят их на магнитную доску и встают полукругом перед доской). Командиры проверяют работу.

Работа с картинками. Произносим по слогам слова и прошагиваем их. «Сколько в слове слогов, столько сделаем шагов». Далее проводится  палочковая игра «Выпал иней на луга». Дети отстукивают палочками ритм стихотворения.  Сначала с постепенным повышением голоса, затем шепотом, в быстром и медленном темпе.

Выпал иней на луга                                   Берегите лапки
Щиплет гусям лапки                                 Берегите лапки
Гуси, гуси, –  га-га-га                                Надевайте тапки.

Работа за столами. Определение места звука в слове. Поймайте звуки, назовите слово. Педагог кидает звуки (г, у, сь), дети ловят их ладошками, называют и выполняют звуко-слоговой анализ слова ГУСЬ.

V. Гимнастика для глаз (картинки: гусь, курица, индюк, петух развешаны по классу).Педагог называет картинки, дети ищут их глазами. Покажите «стрелкой» (рукой, согнутой в локте) картинку, в названии которой нет звуков Г, К. (петух).

VI. Работа с буквами. Чем можно обозначить звук? Изобразите буквы Г (К), используя пальцы, тело.
– Представьте, что вы конструкторы. Чья команда быстрей сконструирует букву. Дети из частей собирают разрезанные буквы.
– Расшифруйте слово:

2  5 1  3  4
У К Г С А.

Дети ставят числа по порядку и называют слово – гусак. Объясняют, кто такой гусак.

VII. Музыкальная игра «Гуси и коршун»

Мальчики делятся на гусей и гусят и действуют в соответствии с характером музыки.

Дыхательные упражнения

После игры восстанавливаем дыхание. (Вдох через нос – короткий, выдох через рот – длинный. Вдох и выдох через нос. Вдох и выдох через рот.)

VIII. Подбор слов-признаков

– Какие гусята? Как о них можно сказать: маленькие, беззащитные, слабенькие … Какой гусак? Гусак – сильный, смелый, храбрый, бесстрашный, отважный.
– Кто защищает гусят? (Гусак). А вы, мальчики, как относитесь к маленьким и слабым? Вы тоже защитники, и когда вырастите, будете защищать свою Родину. 

Итак, мы считаем, что в коррекционно-логопедической работе  необходимо учитывать  психофизиологические особенности детей. Для оптимального процесса обучения и воспитания использовать на занятиях принципы работы с мальчиками: быстрый темп подачи материала, высокую двигательная активность, поисковую деятельность, элементы соревновательности, большое количество логических заданий, подход к формированию правил через практические действия и очень важно, чтобы объяснение материала и инструкция к заданиям были чёткими и немногословными, и принципы работы с девочками: невысокий темп подачи материала, использование красочного материала с предпочтением красного спектра; при сообщении важного момента концентрация внимания на нём; эмоционально окрашенная подача материала; увеличение количества  повторений пройденного материала; подача материала от частного к общему; подача абстрактных понятий через примеры реальных жизненных ситуаций.

Покажем на примере особенности проведения коррекционно-логопедического занятия с девочками по теме:  «Знакомство со звуками [б], [б'] и буквой Б».

Цели:

  • учить различать и чётко произносить звуки [б] и [б'] в слогах, в словах;
  • учить находить позицию звука в слове;
  • развивать фонематический слух;
  • закрепить навык звуко-слогового анализа слов;
  • развивать память, внимание, мышление;
  • формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
  • воспитывать женственность.

Словарная работа: блюдце, блюдо, взбивать.

Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть  звуки [б], [б'], Буратино, Белоснежка, золотой ключик, фишки для обозначения звуков, блюдо, блюдце, мяч, цветная лента, магнитофон, запись музыки из фильма  о приключениях Буратино, изображение буквы Б.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Знакомство со звуками [б], [б']

Учитель: Мы  сегодня познакомимся со звуками [б], [б']. Послушайте стихотворение:

Бэллочка и Боря, сидя на заборе
Булочки, баранки ели спозаранку.

– Вы услышали эти звуки, назовите слова, в которых есть звук [б].

2. Характеристика звуков [б], [б']

Учитель-логопед: При произношении звука [б]:

– губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха;
– горлышко «работает». Дайте характеристику звуку [б].

Дети: Звук [б] – согласный. Почему? (Есть преграда). Твёрдый, звонкий, потому что горлышко «работает». Обозначим синим квадратом с колокольчиком (на доске демонстрационный синий квадрат с колокольчиком).
У: Произнесите звук [б'], дайте ему характеристику:
Д: Звук [б'] – согласный,  мягкий, звонкий. Обозначим зелёным квадратом с колокольчиком.
У: Здорово, вы дали правильную характеристику звукам.

(Звучит музыка о Буратино из фильма «Приключения Буратино»).

– Найдите глазами, кто к нам сегодня пришёл на занятие – Буратино  и Белоснежка. Буратино очень расстроен, он потерял золотой ключик от чудесной дверцы за очагом. Он просит нас помочь найти ключик. Для этого надо постараться выполнить все задания  правильно и научить Буратино  и Белоснежку выполнять звуко-слоговой анализ слов.
Покажите, как Буратино искал ключик

3. Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл.
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

4. Игра «Хлопни»

– Хлопни в ладоши, если услышишь звук  [б] – согласный, твёрдый, хлопни по ножкам, если услышишь звук  [б'] – согласный, мягкий.

В звуковом ряду: б, т, п, бь, н, з,м, х, бь, б;
В слоговом ряду: ба, та, бя, ду, бу, би, бы, ми, на, бо, то:
В ряду слов: баран, билет, батон, бидон, блины, бинт, бисер, бутерброд, берёза, белый

У: С первым заданием справились отлично, а теперь 2 задание

5. Игра «Наоборот» с мячом

Ба – бя;
бу – бю;
бо – бё;
бы – би;
бэ – бе.

6. Работа с картинками

– Буратино и Белоснежка никак не могут понять «Какая картинка лишняя?» Девочки помогите нашим героям.

На доске картинки: батон, бублик, баранки, блины, сыр, бутерброд, бисквит,  белочка, белая вата.

– Какая картинка лишняя и почему? Назовите первый звук в этих словах. Умницы! Продолжайте  работать.
– Подарки для Буратино и Белоснежки.
– Возьмите по одной картинке и подарите  – картинки, в названиях которых есть звук [б] – Буратино, картинки, в названиях которых, есть звук [б'] –  Белоснежке.
– Назовите слова, в которых звук [б] стоит в начале слова, в середине слова.
– Ещё раз повторим слова со звуком [б], слова со звуком [б'].
– Пройдите за столы

7. Звуко-слоговой анализ

Буратино и Белоснежка не знают что это такое,  «давайте им расскажем»:

Дети: Это фишки для обозначения звуков: синий квадрат – это согласный, твёрдый звук, зелёный квадрат – согласный, мягкий звук, а красный квадрат – это гласный звук. Мы вас сейчас научим выполнять звуко-слоговой анализ слова.

У:  Я вам бросаю звуки – б, а, н, т, а вы мне  – слово. Назовите слово:  БАНТ. Выполняйте звуко-слоговой анализ.  Сколько слогов в слове бант? Сколько звуков? Какой 1-й звук, 2-й, 3-й, 4-й? Характеристика звуков.
У: Ловите звуки – бь, и, н, т. Слово – БИНТ.
Выполняйте звуко-слоговой анализ. (Девочкам, выполнившим задание,  предлагаю помочь другим). Сколько слогов в  слове бинт, сколько звуков? Назови 1 звук, 2-й, 3-й, 4-й.  Посмотрите на ваши схемы , скажите чем отличаются слова: бант и бинт?  Слова отличаются согласными звуками: [б] и  [б']) и гласными звуками [а], [и].
Буратино: Ой, какие вы умные! Все эти знания мне помогут в школе. Спасибо!

7. Знакомство с буквой Б

– Мы познакомились с вами со звуками [б], [б'], а теперь познакомимся с буквой Б. Это буква Б (на доске изображение буквы Б).

Буква Б всегда жуёт 
У неё большой живот, 
Булку, бублик и батон –
Всё в себя вмещает он.
Б – большая бочка с краном,
Пьём из бочки утром рано.

– На что ещё похожа буква Б?   (На бочку).
– Из каких элементов состоит буква Б? (Из 3 элементов: 1-й вертикальной линии – |, которую проводим сверху вниз, 2 элемент похож на полукруг – О, 3 элемент, горизонтальная линия – ___.)
– Давайте в воздухе напишем эту букву.
– Выложите  букву Б из лент.

Буратино:   Да это же моя буква,  моё имя начинается с этой буквы. Я очень этому рад!

Белоснежка: Но мы, как девочки, должны уметь вкусно готовить: варить суп, борщ, отваривать картофель,  делать салаты, бутерброды, взбивать крем для тортов,

Объясните, что значит взбивать?
– Взбивать  – это значит  лёгкими ударами сделать  продукт рыхлым, пышным, пенистым. Для взбивания крема, нам понадобится: миксер, сахар, белки яиц.
– А что это стоит на столике? (Блюдце и блюдо).
– Покажите блюдце, блюдо.
– А что такое блюдце?  Что такое блюдо?

Учитель: Блюдце – это тарелочка, под чашку или стакан с приподнятыми краями. Чайное блюдце.
Слово «блюдо» имеет 2 значения:  1. Блюдо – это большая тарелка, круглая или продолговатая, для подачи кушанья на стол.2. Блюдо – это приготовленное кушанье из двух блюд: первое блюдо – рыбный суп, второе блюдо – картофельное пюре и биточки.

Буратино: А вот и золотой ключик нашёлся и мы с Белоснежкой теперь сможем отправиться  в свой волшебный театр.
Спасибо, милые девочки, вы все задания выполнили правильно.

9. Итог занятия

– Чему мы сегодня научили Буратино и Белоснежку? (Девочки рассказывают о том, что они выполняли на занятии).

Учитель: Сегодня на занятии мы познакомили Буратино и Белоснежку со звуками [б], [б']. Учили правильно произносить эти звуки. Вы дали характеристику согласным звукам [б], [б']. 
Преподнесли подарки Буратино и  Белоснежке.
Выполняли звуко-слоговой анализ слов: бант и бинт.
Узнали значение слов: блюдце, блюдо, взбивать.

(Звучит музыка о Буратино). 

– Вы помогли Буратино и Белоснежке найти золотой ключик, и теперь они откроют чудесную дверь в свой сказочный театр.

Таким образом, для более эффективного развития и коррекции речи,  необходимо учитывать гендерные особенности детей.