Цели:
- Познакомить учащихся с растительным и животным миром лугов; их “профессиями” в экосистеме; ролью лугов в жизни человека.
- Развивать наблюдательность, речь, мышление.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Учебник - тетрадь для 3-го класса “Обитатели Земли” автор А.А.Вахрушев; таблицы, карточки, карточки слов, иллюстрации, гербарий злаковых, видеофильм “Обитатели лугов”.
Ход урока
- Организация начала урока.
Здравствуйте, садитесь.
Сегодня урок природоведения мы проведём в виде ПРЕСС – КОНФЕРЕНЦИИ. ПРЕСС - КОНФЕРЕНЦИЯ - это собрание, официально созываемое для какой-нибудь важной информации или для ответов на вопросы.
На пресс - конференции присутствуют (карточки):
- АКАДЕМИКИ
- НАУЧНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ
- ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Они будут рады ответить на вопросы.
- Повторение.
Погода дня.
-Отметим погоду дня. (Карточки.)
Устный опрос пройденного материала.
- Как экосистема озера связана с экосистемой болота? (Круговорот веществ в озере замкнут не полностью. Некоторые вещества не используются живыми организмами. Они накапливаются, и условия в озере меняются. Поэтому бессточное озеро рано или поздно, но неизбежно превращается в другую экосистему - болото.)
- Какие “профессии” живых организмов встречаются в каждой экосистеме? (В каждой экосистеме встречаются производители, потребители, разрушители.)
- Разгадав кроссворд, мы прочитаем “профессию” живых организмов, которым приходится туго на болоте?
Кроссворд
- Болотная птица с длинными ногами (журавль)
- Насекомое “питающееся” лосями (комар)
- Прибрежное растение, которое часто неверно называю камышом (рогоз)
- Топливо, образуемое из отмерших остатков растений (торф)
- Самое главное растение болот (сфагнум)
- Мелкая болотная ягода (морошка)
- Длинноносая болотная птица (кулик).
- Живым организмам какой профессии приходится туго на болоте? (На болоте трудно приходится организмам профессии – разрушители.)
- Почему разрушителям приходится на болоте туго? (Разрушителям трудно жить в болотной почве. Под слоем мха всё время холодно, сыро и нет кислорода для дыхания. К тому же сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а постепенно уплотняются и превращаются в торф.)
- В чём сходство экосистем озера и болота? (Круговорот веществ в озере и болоте замкнут не полностью.)
- Что может произойти с болотом через много лет, если круговорот веществ полностью незамкнут? (Со временем толща торфа становится всё выше, а болото суше. Тогда оно начинает зарастать травой. Пройдёт много лет, и здесь могут появиться луговые растения.)
- Работа по теме.
- Сообщение темы.
Правильно экосистему болота - сменяет экосистема луга, вот сегодня мы и познакомимся с экосистемой луга. (На доску помещаю тему урока.)
- Луг.
- Как толкует слово луг С.И. Ожигов?
- Выступает научный консультант _____________________________ .
Если мы посмотрим в толковый словарь С.И. Ожигова, то прочтём: луг - это участок покрытый травянистой растительностью.
- Поднимите руки, кто из вас был на лугу. Где располагаются луга? (Ответы исследователей : “Луга располагаются по берегам рек, озёр, на краю леса и высоко в горах.”)
- Производители.
- Посмотрите, как разнообразна травянистая растительность лугов. Прочитайте их названия. (Иллюстрации растений с названиями развешаны по классу, дети поворачиваются и читают.)
- К какой профессии относятся растения? (Ответы исследователей : “Растения - это производители.”)
Среди луговых производителей надо отметить злаки.
- Как выглядят злаки расскажет академик ___________, а вы послушаете и скажите, как злаки приспособились переживать зиму? (таблица, гербарный лист злаковых)
(Злаки (карточка со словом)- это травянистые растения с полым стеблем-соломиной и невзрачными мелкими цветками. Растут злаки нередко вместе, образуя густые дернины или даже кочки из сплетённых корней. Во время суровой зимы именно в дернине (карточка со словом) переживают неблагоприятный период будущие молодые ростки.)
- Как злака приспособились переживать зиму? (Ответы исследователей : “Будущие молодые ростки переживают зиму в дернине.”)
- Откуда родом злаки расскажет академик __________ , а вы, прослушав сообщение, скажите, как злаки приспособились, чтоб их ни уничтожили животные? (Родина многих злаков сухие степи и саванны, где пасутся дикие копытные животные. Лошади и антилопы очень любят питаться этими растениями. Поэтому злаки выработали приспособления против гибели: их листья растут пучком от основания, а на месте съеденного листа быстро вырастает новый.)
- Как злаки приспособились, чтоб их ни уничтожили животные? (Ответы исследователей : “Листья злаков растут пучком от основания, а на месте съеденного листа быстро вырастает новый.”)
Работа с учебником.
- Каким ещё свойством обладают злаки мы узнаем, прочитав текст на стр. 52 (последний абзац). (Ответы исследователей : “Злаки - с помощью цепких корней скрепляют осыпающуюся землю насыпей, оврагов.”)
- Рассмотрите иллюстрации на стр. 53 №1.
- Как вы думаете, в каком из оврагов растут злаки? (Ответы исследователей : “Злаки растут там, где склоны оврага пологи и сглажены.”)
- Физминутка.
Поднимите плечики
Прыгайте кузнечики
Прыг - скок, прыг - скок
Стоп! Сели,
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
Обобщение.
-Какие производители растут на лугу?
- Потребители.
- Такое обилие травянистых растений должно привлечь потребителей.
- Каких потребителей привлекают производители луга, вы ответите, просмотрев отрывок кинофильма? (На лугу встречается множество травянистых растений, это…)
Просмотр видеофильма “Обитатели лугов”.
- Каких потребителей привлекают производители луга? (Ответы исследователей : “Разнообразные растения привлекают насекомых.”)
Правильно. С цветка на цветок порхают бабочки, собирают нектар пчёлы и шмели. Скачут кузнечики, (таблица “Луг”)
- Чем питаются насекомые, расскажет академик ___________. (Насекомые пьют сок растений, так же они сосут нектар — это сладковатая жидкость, выделяемая цветами, есть насекомые, питающиеся листьями, — это растительноядные. Среди мира насекомых есть хищники, поедающие растительноядных (стрекоза— ест комаров и мошек), есть всеядные (муравьи) они поедают других насекомых, любят сок и нектар.)
- Кто же питается насекомыми, расскажет академик ________. (Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнёзда, выращивают птенцов.)
Чья это песня? (грам. запись, иллюстрация)
Расскажет научный консультант ___________. Луговой чекан - скромно окрашенная птичка небольшого размера, меньше воробья. Гнездо устраивает на земле в углублении, окружённом густой траве. Питаются жуками, гусеницами, пауками, червями.
-Кто еще скрывается в траве, расскажет академик__________ . (Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землёй, питаясь корнями растений и личинками насекомых.)
Обобщение: Какие потребители обитают на лугу? (Ответы исследователей.)
- Разрушители.
- Живые организмы, какой профессии мы не назвали? (Ответы исследователей : “Мы не назвали разрушителей.”)
- Вспомните и назовите разрушителей почвы, они и будут обитать на лугу? (карточки)
- Луг и человек.
- Что дают луга животным и человеку?
- Насекомым луг даёт — пищу, укрытия.
- Птицам луг даёт — пищу, укрытия.
- Домашним животным луг даёт — разнообразную пищу.
- Человеку луг даёт — молоко и молокопродукты мясо, шерсть, кожу, лекарство, продукты (ягоды, щавель, мед - пчелы собирают в лугах отличный мед), сено для животных, силос, сенаж, места отличного отдыха у рек и озер, букеты цветов.
Обобщение: Луга — стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.
- Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы сохранить луга?
- Пасти небольшое количество животных, чтобы травы успевали восстанавливаться.
- Косить траву после того, как поспеют семена, чтобы при косьбе они упали на землю.
- Необходимо подсевать полезные травы — (клевер, донник, люцерну).
- Выкашивать ядовитые растения до цветения.
- Ни в коем случае нельзя распахивать луга - они очень долго не восстанавливаются.
- При сборе букетов цветов нужно брать немного, т. к. сорванный цветок — это загубленные семена.
- Брошенные банки — источник опасности, о ржавую банку легко можно порезаться, стекло долго не пропадает и опасно, пустые банки и бутылка могут сфокусировать солнечные лучи и поджечь сухую траву.
- Нельзя выжигать сухую траву — при пожаре гибнут семена трав даже на земле.
- Косить траву надо от середины к краям луга, чтобы зверята и птицы успели убежать. Если косить от краев к центру луга по кругу, то животные сбиваются в середину, испытывая страх перед людьми и шумом машин, и когда островок травы становится мал, от ужаса они бросаются куда попало и попадают под косы, ножи косилок, колеса машин.
- Цепи питания.
- Что происходит с экосистемой, когда меняются условия обитания живых организмов? (Если меняются условия, то происходит смена экосистемы.)
- Прочитайте в учебнике на стр.54 и расскажите, как может измениться экосистема луга?
- Составить цепь питания пользуясь атласом Кемеровской области.
- Проверка усвоения материала.
Тест.
- Какая профессия у злаков в экосистеме луга?
- производители;
- потребители;
- разрушители.
- Откуда злаки родом?
- тундра, лес.
- сухие степи, саванна;
- лесостепи, пустыни.
- Для чего насекомые необходимы растениям?
- для питания;
- для красоты;
- для опыления.
- Для сохранения лугов нужно:
- сгребать снег;
- очищать от мусора и кустарников;
- собирать камни.
- В какую экосистему может перейти экосистема луга.
- экосистему озера;
- экосистему леса;
- экосистему болота.
Итог.
- Какой теме была посещена наша пресс-конференция?
- Что интересного запомнили?
Оценки.
Домашнее задание.
- с.52-55
- Сделать сообщения об обитателях луга.
- Сделать сообщения об обитателях леса.