Урок окружающего мира по теме "Экосистема луга"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с растительным и животным миром лугов; их “профессиями” в экосистеме; ролью лугов в жизни человека.
  • Развивать наблюдательность, речь, мышление.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: Учебник - тетрадь для 3-го класса “Обитатели Земли” автор А.А.Вахрушев; таблицы, карточки, карточки слов, иллюстрации, гербарий злаковых, видеофильм “Обитатели лугов”.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня урок природоведения мы проведём в виде ПРЕСС – КОНФЕРЕНЦИИ. ПРЕСС - КОНФЕРЕНЦИЯ - это собрание, официально созываемое для какой-нибудь важной информации или для ответов на вопросы.

На пресс - конференции присутствуют (карточки):

  • АКАДЕМИКИ
  • НАУЧНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ
  • ИССЛЕДОВАТЕЛИ

Они будут рады ответить на вопросы.

  1. Повторение.

Погода дня.

-Отметим погоду дня. (Карточки.)

Устный опрос пройденного материала.

- Как экосистема озера связана с экосистемой болота? (Круговорот веществ в озере замкнут не полностью. Некоторые вещества не используются живыми организмами. Они накапливаются, и условия в озере меняются. Поэтому бессточное озеро рано или поздно, но неизбежно превращается в другую экосистему - болото.)

- Какие “профессии” живых организмов встречаются в каждой экосистеме? (В каждой экосистеме встречаются производители, потребители, разрушители.)

- Разгадав кроссворд, мы прочитаем “профессию” живых организмов, которым приходится туго на болоте?

Кроссворд

  1. Болотная птица с длинными ногами (журавль)
  2. Насекомое “питающееся” лосями (комар)
  3. Прибрежное растение, которое часто неверно называю камышом (рогоз)
  4. Топливо, образуемое из отмерших остатков растений (торф)
  5. Самое главное растение болот (сфагнум)
  6. Мелкая болотная ягода (морошка)
  7. Длинноносая болотная птица (кулик).

  • Живым организмам какой профессии приходится туго на болоте? (На болоте трудно приходится организмам профессии – разрушители.)
  • Почему разрушителям приходится на болоте туго? (Разрушителям трудно жить в болотной почве. Под слоем мха всё время холодно, сыро и нет кислорода для дыхания. К тому же сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а постепенно уплотняются и превращаются в торф.)
  • В чём сходство экосистем озера и болота? (Круговорот веществ в озере и болоте замкнут не полностью.)
  • Что может произойти с болотом через много лет, если круговорот веществ полностью незамкнут? (Со временем толща торфа становится всё выше, а болото суше. Тогда оно начинает зарастать травой. Пройдёт много лет, и здесь могут появиться луговые растения.)
  1. Работа по теме.
  1. Сообщение темы.

Правильно экосистему болота - сменяет экосистема луга, вот сегодня мы и познакомимся с экосистемой луга. (На доску помещаю тему урока.)

  1. Луг.

- Как толкует слово луг С.И. Ожигов?

- Выступает научный консультант _____________________________ .

Если мы посмотрим в толковый словарь С.И. Ожигова, то прочтём: луг - это участок покрытый травянистой растительностью.

- Поднимите руки, кто из вас был на лугу. Где располагаются луга? (Ответы исследователей : “Луга располагаются по берегам рек, озёр, на краю леса и высоко в горах.”)

  1. Производители.
  • Посмотрите, как разнообразна травянистая растительность лугов. Прочитайте их названия. (Иллюстрации растений с названиями развешаны по классу, дети поворачиваются и читают.)
  • К какой профессии относятся растения? (Ответы исследователей : “Растения - это производители.”)

Среди луговых производителей надо отметить злаки.

  • Как выглядят злаки расскажет академик ___________, а вы послушаете и скажите, как злаки приспособились переживать зиму? (таблица, гербарный лист злаковых)

(Злаки (карточка со словом)- это травянистые растения с полым стеблем-соломиной и невзрачными мелкими цветками. Растут злаки нередко вместе, образуя густые дернины или даже кочки из сплетённых корней. Во время суровой зимы именно в дернине (карточка со словом) переживают неблагоприятный период будущие молодые ростки.)

  • Как злака приспособились переживать зиму? (Ответы исследователей : “Будущие молодые ростки переживают зиму в дернине.”)
  • Откуда родом злаки расскажет академик __________ , а вы, прослушав сообщение, скажите, как злаки приспособились, чтоб их ни уничтожили животные? (Родина многих злаков сухие степи и саванны, где пасутся дикие копытные животные. Лошади и антилопы очень любят питаться этими растениями. Поэтому злаки выработали приспособления против гибели: их листья растут пучком от основания, а на месте съеденного листа быстро вырастает новый.)
  • Как злаки приспособились, чтоб их ни уничтожили животные? (Ответы исследователей : “Листья злаков растут пучком от основания, а на месте съеденного листа быстро вырастает новый.”)

Работа с учебником.

  • Каким ещё свойством обладают злаки мы узнаем, прочитав текст на стр. 52 (последний абзац). (Ответы исследователей : “Злаки - с помощью цепких корней скрепляют осыпающуюся землю насыпей, оврагов.”)
  • Рассмотрите иллюстрации на стр. 53 №1.
  • Как вы думаете, в каком из оврагов растут злаки? (Ответы исследователей : “Злаки растут там, где склоны оврага пологи и сглажены.”)
  1. Физминутка.

Поднимите плечики
Прыгайте кузнечики
Прыг - скок, прыг - скок
Стоп! Сели,
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.

Обобщение.

-Какие производители растут на лугу?

  1. Потребители.
  • Такое обилие травянистых растений должно привлечь потребителей.
  • Каких потребителей привлекают производители луга, вы ответите, просмотрев отрывок кинофильма? (На лугу встречается множество травянистых растений, это…)

Просмотр видеофильма “Обитатели лугов”.

  • Каких потребителей привлекают производители луга? (Ответы исследователей : “Разнообразные растения привлекают насекомых.”)

Правильно. С цветка на цветок порхают бабочки, собирают нектар пчёлы и шмели. Скачут кузнечики, (таблица “Луг”)

  • Чем питаются насекомые, расскажет академик ___________.  (Насекомые пьют сок растений, так же они сосут нектар — это сладковатая жидкость, выделяемая цветами, есть насекомые, питающиеся листьями, — это растительноядные. Среди мира насекомых есть хищники, поедающие растительноядных (стрекоза— ест комаров и мошек), есть всеядные (муравьи) они поедают других насекомых, любят сок и нектар.)
  • Кто же питается насекомыми, расскажет академик ________.  (Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнёзда, выращивают птенцов.)

Чья это песня? (грам. запись, иллюстрация)

Расскажет научный консультант ___________.  Луговой чекан - скромно окрашенная птичка небольшого размера, меньше воробья. Гнездо устраивает на земле в углублении, окружённом густой траве. Питаются жуками, гусеницами, пауками, червями.

-Кто еще скрывается в траве, расскажет академик__________ . (Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землёй, питаясь корнями растений и личинками насекомых.)

Обобщение: Какие потребители обитают на лугу? (Ответы исследователей.)

  1. Разрушители.

- Живые организмы, какой профессии мы не назвали? (Ответы исследователей : “Мы не назвали разрушителей.”)

- Вспомните и назовите разрушителей почвы, они и будут обитать на лугу? (карточки)

  1. Луг и человек.

- Что дают луга животным и человеку?

  • Насекомым луг даёт — пищу, укрытия.
  • Птицам луг даёт — пищу, укрытия.
  • Домашним животным луг даёт — разнообразную пищу.
  • Человеку луг даёт — молоко и молокопродукты мясо, шерсть, кожу, лекарство, продукты (ягоды, щавель, мед - пчелы собирают в лугах отличный мед), сено для животных, силос, сенаж, места отличного отдыха у рек и озер, букеты цветов.

Обобщение: Луга — стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.

- Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы сохранить луга?

  • Пасти небольшое количество животных, чтобы травы успевали восстанавливаться.
  • Косить траву после того, как поспеют семена, чтобы при косьбе они упали на землю.
  • Необходимо подсевать полезные травы — (клевер, донник, люцерну).
  • Выкашивать ядовитые растения до цветения.
  • Ни в коем случае нельзя распахивать луга - они очень долго не восстанавливаются.
  • При сборе букетов цветов нужно брать немного, т. к. сорванный цветок — это загубленные семена.
  • Брошенные банки — источник опасности, о ржавую банку легко можно порезаться, стекло долго не пропадает и опасно, пустые банки и бутылка могут сфокусировать солнечные лучи и поджечь сухую траву.
  • Нельзя выжигать сухую траву — при пожаре гибнут семена трав даже на земле.
  • Косить траву надо от середины к краям луга, чтобы зверята и птицы успели убежать. Если косить от краев к центру луга по кругу, то животные сбиваются в середину, испытывая страх перед людьми и шумом машин, и когда островок травы становится мал, от ужаса они бросаются куда попало и попадают под косы, ножи косилок, колеса машин.
  1. Цепи питания.

- Что происходит с экосистемой, когда меняются условия обитания живых организмов? (Если меняются условия, то происходит смена экосистемы.)

  • Прочитайте в учебнике на стр.54 и расскажите, как может измениться экосистема луга?
  • Составить цепь питания пользуясь атласом Кемеровской области.
  1. Проверка усвоения материала.

Тест.

  1. Какая профессия у злаков в экосистеме луга?
  • производители;
  • потребители;
  • разрушители.
  1. Откуда злаки родом?
  • тундра, лес.
  • сухие степи, саванна;
  • лесостепи, пустыни.
  1. Для чего насекомые необходимы растениям?
  • для питания;
  • для красоты;
  • для опыления.
  1. Для сохранения лугов нужно:
  • сгребать снег;
  • очищать от мусора и кустарников;
  • собирать камни.
  1. В какую экосистему может перейти экосистема луга.
  • экосистему озера;
  • экосистему леса;
  • экосистему болота.

Итог.

- Какой теме была посещена наша пресс-конференция?
- Что интересного запомнили?

Оценки.

Домашнее задание.

  1. с.52-55
  2. Сделать сообщения об обитателях луга.
  3. Сделать сообщения об обитателях леса.