Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • отрабатывать умения подбирать проверочные слова к словам с безударным гласным в корне;
  • упражнять в умении различать проверочные и проверяемые слова;
  • развивать учебно-коммуникативные навыки; орфографическую зоркость; речь учащихся;
  • воспитывать взаимоуважение к одноклассникам.

Оборудование:

  • карточки для теста;
  • карточки для работы в парах;
  • карточки с дифференцированным заданием;
  • сюжетная картинка “Весна”;
  • ключевые слова урока;
  • презентация урока.

(Слайд 1)

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы .
Будем слушать , рассуждать
И друг другу помогать.

Ребята, сегодня утром в школу пришло электронное письмо с обращением к ученикам 2 а класса “Дорогие ребята, пожалуйста, помогите нам. Злая колдунья заточила нас в замке, и мы не можем освободиться. Если вы преодолеете сегодня все трудности, то мы будем свободны”…

-Но, ребята, подписи нет. Ну, что, ваше решение?!

-Тогда, в путь, времени мало, Нашей помощи ждут.

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Минутка чистописания.

Первое препятствие. Так как у нас урок русского языка, подготовим руку к письму.

  • Продолжите закономерность не отрывая руки:
  • Какие буквы вы писали?

( а, о, е, и, я )

  • Что их объединяет?
  • Почему мы начали урок с написания этих букв?

(Потому что мы работаем по теме “Безударные гласные в корне слова”.)

  1. Обобщение знаний о безударных звуках.

- Что вы знаете о гласных звуках? (Учитель вывешивает на доске опорные слова)

ударные безударные
в сильной позиции в слабой позиции

проверяемые
непроверяемые

-В какую группу отнесем эти слова? Почему?

(Слайд 2)

Тест: (обратная связь – карточки с цифрами)

В корне слова нужно проверять:

  1. гласные а, о, е, и, я?
  2. гласные а, о, ы, у, и?
  3. безударные гласные?

-Первое препятствие успешно прошли.

-Ребята, как надо действовать при написании слов с непроверяемыми безударными гласными? (Запомнить их написание или посмотреть в орфографическом словаре.)

(Учитель демонстрирует орфографический словарь.)

- А сейчас мы потренируемся в запоминании таких слов.

  1. Словарная работа. (Развитие зрительной памяти)

-Прочитайте слова орфографическим чтением :

Артист,
береза,
карандаш,
язык,
Москва,
воробей,
рябина,
моряк.

  • Назовите слово, обозначающее дерево с кистями ягод;
  • назовите имя собственное;
  • найдите слово, где все гласные а;
  • назовите слово, обозначающее профессию человека, выступающего на сцене;
  • найдите слово с безударной гласной е;
  • слово, обозначающее орган человека;
  • слова, отвечающие на вопрос кто?

(Доска закрывается, дети пишут слова по памяти)

- Запишите слова, обозначьте орфограмму.

(Взаимопроверка).

- Кто всю работу выполнил без ошибок? Молодцы! Мы продвигаемся вперед, пока вы справляетесь. Но самое трудное впереди!

  1. Введение в тему урока.
  • Какое слово лишнее? (из записанных слов в тетради). (Моряк)
  • По какому признаку выбрали его? (Проверяемый гласный звук)
  • Продолжим наблюдение над этим словом. Для этого составим цепочку однокоренных слов к этому слову (работа по памятке).

(Дети называют однокоренные слова, а учитель записывает их на доске для предупреждения ошибки).

Моряк, море, морской, морячка, заморский, мореход…

  • Докажите, что они однокоренные.

(Дети выделяют корень – один ученик у доски)

  • Обозначьте ударные и безударные гласные в корне слова.
  • Распределите их по группам, одну из групп – подчеркнуть.
  • Сколько групп получилось?
  • Назовите их.
  • По какому признаку распределили? (Проверочные и поверяемые)

На доске вывешиваются опорные слова.

  • Какая взаимосвязь между этими группами?
  • Какие же слова мы называем проверочными?
  • Какие проверяемыми?
Проверяемое слово проверочное слово
В корне слова звук ударный в корне слова звук безударный
  • О какой части слова мы говорим?
  • Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать?

(Предположения детей)

(Слайд 3)

(“Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Обозначение орфограммы.”)

- Какие умения мы должны отработать?

  1. Умение различать проверочные и проверяемые слова;
  2. Умение подбирать проверочные слова к словам с безударным гласным звуком в корне.

- Ну что же, треть пути пройдено успешно. Вперед, нам надо спешить, кто-то ждет нашей помощи.

  1. Открытие “новых” знаний.
  1. Упражнение в подборе проверочных слов.
  • Назовите еще раз признак проверочного слова.
  • Прочитайте название текста на доске:

Л...са.

  • О ком или о чем говорится в этом тексте?

(Предположения детей)

  • Какое задание надо выполнить, чтобы узнать название текста? (прочитать текст)
  • Откройте учебник на странице 130, упражнение 224 и прочитайте текст.
  • Можем ли теперь определить тему текста?
  • Вставьте пропущенную букву в названии.
  • Почему вставили “ и”? Докажите (лисы).
  • Какое это слово? (проверочное)
  • Есть ли в тексте еще проверочные слова?
  • Докажите, что они проверочные.
  • А проверяемые?
  • Докажите.
  • Какие еще слова надо проверить? (нора, в лесу)
  • Подберите к ним проверочные слова.
  • Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

(Дети списывают текст)

  • Как называется орфограмма, которую мы изучаем?
  • Сделайте вывод, как надо действовать при записи слов с безударной гласной в корне слова. (предположения детей)
  1. Работа над правилом.
  • Прочитайте правило.
  • Что не было сказано вами? (изменение формы слова)
  • Сколько способов проверки? (2)
  • Назовите их.

(Слайд 4)

Способы проверки:

  1. Подбор однокоренных слов.
  2. Изменение формы слова.
  • Какой способ использовали при выполнении упр. 224?
  • Обозначьте орфограмму. (Графическое изображение)
  1. Первичное закрепление.
  1. Работа в парах (на карточках даны слова).

-Следующее препятствие перед вами. Возьмите карточку меньшего размера.

в...сна
гр...чи
д...ревья
прил...тели
л...сточки
гн...здо

- Объясните друг другу по очереди выбор буквы.

(Фронтальная проверка)

  • К каким словам подбирали однокоренные проверочные слова? (Прилетели, листочки)
  • В каких случаях для проверки изменяли форму слова? (Весна, грачи, деревья, гнездо)
  • Что объединяет эти слова? (Орфограмма, тема)
  • Назовите тему. (Весна)

(Вывешивается сюжетная картинка “Весна”)

  1. Творческая работа. (Дифференцированное задание)

- Составьте небольшой текст , используя ключевые слова на карточках. Кому трудно, можно составить одно предложение. При составлении текста помните, что в предложении выражена … (Законченная мысль)

(Прослушивание текстов, корректировка)

(Слайд 5)

  1. Тест.

Правильно подобрали проверочные слова:

  • дом-домашний
  • дар- дарога
  • сосны-сосна
  1. Самостоятельная работа (дифференцированный подход).

- Мы уже у цели. Осталось последнее препятствие.

- Прочитайте задания и выберите для себя одно (по одному человеку у доски, остальные по карточкам на месте).

1 уровень.

Напишите слова во множественном числе:

глаз...
дождь...
гриб...
поле...

2 уровень.

Напишите слова, для которых данные слова являются проверочными:

смотр...
лень
крик...

- Какой способ проверки использовали?

  1. Итог урока.

- Дополните список ключевых слов по теме урока:

  • Орфограмма
  • Безударный гласный звук
  • Ударный гласный звук
  • Проверочное слово
  • ……….

Открывается доска. Замок с безударными гласными.

- Кто же просил нас о помощи? Вы их узнали? Давайте их освободим.

(Слайд 6)

Если гласный вызвал сомнение, ты его немедленно ставь …. (под ударение)

- Спасибо за активную работу!

Презентация