Цели урока:
- отрабатывать умения подбирать проверочные слова к словам с безударным гласным в корне;
- упражнять в умении различать проверочные и проверяемые слова;
- развивать учебно-коммуникативные навыки; орфографическую зоркость; речь учащихся;
- воспитывать взаимоуважение к одноклассникам.
Оборудование:
- карточки для теста;
- карточки для работы в парах;
- карточки с дифференцированным заданием;
- сюжетная картинка “Весна”;
- ключевые слова урока;
- презентация урока.
(Слайд 1)
- Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы .
Будем слушать , рассуждать
И друг другу помогать.
Ребята, сегодня утром в школу пришло электронное письмо с обращением к ученикам 2 а класса “Дорогие ребята, пожалуйста, помогите нам. Злая колдунья заточила нас в замке, и мы не можем освободиться. Если вы преодолеете сегодня все трудности, то мы будем свободны”…
-Но, ребята, подписи нет. Ну, что, ваше решение?!
-Тогда, в путь, времени мало, Нашей помощи ждут.
- Актуализация опорных знаний.
- Минутка чистописания.
Первое препятствие. Так как у нас урок русского языка, подготовим руку к письму.
- Продолжите закономерность не отрывая руки:
- Какие буквы вы писали?
( а, о, е, и, я )
- Что их объединяет?
- Почему мы начали урок с написания этих букв?
(Потому что мы работаем по теме “Безударные гласные в корне слова”.)
- Обобщение знаний о безударных звуках.
- Что вы знаете о гласных звуках? (Учитель вывешивает на доске опорные слова)
ударные | безударные |
в сильной позиции | в слабой позиции проверяемые |
-В какую группу отнесем эти слова? Почему?
(Слайд 2)
Тест: (обратная связь – карточки с цифрами)
В корне слова нужно проверять:
- гласные а, о, е, и, я?
- гласные а, о, ы, у, и?
- безударные гласные?
-Первое препятствие успешно прошли.
-Ребята, как надо действовать при написании слов с непроверяемыми безударными гласными? (Запомнить их написание или посмотреть в орфографическом словаре.)
(Учитель демонстрирует орфографический словарь.)
- А сейчас мы потренируемся в запоминании таких слов.
- Словарная работа. (Развитие зрительной памяти)
-Прочитайте слова орфографическим чтением :
Артист,
береза,
карандаш,
язык,
Москва,
воробей,
рябина,
моряк.
- Назовите слово, обозначающее дерево с кистями ягод;
- назовите имя собственное;
- найдите слово, где все гласные а;
- назовите слово, обозначающее профессию человека, выступающего на сцене;
- найдите слово с безударной гласной е;
- слово, обозначающее орган человека;
- слова, отвечающие на вопрос кто?
(Доска закрывается, дети пишут слова по памяти)
- Запишите слова, обозначьте орфограмму.
(Взаимопроверка).
- Кто всю работу выполнил без ошибок? Молодцы! Мы продвигаемся вперед, пока вы справляетесь. Но самое трудное впереди!
- Введение в тему урока.
- Какое слово лишнее? (из записанных слов в тетради). (Моряк)
- По какому признаку выбрали его? (Проверяемый гласный звук)
- Продолжим наблюдение над этим словом. Для этого составим цепочку однокоренных слов к этому слову (работа по памятке).
(Дети называют однокоренные слова, а учитель записывает их на доске для предупреждения ошибки).
Моряк, море, морской, морячка, заморский, мореход…
- Докажите, что они однокоренные.
(Дети выделяют корень – один ученик у доски)
- Обозначьте ударные и безударные гласные в корне слова.
- Распределите их по группам, одну из групп – подчеркнуть.
- Сколько групп получилось?
- Назовите их.
- По какому признаку распределили? (Проверочные и поверяемые)
На доске вывешиваются опорные слова.
- Какая взаимосвязь между этими группами?
- Какие же слова мы называем проверочными?
- Какие проверяемыми?
Проверяемое слово | проверочное слово |
В корне слова звук ударный | в корне слова звук безударный |
- О какой части слова мы говорим?
- Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать?
(Предположения детей)
(Слайд 3)
(“Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Обозначение орфограммы.”)
- Какие умения мы должны отработать?
- Умение различать проверочные и проверяемые слова;
- Умение подбирать проверочные слова к словам с безударным гласным звуком в корне.
- Ну что же, треть пути пройдено успешно. Вперед, нам надо спешить, кто-то ждет нашей помощи.
- Открытие “новых” знаний.
- Упражнение в подборе проверочных слов.
- Назовите еще раз признак проверочного слова.
- Прочитайте название текста на доске:
Л...са.
- О ком или о чем говорится в этом тексте?
(Предположения детей)
- Какое задание надо выполнить, чтобы узнать название текста? (прочитать текст)
- Откройте учебник на странице 130, упражнение 224 и прочитайте текст.
- Можем ли теперь определить тему текста?
- Вставьте пропущенную букву в названии.
- Почему вставили “ и”? Докажите (лисы).
- Какое это слово? (проверочное)
- Есть ли в тексте еще проверочные слова?
- Докажите, что они проверочные.
- А проверяемые?
- Докажите.
- Какие еще слова надо проверить? (нора, в лесу)
- Подберите к ним проверочные слова.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
(Дети списывают текст)
- Как называется орфограмма, которую мы изучаем?
- Сделайте вывод, как надо действовать при записи слов с безударной гласной в корне слова. (предположения детей)
- Работа над правилом.
- Прочитайте правило.
- Что не было сказано вами? (изменение формы слова)
- Сколько способов проверки? (2)
- Назовите их.
(Слайд 4)
Способы проверки:
- Подбор однокоренных слов.
- Изменение формы слова.
- Какой способ использовали при выполнении упр. 224?
- Обозначьте орфограмму. (Графическое изображение)
- Первичное закрепление.
- Работа в парах (на карточках даны слова).
-Следующее препятствие перед вами. Возьмите карточку меньшего размера.
в...сна гр...чи д...ревья |
прил...тели л...сточки гн...здо |
- Объясните друг другу по очереди выбор буквы.
(Фронтальная проверка)
- К каким словам подбирали однокоренные проверочные слова? (Прилетели, листочки)
- В каких случаях для проверки изменяли форму слова? (Весна, грачи, деревья, гнездо)
- Что объединяет эти слова? (Орфограмма, тема)
- Назовите тему. (Весна)
(Вывешивается сюжетная картинка “Весна”)
- Творческая работа. (Дифференцированное задание)
- Составьте небольшой текст , используя ключевые слова на карточках. Кому трудно, можно составить одно предложение. При составлении текста помните, что в предложении выражена … (Законченная мысль)
(Прослушивание текстов, корректировка)
(Слайд 5)
- Тест.
Правильно подобрали проверочные слова:
- дом-домашний
- дар- дарога
- сосны-сосна
- Самостоятельная работа (дифференцированный подход).
- Мы уже у цели. Осталось последнее препятствие.
- Прочитайте задания и выберите для себя одно (по одному человеку у доски, остальные по карточкам на месте).
1 уровень.
Напишите слова во множественном числе:
глаз...
дождь...
гриб...
поле...
2 уровень.
Напишите слова, для которых данные слова являются проверочными:
смотр...
лень
крик...
- Какой способ проверки использовали?
- Итог урока.
- Дополните список ключевых слов по теме урока:
- Орфограмма
- Безударный гласный звук
- Ударный гласный звук
- Проверочное слово
- ……….
Открывается доска. Замок с безударными гласными.
- Кто же просил нас о помощи? Вы их узнали? Давайте их освободим.
(Слайд 6)
Если гласный вызвал сомнение, ты его немедленно ставь …. (под ударение)
- Спасибо за активную работу!