Метод:проектный.
Форма: коллективная, групповая, индивидуальная.
Цели:
- организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных и авторских литературных сказках;
- учить детей обобщению и формулированию выводов об отличительных особенностях авторских сказок на примере произведений А.С.Пушкина, В.А.Жуковского;
- развивать умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию;
- воспитывать любовь к чтению и своему Отечеству на примере творчества знаменитых русских писателей.
Оборудование: портреты А.С. Пушкина, В.А. Жуковского и Н.В. Гоголя, рисунки детей по сказкам этих писателей, иллюстрации к сказкам “Сказка о царе Салтане”, “Спящая царевна”, у учащихся – учебник литературы “В океане света” Бунеевых, тетрадь по литературе, книги А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, карточки со словами, схемы: “Сюжетно-композиционный треугольник”, “Последовательная модель”.
Эпиграф:
“Ужели их забуду, друзей
Души моей …”
А.С. Пушкин
- Организационный момент.
Покажите умные глазки, ровные спинки. Поприветствуем наших гостей. Начнем урок.
- Введение в урок.
Учитель: Сегодня у нас необычная встреча, мы приглашаем всех отправиться совсем недалеко – всего на два столетия назад, в первые десятилетия 19 века.
Вспомним, что такое “эпиграф”? Прочитайте эпиграф.
На доске портреты А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя.
- Кто догадался, глядя на портреты писателей и эпиграф, о чем пойдет речь на уроке?
Ответ Ученика: В 1831 году на даче в Царском Селе состоялось поэтическое состязание Пушкина и Жуковского на лучший пересказ народной сказки, Н.В. Гоголь “судил” их состязание.
- Формулирование темы и цели урока.
Учитель: Тема нашего урока, как вы догадались, определить идею, породившую состязание и результат этих встреч, а так же выявить особенности литературных сказок Пушкина и Жуковского.
Ученик (читает стих):
Друзья, мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
- Речевая литературная разминка, направленная на знание содержания произведения.
Продолжи …
- Ветер по морю гуляет … (и кораблик подгоняет)
- Белка песенки поет … (да орешки все грызет)
- И впился комар как раз … (тетке прямо в правый глаз)
- Три девицы под окном … (пряли поздно вечерком)
- И растет ребенок там … (не по дням, а по часам)
Назовите автора.
- Что ни в сказке рассказать … (ни пером описать)
- Начал пить и есть и спать, начал … (жить да поживать)
- Вся душа его кипит … (перед ним царевна спит)
- Будет то не смерть, а сон … (триста лет продлиться он)
- На пиру я не была … (но подарок принесла)
Назовите автора. Молодцы!
- Проверка домашнего задания.
- Экспресс-опрос.
- Когда были написаны сказки?
- Где?
- Форма.
- Какая сказка легла в основу “Сказки о царе Салтане”? (Во лбу – солнце, на затылке – месяц, по бокам – звезды)
- Какая сказка легла в основу сказки Жуковского? (Братья Гримм “Царевна-шиповник”)
- Признаки фольклорной сказки (сказочная концовка, повторы событий, зачин, сказочные герои, волшебные предметы, понятный язык, троекратный повтор, добро побеждает зло)
- Какие сказки называются литературными? (авторские).
- Индивидуальная работа.
Карточки (приложение 1).
- Обобщение знаний об авторских литературных сказках.
Учитель: Читая текст, вы делали пометки:
- ? – непонятно
- V – основной материал
- ! – удивило
Мы разделились на пять творческих групп, каждая из которых получила по заданию. В конце нашего урока мы выявим, какая из групп ярче и лучше раскрыла тему. План нашего урока находится на доске.
Карточки с заданиями.
Задания для 1-й группы.
- Для кого предназначались сказки Пушкина и Жуковского ?
- Представить модели обложек книг (автор, заголовок, тема и жанр).
- Каким вы представляете себе пейзаж (место, где происходят события) ?
Задания для 2-й группы.
- Объяснить понятие композиция.
- Создать модель сюжетно-композиционного треугольника по сказке “О царе Салтане” Пушкина.
- Просмотреть изученные главы.
- Найти в содержании глав элементы сюжетно-композиционного треугольника.
- Создать модель сюжетно-композиционного треугольника и представить ее.
- Создать “Словарь настроений” по “Последовательной модели” (сказка В.А. Жуковского “Спящая царевна”).
Задания для 3-й группы.
- Из Тетради с. 45, задание II “Царь Салтан и князь Гвидон”.
- Узнай героя по эпитетам.
- Характеристика героев сказки Жуковского “Спящая царевна”.
Задания для 4-й группы.
- Объяснить понятия: эпитет и архаизм.
- Перечислить особенности языка.
- Практическое задание – чтение отрывка наизусть.
Задания для 5-й группы.
- Сформулировать вывод: в чем отличие литературных сказок (тетрадь страница 46, задание 3)
- Сказки Пушкина и Жуковского – это … (исследовательская работа)
- Пересказ известных народных сказок, так как сказка просто записана со слов рассказчика и обработана (более грамотно построены сюжеты).
- Собственно авторские литературные произведения, потому что они имеют свои отличительные признаки: дополнен и расширен сюжет, изменены герои и их имена.
- Составить цепочку связи: как создавались литературные сказки: авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки (ответ ученика: цепочка связи будет составлена так: прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка).
- Подведение итогов “поэтического состязания”.
Учитель: Ребята, вспомните, какое событие 1831 года связывает этих писателей, произошедшее в Царском селе?
Ответ учеников: В Царском селе произошло поэтическое состязание.
Учитель: В чем же оно заключалось? Кто стал победителем ?
Ответ ученика (стр. 122 учебника)
Учитель: Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого.
Групповое обсуждение.
Учитель: Жуковский присылает Пушкину портрет с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”. Такое признание Пушкин получил после создания своей первой знаменитой поэмы “Руслан и Людмила”. Некоторые строки вам знакомы: “У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…”
- Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Особенно хотелось бы отметить…(оценивание работы).
- Итог урока.
Рефлексивная деятельность:
На уроке:
- Я приобрел …
- Я научился …
- Я понял, что …
- Было трудно …
- Было интересно …
- Хочу похвалить …
Урок окончен.