Цель практического занятия: научить осознанно снимать утомление с помощью массажа рук и пальчиковой гимнастики.
Задача практического занятия:
- Научить делать массаж рук;
- Научить упражнениям для пальчиков;
- Воспитывать бережное отношение к своим рукам;
- Развивать умение снимать утомляемость средством массажа и пальчиковой гимнастики.
Ход занятия
Дорогие ребята, наш организм создан природой удивительно разумно, точно и надежно. Особенно умно и хитро устроены наши стопы и ладони. Но на сегодняшнем занятии мы уделим внимание нашим ладоням. Все вы помните и знаете, что стоит только ладонью дотронуться до предмета, лежащего в кармане, она сразу же узнает, что это за предмет.
Игра: узнать на ощупь предмет.
Как вы считаете, вот ваши руки о многом помогают вам узнать, многое знают о вас, а что вы знаете о руках? (Ответы детей).
Каждый палец на руке имеет название или имя:
- Большой – самый большой из всех.
- Указательный – указывает.
- Средний – находится посередине.
- Безымянный – лодырь.
- Мизинец – самый маленький.
Проведем опыт: используя только указательный и большой пальцы правой руки, достаньте из портфеля учебник математики. Молодцы, а теперь, используя только средний и безымянный пальцы, уберите его обратно.
- Когда выполнять задание было легче?
- Так только ли имена разные у наших пальцев? Чем еще они отличаются?
(Выполняемой работой).
- Какую работу могут выполнять мизинец, безымянный и средний пальцы?
(Выжимать тряпку, нести портфель, причесываться).
- Давайте повнимательнее рассмотрим наши ладони. На запястье есть поперечные
складки. Если их у человека три, это говорит о том, что запас здоровья очень
большой. Рассмотрите пальцы руки с внутренней стороны. Что заметили?
(Поделены на 3 части).
- Каждый палец на руке состоит из 3 частей – фаланг. (Приложение 1)
Первая фаланга большого пальца связана с головой: если большой палец нельзя отодвинуть далеко назад, это говорит о сильном характере и большой силе воли. Эти люди точно выполняют указания врача. Если большой палец может далеко отодвигаться назад – то человек менее дисциплинированный пациент.
Древние мудрецы говорили: “Рука каждого человека… таит в себе чудодейственную силу излечения болезней. Кончики пальцев рук – это второй мозг”.
- Как понимаете это изречение?
- На кончиках пальцев рук находится несколько тысяч нервных окончаний, связанных с головным мозгом. Значит, если мы будем делать массаж ладоней, пальцев, мы будем развивать свои умственные способности.
Будем более смышлеными и сообразительными. Повторяйте упражнения:
- Похлопать в ладоши.
- Растереть руки, “помыть” руки.
- Для улучшения памяти: каждый палец “здоровается” по очереди с большим (кончиком большого сильно надавить на “подушечку” каждого пальца).
- Сложить ладони вместе, пальцы врозь, ладони развести.
- Ладони к себе, соединив мизинцы, сгибаем и разгибаем пальцы обеих ладоней поочередно.
- Как можно назвать одним словом все те действия, которые мы сейчас выполняли? (Массаж)
Массаж – один из наиболее быстродействующих средств самопомощи. Он позволяет успешно бороться с разными недугами человеческого организма – от обычного насморка до самых сложных заболеваний.
- Массаж большого пальца повышает деятельность мозга,
- указательного пальца – улучшает работу желудка,
- среднего пальца – кишечника и позвоночника,
- безымянного пальца – печени,
- мизинца – сердце.
Физминутка на снятие общего утомления
- Замечали ли вы, что происходит, когда вы долго и много пишете? (Утомление, нет желания работать).
- А бывало ли, что буквы выходили за строчку? Как думаете, почему? (Мышцы слабо развиты).
- Чтобы научиться контролировать свою руку, управлять ею, вам необходимо запомнить основные упражнения для пальчиков, которые также снимают утомляемость, улучшат почерк, повысят вашу работоспособность.
- “Мишка, Снежинка, Зайчик”
Поочередно с разной силой надавливают на подушечку большого пальца остальными пальцами руки.
- “Мишка” - с силой
- “Снежинка” - слегка касаясь
- “Зайчик” - отрывисто
- “Лесная история”
- Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок. (Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков).
- Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно. (Мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты)
- Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостиком она заметала следы. (Дети имитируют движение хвоста. Покачивают кистью)
- Зайцы увидели ее и бросились врассыпную. (Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют прыжки)
- “Солнышко”
- Как свети солнышко летом? (Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая мышцы ладони)
- Как светит солнышко осенью? (Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты)
- Как светит солнышко зимой? (Пальцы собираются в щепотку).
- “Бинокли”
Составление из пальцев овалов. Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим. Дети смотрят в образовавшийся овал.
Погладили пальчики, поблагодарили их за работу. Ведь наши ручки ежедневно делают кучу дел и достойны благодарности. Что нужно делать, чтобы наши ручки всегда оставались нашими помощниками?
Дети предлагают свои варианты. Вывешивается плакат “Чтобы руки были помощниками”
Руки будут помощниками, если:
|
Давайте проверим, что нового вы узнали и запомнили на занятии:
- Для чего нужен массаж рук?
- Какие приемы массажа и упражнения для рук вы запомнили?
- Что находится на кончиках пальцев рук?
- Как следует оберегать руки?
- Расскажете ли вы сегодня о занятии своим родным? Что расскажете? Для чего?
Сделаем коллективный портрет наших ручек. (Обучающиеся делают отпечатки своих рук – коллаж).