Цели:
- обобщить представления детей об Астраханском крае;
- познакомить учащихся с историей возникновения города Астрахани, с историей строительства Астраханского кремля;
- рассказать о городе в годы Великой Отечественной войны;
- дать представление о культурных традициях нашего города и о современной жизни Астрахани.
Оборудование:
- карта города Астрахани;
- план астраханского кремля;
- буквы, из которых составляется название нашего города;
- рисунки детей о городе;
- фотографии известных мест города;
- компьютерная презентация о современной Астрахани;
- фотографии города во время ВОВ;
- магнитофон.
ХОД ПРАЗДНИКА
Звучит песня «С чего начинается Родина…» в исполнении детского хора учеников начальных классов.
Ведущий: Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в которой живёт; дом, где родился; берёзку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, всё это и есть Родина, то есть родное место.
Звучит стихотворение В.Ерофеева «Наш Астраханский сердцу милый край».
1 ученик:
Разливы Волги, парус над волною,
Каспийский лотос, царство птичьих стай,
Свою судьбу связали мы с тобою,
Наш Астраханский сердцу милый край.
2 ученик:
Ласкают взор речные перекаты,
Весенний луг, простор родных полей.
Для нас красивей волжских нет закатов
И нет восходов на земле светлей.
3 ученик:
Живём в согласии мы семьёй одною,
И на душе бушует счастье-май.
На радость нам цвети, как сад весною,
Наш Астраханский сердцу милый край.
Ведущий: Ребята, приглашаю вас отправиться в путешествие по родному городу. Вы узнаете много интересного из истории возникновения нашего города, Астраханского кремля; о том, как помогал наш край стране в годы войны; о современном городе Астрахани.
Ведущий: Поговорим об Астрахани
исторической. Нашему городу в 2008 году
исполнилось 450 лет. Эти годы исчисляются с той
поры, когда решено было поставить город на левом
берегу Волги, почти у самого моря. Крепость из
дерева, а потом уж из камня была форпостом на
юго-восточном краю Русского государства. Здесь с
давних пор жили асы – племя,
занимавшееся ремёслами и торговлей. Правители
Золотой Орды давали асам тарханы –
разрешения на свободную торговлю, привилегии
перед другими.
Племя это стали называть Ас-тарханом,
что означало – свободные асы. В те далёкие
времена новая Астрахань быстро росла. В сторону
востока от кремля возник посад. Со временем и его
окружили белой каменной стеной с башнями и
назвали Белым городом. Астрахань
приобрела важное оборонительное и политическое
значение для русского государства. Известный
немецкий поэт Пауль Флеминг посвятил Астрахани
такие стихи:
1 ученик:
Хоть ты не велика, но торг тебя прославил,
И дальних множество племён к тебе направил.
2 ученик:
Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит,
И, в Астрахань явясь, всяк в обе разом входит.
3 ученик:
Он руку здесь Европе может протянуть
И, повернувшись, вновь на Азию взглянуть…(1636 год.)
Ведущий: Наши первоклассники уже знают буквы и умеют читать. Давайте послушаем, как они понимают, что для них значит город Астрахань. Они могут дать объяснение каждой букве слова «Астрахань».
А – архитектурная, аккуратная.
С – свободная, сильная, счастливая.
Т – трудовая, театральная.
Р – религиозная, рабочая, рыболовная.
А – активная, авторитетная.
Х – художественная, хозяйственная.
А – актёрская, арбузная.
Н – нежная, научная, новая.
Ь – изумителЬная.
На сцене у детей в руках буквы, из которых собирается слово «Астрахань».
Ведущий: Продолжаем наше путешествие по Астрахани исторической. Давайте заглянем в глубину времён и послушаем наших ребят, с чего начиналось строительство Астраханского кремля.
На доске план Астраханского кремля с изображением и надписями всех построек.
Ведущий: Совершим путешествие вокруг крепостных стен. Что расскажут нам башни?
(7 учеников подготовили краткие сообщения, дети держат фотографии башен Кремля)
1 ученик: Кремль имеет 7 башен, 3 из них проездные, 4 – глухие. Вот угловая юго-восточная Архиерейская башня. Назвали её так потому, что внутри кремля к ней примыкало архиерейское подворье, где красовались архиерейские палаты и находилась резиденция астраханских митрополитов. Башня имеет 4 яруса, 12 бойниц. Верхняя площадка покрыта шатровой кровлей с караульной вышкой наверху. В башне устроены проходы на соседнюю часть стены (прясло). По пряслу можно дойти до Житной башни.
2 ученик: Она именовалась Житной башней потому, что в 17 веке к стене кремля с юга примыкал Житный двор, где хранились запасы ячменя, овса, пшеницы, солода… Глухая башня Житная имела всего 9 бойниц, увенчана с каждой стороны 4 зубцами, украшена декоративным валиком, проходящим выше второго яруса.
3 ученик: А вот западная угловая Крымская башня сохранила свою первоначальную основу и утратила лишь немногие детали и украшения. Толщина её стен достигает 3,5 метров. Почему башня называлась Крымской? Её пушки глядели на запад, в сторону Крыма, отсюда чаще всего была опасность для города. У башни потому 20 бойниц.
4 ученик: Башня Красные ворота находилась на самом высоком месте бугра у обрыва.12-гранная башня могла отражать нападения со всех сторон, была 3-ярусной и имела самое большое количество бойниц. Высота её вместе с шатром внушительная (37 м). Башня имела красивый внешний вид, сводчатое перекрытие. Получила своё название за мощь и величие.
5 ученик: Между Никольскими воротами и башней Красных ворот на прясле стены необычное сооружение с двускатной тесовой крышей. Перед нами любопытный памятник старины – Водяные ворота – «ворота жизни». При длительной осаде только через них можно было добраться к берегу Волги и набрать воды. Над воротами установлена металлическая решётка и барабан для её подъёма. Сигнал тревоги, и она мгновенно опускалась, преграждая путь врагу.
6 ученик: Особой недоброй славой в давние времена пользовалась Артиллерийская башня ( по-другому Пыточная башня ). К башне примыкал «артиллерийский двор», где хранились полковые значки, знамёна, «пороховая казна». Рядом находилась приказная изба: в одной из палат наказывали провинившихся. Через небольшую дверцу можно попасть в подвал башни, на вас пахнет мраком, сыростью. Вы увидите орудия пыток XVII века.
7 ученик: А вот и главные проездные ворота – Пречистинские, названные в честь пречистой девы Богородицы. В 1710 году башню передали в колокольню, на которую были поставлены часы. Высота башни с крестом была 67 метров. Но вскоре из-за непрочного фундамента башня была разобрана. Колокольня, которой мы любуемся сегодня, построена в начале 20 века. Высота её 80 м, она состоит из 4 ярусов, украшена различными деталями и часами, изготовленными в 1886 году в Санкт-Петербурге.
Группа детей читает стихотворение Лины Казановой «Астраханский кремль». (Звучит спокойная мелодия)
1. Старый кремль на пригорке
дремлет,
Словно вышел из сказки древней.
Затушёван солнцем и мелом,
Нарисован зелёным и белым.
2. Как строга его красота,
Позолота безмолвных башен…
Почему лишь в эти цвета
Он четыре столетья окрашен?
3.Старый кремль при любой погоде
К своему окруженью подходит.
Закипает зеленью лето –
Башни тоже в зелень одеты.
4. В гладь реки загляделась осень.
Не она ли, нежна и светла,
Закружила метелью и бросила
Груды листьев на купола?
5. А зимой я вижу воочию,
Как сливаются, чуть видны,
Белизна завьюженной площади
С белизной крепостной стены.
6. И вокруг – тишина. Тишина.
Вдруг – взорвались, ожили краски!
…Зелень, золото, белизна,
Купол неба, синий и ласковый…
Это значит – спешит весна!
7. Старый кремль молчаливо
дремлет,
Словно вышел из сказки древней.
Затушёван и солнцем, и мелом,
Нарисован зелёным и белым.
Ведущий: Мы продолжаем наше
путешествие по городу. Сейчас мы поговорим о
нашем городе в годы суровых испытаний, во время
Великой Отечественной войны. Астрахань
военная. (Звучит тревожная музыка)
В первые дни после нападения фашистской Германии
на нашу страну передовые астраханцы начали
перестраивать свою работу на военный лад. Уже 23
июня 1941 года, осаждая двери военкомата, многие
астраханцы добровольно вступили в ряды
защитников Родины. Высокий патриотический
подъём среди трудящихся быстро и резко
повысил производительность труда на заводах и
фабриках, в колхозах и совхозах. Впервые на
промысел рыбы в море вышли женские бригады. В
ноябре 1941 года началось строительство
оборонительного рубежа на подступах к городу. В
первый год Великой Отечественной Войны
Астрахань обрела большое стратегическое
значение. Тут перекачивали нефть, перегружали
хлеб и другие грузы с морских судов, пришедших с
Каспия, на речные, отправлявшиеся вверх по Волге
в центральные районы страны. А когда в 1942 году
началась битва за Сталинград, туда днём и ночью
шли караваны с горючим, пароходы и баржи
воинскими пополнениями, вооружением и
продовольствием. Шли под бесконечными
бомбёжками вражеской авиации. Моряки Волжской
флотилии очищали от мин фарватеры.
Гитлеровские войска стремились выйти к Волге,
взять Сталинград и Астрахань, и овладеть районом
Кавказа. Они были в 100 км от Астрахани, бомбили
город, заводы, нефтебазы, порт, железнодорожную
переправу. На сооружение огневых точек, дзотов,
заграждений и укрытий ежедневно выходило до 20
тыс. человек. В основном это были женщины и
молодёжь. Они же строили и железную дорогу Кизляр
– Астрахань, движение поездов по которой
началось в декабре 1942 года. Здесь была
сформирована 28-я Армия. Она действовала на
Астраханском направлении, на южном фланге
Сталинградского фронта, вела в безводных и
открытых степях Калмыкии бои, крушила
рвущегося к Волге врага и донесла свои
прославленные знамёна до Берлина. Свыше 80
астраханцев стали Героями Советского Союза, а
бывший рабочий ССЗ им. 3 – Интернационала Николай
Скоморохов – дважды. Мы чтим и помним имена наших
героев.
Дети читают стихотворение Ю.Кочеткова (звучит тревожная мелодия).
1. Мой город атакован не был,
Как тем июньским утром Брест,
Но, глядя в грозовое небо,
Он видел свастику и крест.
2. Мой город не был осаждённым,
Как осаждён был Сталинград,
Но шли в пыли мы полудённой
С оружием – не на парад.
3. Мой город и в блокаде не был,
Как Ленинград среди зимы.
И всё же в очередях за хлебом
В мороз простаивали мы.
Мой город жил в тревогах долго,
Особенно в 42-м году…
Звучит песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса (грамзапись), группа девочек исполняют танец.
Ведущий: Теперь я приглашаю вас отправиться в путешествие по культурным уголкам нашего города. Представляем Астрахань культурную.
На доске карта города; по мере называния детьми культурно – исторических мест города на карту вывешиваются значки – символы. (Приложение)
– Ребята, а в каких местах города Астрахани вы
бывали? Куда вас водили ваши взрослые и где вы
любите бывать? (Ответы детей.)
– Очень много культурно-художественных мест в
нашем городе: Музыкальный театр, Драматический
театр, Кукольный театр, ТЮЗ, КРК «Октябрь», КРК
«Даир», КРК «Затерянный мир», парк «Планета»,
Филармония, Картинная галерея, Планетарий и т.д.
1 ученик: 12 декабря 1810 года состоялось открытие Драматического театра. Театр стал местом встреч молодёжи гимназии и училищ с образованными людьми, сосланными сюда по политическим мотивам. На сцене театра пели Шаляпин, Собинов, Барсова, Максакова, играли Ермолова, Давыдов и другие. Словом, театр в Астрахани явился храмом искусства на окраине России, распространителем новых идей.
2 ученик: А в летние вечера в зале Успенского собора кремля нередко звучит музыка. Камерные и симфонические оркестры Астраханской государственной консерватории и филармонии исполняют классические произведения русских и зарубежных композиторов. Здесь же выступают ансамбли и хоры. В большом зале консерватории можно послушать орган.
3 ученик: Старинный особняк из красного камня, в котором собрана богатейшая коллекция произведений русского изобразительного искусства. Это Астраханская картинная галерея имени Б.М.Кустодиева. Имя этого замечательного мастера давно стало особой гордостью астраханцев. Он провёл здесь детство и унёс с собой в большую и трудную жизнь самые яркие впечатления. Они оставили след на многих его полотнах. Это и неповторимые краски, и пейзажи старого города, и чарующие дали…
(Во время выступления учеников идёт показ фотографий, на которых изображены выше описанные места города.)
– А каких вы знаете известных в нашей стране и за рубежом людей, родившихся в нашем городе и области? (Ответы детей.)
– Верно. Это из современных артистов Н. Бабкина, А. Заворотнюк, Б.Невзоров, Э. Виторган, Д. Дюжев, Д. Нагиев, спортсменов В. Кудинов и Е. Белоглазова и т.д. Всему миру известны Б. Кустодиев, В. Хлебников, Н. Скоморохов, С. Здоровцев.
Звучит песня «А мне бы Волгу навсегда…» в исполнении сборного хора первоклассников. Композитор А. Гладченко, поэт Ю.Марков.
Ведущий: Заканчиваем наше путешествие. Какая она, Астрахань, сегодня и завтра? Сегодня это один из крупнейших, промышленных, сельскохозяйственных, культурных, научных городов Южного Федерального округа. А каким он будет завтра и в последующие годы, решать вам, поколению 21 века. Но я думаю, что смогли сделать ваши деды, прадеды, родители, вы сохраните и приумножите. Дерзайте!
Вниманию участников и гостей праздника представляется компьютерная презентация «Астрахань сегодня и завтра», где учащиеся знакомятся с известными промышленными объектами, расположенными на территории Астраханской области; узнают, чем богат наш край и что даёт он стране.
Дети читают стихотворение Б. Шаховского.
1. … День идёт по аллеям садов,
Мимо волжских мостов и причалов,
В перекличке буксирных судов…
2. В том районе построена школа,
И цветы расцвели под окном,
Здесь семья молодых новосёлов
Входит в новый просторный дом…
3. А над Волгой гуляет
моряна
По широким просторам весны,
И плывут по волнам караваны
На великие стройки страны…
Звучит песня «Город Астрахань» композитора А.Гладченко на стихи И.Яворовской в исполнении сборного хора первоклассников.