Статья "Информационные технологии в начальной школе как фактор развития творческих способностей учащихся"

Разделы: Начальная школа


XXI век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Очевидным сегодня является тот факт, что создание соответствующих компьютерных программ и педагогических методов их использования требует разработку технологии обучения на основе концепции компьютеризации и информатизации всей системы образования, и начального образования, в частности.

Анализируя аспекты использования современных информационных технологий в начальной школе, можно выделить следующие.

Первый аспект – компьютер как объект изучения.
Второй аспект – компьютер как средство обучения.
Третий аспект – компьютер как инструмент.

Применяя информационные технологии в учебном процессе, мы:  

  • формируем у учащихся устойчивый интерес к обучению;
  • развиваем  логическое  мышление;
  • формируем  навыки  осуществления анализа и синтеза в процессе   графического конструирования;
  • развиваем  творческие  компоненты  мышления;
  • формируем   авторское  мышление.

В своей работе используем различные компьютерные программы: управляющие и диагностирующие, которые предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Они позволяют последовательно задавать учащимся те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять уровень усвоения материала, выявлять допущенные учащимися ошибки и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы в процесс обучения. Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу. Например, на уроке математики при изучении темы «Задачи на движение» в программе Power Point создаётся слайд, где в динамике раскрывается данная тема.

Для развития у учащихся творческих компонентов мышления и формированияавторского мышления  в процессе обучения, мы используем такой методический прием, как реализация  творческих проектов. Мобилизуя большие затраты умственной деятельности, работа на компьютерах ускоряет процессы развития пространственного мышления, воображения, развивает умственные способности, наблюдательность детей, чувство гармонии. Часто используем компьютер в качестве электронной доски, что увеличивает объём работы, которую мы успеваем сделать на уроке. Создавая презентацию к теме «Письменные приёмы умножения» даём ограниченное количество времени на выполнение заданий. Каждый ребёнок имеет возможность сверить свои ответы с компьютером. Много различных заданий  к урокам составляем в программе Microsoft Word.

Такой подход к организации учебного процесса с использованием современных информационных технологий в начальной школе дает возможность привлечь учащихся к творческой деятельности, что является необходимым условием формирования различных качеств творческого мышления. Работая с этими программами, учащиеся закрепляют навык работы с компьютером, учатся работать в режиме диалога, развивают логическое и алгоритмическое мышление. В процессе обучения  решению нестандартных задач мы используем ЛОГО.

Решение логической задачи «Snakeit» на компьютере.

Малая змейка решила пообедать в волшебном городе, как только она съест ядовитый зелёный цветок, она подрастает, но если она съест ядовитый гриб, тут же погибает. Есть трудности:

  • когда съедает зелёный цветок, то появляется белый;
  • когда съедает белый цветок, появляется ядовитый гриб.

Вы должны съесть все белые и зелёные цветки, но не тронуть ни одного гриба.

Дети выполняют задание. Самостоятельная работа: нарисовать по желанию детей картину, какую они себе представляют исходя из этой задачи.

На следующем уроке, когда учащиеся знакомятся с процессуальными  задачами, предлагаем компьютерную программу «Роботландию». В программу включены нестандартные задачи на сообразительность, смекалку, которые позволяют развивать творческие способности детей. Одним из первых героев курса является «Переливашка».

Задача № 1. Две группы альпинистов готовятся к восхождению. Для приготовления еды они используют примусы, которые заправляют бензином. В альплагере имеется 10-литровая канистра бензина. Имеются ещё пустые сосуды в 7 и 2 литров. Как разлить бензин в два сосуда по 5 литров в каждом?

Дети находят решение за три хода.

Действие А (10л) Б (7л) В (2л)
0   10 0 0
1 А–Б 3 7 0
2 Б–В 3 5 2
3 В–А 5 5 0

Возможно получение любого количества литров:

1 литр – за 6 ходов 6 литров – за 3 хода
2 литра – за 1 ход 7 литров – за 1ход
3 литра – за 1 ход 8 литров – за 1 ход
4 литра – за 4 хода 9 литров – за 7 ходов
5 литров – за 2 хода  

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей.  Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Но для того, чтобы учащиеся начальной школы могли в соответствии со своими желаниями использовать компьютер как помощник в учебе, мы должны позаботиться об универсальности их пользовательских навыков. Дети имеют право пользоваться современными средствами труда уже сегодня. Работа с интерактивной доской  действительно помогает  младшим школьникам в учебе. С помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения мы заинтересовываем своих учеников, облегчаем усвоение материала, а также помогаем им. С интерактивными досками можно работать как в большой аудитории, так и в маленьких группах. Программное обеспечение позволяет писать и делать пометки прямо поверх всех видов документов.