Урок русского языка во 2-м классе по теме "Разделительный мягкий знак"

Разделы: Начальная школа


Форма урока: урок-путешествие

Тип урока: закрепление и повторение изученного материала

Время проведения: декабрь.

Учебник: Зеленина Т.А. Русский язык. 2 класс.1 часть, М. Просвещение, 2006.– С.141

Цель урока: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • продолжить формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком;
    • формировать навык каллиграфически правильного письма;
    • способствовать обогащению словарного запаса детей;
    • осознание практической необходимости знаний.
  • Развивающие:
    • развивать устную речь и фонематический слух;
    • развитие орфографической зоркости;
    • расширение кругозора;
    • развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, творческое мышление;
    • развивать мелкую моторику кистей рук;
    • развивать способность к рациональной организации своего труда и рабочего места.
  • Воспитательные:
    • воспитание любознательности, пытливости при получении знаний;
    • формировать интерес к изучению родного языка, края;
    • воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование: картина «Река»; индивидуальные карточки с текстом о реке; карточки со словами: «устье», «русло», «исток», «кеты», «том – темная»; опорные схемы; карта реки; мелодия «Шум воды»; карточка-предложение «От истока до устьица протянулось руслице».

Этап урока

Содержание

Примечание

1. Организация детей С добрым утром! Добрый день!
Вот и день учебный начат.
Первым делом гоним лень!
Покажите свои знания!
Все готовы? Молодцы!
На всех, надеюсь, я друзья!
 
2. Постановка темы и цели урока – Сегодня на уроке мы отправимся в небольшую экспедицию по нашему родному краю Кузбассу.
Прочитайте загадку:
От истока до устьица протянулось руслице.
Что это? (Река )
В нашей экспедиции узнаем много интересного о реке, обобщим знания о роли Ь знака в словах. Будьте внимательны!
Прочитайте предложения с доски:
Обь, Томь – сибирские реки. Я горжусь родной рекой Томью!
– На что указывает мягкий знак в словах Обь, Томь, горжусь?
– Как можно назвать мягкий знак в словах: Томью, ручьи, раздолье?
Как бы звучало слово Томью без мягкого знака?
– На что указывает мягкий знак?
На доске

Фронтальный опрос

3. Оформление тетради Восемнадцатое декабря.
Классная работа.
Обратить внимание на посадку при письме, каллиграфию.
4. Работа по теме урока 1. Прочитайте слова справа налево

к о т с и о л с у р е ь т с у
Запишем слова в тетрадь правильно
Исток русло устье
– Какое слово отнесем к нашей теме?
Объясните значение этих слов.

Исток – начало
Русло – путь
Устье – конец, выход, место впадения

2. Выделение слов с ь разделительным знаком из текста
Прочитайте первую часть текста
Среди зелени деревьев и броских огоньков видно русло ручья с холодной и прозрачной водой. Поднимаемся по ручью. Вот он исток.

В Хакасии древней
На уровне тучи и ветра
…………..
Я видел родник
Пожелавший покинуть болото
Я видел под старою пихтою
Проклюнулся ключик
Начал новую жизнь
Между кочек.

На доске

Наглядность <Рисунок 1>

Карточки на каждого ученика

  Зачитайте слова с ь разделительным знаком. (деревьев, ручья, ручью)
Какая роль ь знака в этих словах?
 
5. Чистописание Мы узнали откуда взяла начало – исток – река Томь. Встретилось слово родник, иначе ключ. Откройте тетрадь по чистописанию на стр. 9
– запись соединений
– работа над многозначностью слова ключ
 
  Пальчиковая разминка Кораблик
6. Продолжение работы. Закрепление Двигаемся по ручью. Затем его русло приобретает берега. Голос ручья крепнет, ему подпевают осинки, березки и кедры.
Ручьи вливаются в него справа и слева, круто падая по узким распадам и ущельям. Чем дальше от истока, тем больше ручеек становится похожим на речку.
Карточка
  Зачитайте слова с ь разделительным знаком.
Для чего нужен ь знак в этих словах?
Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
Опрос
7. Физминутка Как приятно в речке плавать
(плавательные движения).
Берег слева, берег справа
(повороты).
Речка лентой впереди
(потягивание – руки вперед).
Сверху мостик – погляди
(потягивание – руки вверх).
Чтобы плыть еще скорей
Надо нам грести быстрей
А теперь пора, ребятки,
Заниматься, заниматься!
Музыка. Шум реки.
8. Повторение раннее изученного материала 1. Работа над предложениями.

Прочитайте с доски предложения. Какие они по цели высказывания?
Скорей на речку! Вы пойдете на речку? Протекает по сибирской земле Томь.
Запишите повествовательное предложение. Подчеркните главные члены предложения.

2. Восстановление предложений

Запишите 2 предложения

Впадает, в, она, Обь
Томи, это, устье

3. Запишите слова с ь в 2 столбика
смягчающий разделительный
Томь, устье, сеть, ущелье, Обь, низовье

4. Упр. 191, с. 141

Запишите первые 3 предложения. Объясните написание пропущенных букв.

5. Письмо по памяти

Над Томью плывут соловьиные зори.

6. Поэтическое творчество

На доске

Комментированное
письмо (1 ученик)

На доске
Рассказ учителя о происхождении названия Томь
Кеты
Темная (том)
Опорн. схемы
3 ученика

стих ученика класса
стих поэта

9. Итог урока и обобщение Для чего нужен ь разделительный знак в словах?
Что интересного узнали о реке Томи?
Томь – река с характером, горная. Ее течение успокаивается вблизи Крапивина. Река дарит нам себя и надеется, что мы сохраним ее чистой до самого устья. Томь – река нашей жизни, трудяга, учитель, место отдыха, украшенье. Мы должны ее охранять, беречь.
 
10. Домашнее задание Разноуровневое:
1) написать рассказ, стих о реке Томь
2) с.141, упр.190
 

Примечание. Томь получила такое название, потому что она «темная». Имя дали кеты – жители низовьев. Они видели, как река впадает в Обь. Обь течет по песчаному руслу. Она светлая, белая. В сравнении с Обью Томь темная.