Цель: Познакомить детей с экологической системой тундры, особенностями приспособляемости растений и животных к суровым условиям этой природной зоны.
Задачи:
- Создать положительный эмоциональный настрой на работу, повторить пройденный материал (кроссворд)
- Создать проблемную ситуацию и организовать поиск решения проблемы путём выдвижения и проверки гипотез.
- Систематизировать и обобщить новые знания.
- Способствовать развитию познавательных интересов, логического мышления, общеучебных навыков
- Способствовать воспитанию экологической культуры учащихся и любви к природе.
Оборудование: авторская презентация “Тундра” (см. Приложение)
Ход урока
- Актуализация знаний.
- Введение в новую тему.
“Живой кроссворд”. (см. Приложение)
Приглашение к путешествию. Показ слайдов с видом тундры. (см. Приложение)
- Что вы видите из окна нашего самолёта? Какое впечатление производит тундра? (Голое, безжизненное пространство, покрытое болотами или камнями)
Вот, что написано в энциклопедии об этих местах:
- Суровый климат: долгая морозная зима (до – 50), сильные ветры.
- 8-9 месяцев длится полярная ночь. Солнце не поднимается над горизонтом.
- Лето длится 2-3 недели.
- Почва неплодородная. Царство вечной мерзлоты.
Проблемный вопрос: Могут ли жить растения и животные в таких условиях?
Ответы детей:
- Нет. Почему?
- Да. А КАК?!
Выслушивание гипотез о способах выживания в таких суровых условиях.
- Проверка гипотез.
Поиск информации в учебнике. Систематизация новых знаний.
По ходу работы дети вносят факты, подтверждающие или опровергающие их гипотезы, в тетрадь, заполняют таблицу “Природные зоны. Тундра”
На доске в ходе обсуждения появляется запись – опора “Секреты выживания”, а на слайдах презентации - растения и животные, о которых идёт речь в учебнике. (См. Приложение).
СЕКРЕТЫ ВЫЖИВАНИЯ |
|
Растения | Животные |
Мхи, лишайники, камнеломка, морошка, голубика,
брусника, карликовые деревья и т.д.
|
Зайцы, белые куропатки, олени, волки, песец,
лемминги, овцебыки, полярные совы, множество насекомых и т.д.
|
Вывод: Чьи же гипотезы были верными?
Обобщение: Как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры?
- Экология. Пищевые связи в тундре.
Составление пищевой цепи из растений и животных тундры.
Вывод: В тундре сформировалась своя уникальная экологическая система, которая очень ранима. Разрушение одного из звеньев цепи ведёт к гибели всего природного сообщества.
Сегодня в Красную книгу занесены: овцебык, сокол-сапсан, песец, белые гуси.
А что будет завтра?...
Слайды “Тундра в опасности” (см. Приложение)
- Что угрожает тундре сегодня?
- Вторжение человека и техники. Движение гусеничного транспорта, повреждающего верхний почвенный слой тундры
- Строительство и эксплуатация нефтепроводов, загрязнение воды и воздуха
- Утечка топлива из нефтепроводов, горящие нефтяные озёра, загрязнение почвы
- Постепенное оттаивание вечной мерзлоты
Всё это может привести к экологической катастрофе, если сегодня не принять никаких мер по защите тундры.
- Итог урока:
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она?
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.
Ведь небо без птиц - не небо,
Ведь море без рыб - не море,
И Земля без зверей- не Земля!
- Домашнее задание: