Дидактические материалы программы курса по выбору для учащихся 9-го класса "Химия, здоровье и медицина"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


  1. Введение

Одна из современных тенденций реформирования системы российского образования – переход на старшей ступени среднего (полного) образования к профильному обучению. Успешность профильного обучения во многом будет определяться результатами основной школы. В Концепции профильного обучения отмечается, что реализация идеи профилизации на старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Следовательно, уже сегодня требуется определить тех учащихся, для которых естественнонаучный профиль обучения будет необходим. Статистика продолжения образования выпускников нашей школы доказывает, что наши выпускники отдают предпочтение предметам химии и биологии, но этот интерес необходимо поддерживать через создание образовательного пространства, способствующего ориентации учащихся основной школы на осознанный выбор направления образования в школе третьей ступени.

Нами разработана программа курса по выбору “Химия, здоровье и медицина” для создания ориентационной и мотивационной основы с целью осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения учащимися 9 класса (приложение № 1) .Реализация курса по выбору позволяет расширить и углубить содержание образования на уровне учебного предмета, создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий, познакомить со способами деятельности, необходимыми для успешного усвоения программы профиля.

Кроме того, были разработаны дидактические материалы с целью более осознанного усвоения материалов курса, создания для учащихся ситуаций успеха, возникновения интереса в обучении.

  1. Дидактические материалы курса по выбору “Химия, здоровье и медицина”

Для обеспечения курса по выбору разработаны следующие дидактические материалы: тесты, инструктивные карточки для выполнения экспериментальных работ, сборник задач, конспекты занятий.

Тесты текущего контроля позволяют получить объективную информацию об уровне знаний, умений и навыков учащихся по каждой теме и своевременно вносить коррективы в технологию обучения. Подобные тесты не имеют опубликованных аналогов, т. к. разработаны на основе рекомендованных источников.

Использование инструктивных карточек для проведения практических и лабораторных работ позволяет внести четкость и ясность в проведение эксперимента, организованно выполнять задания каждого этапа, делать правильные выводы, экономить время.

Составление задач для сборника “Задачи по химии”, решение их способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы, является основным критерием творческого усвоения материала.

В шести подробных конспектах занятий представлены разные способы обучения, формы организации и виды учебной деятельности учащихся, в том числе нетрадиционные. Прослеживается логика построения каждого занятия, его основные моменты. На таких занятиях решение учебных задач осуществляется в условиях столкновения различных мнений, что обеспечивает осознание учебного материала.

  1. Тесты

При проведении курса по выбору возрастает роль получения объективной информации об уровне знаний, умений и навыков обучаемых. Это возможно при построении обучения на базе систематической диагностики, одной из форм которой является тестирование. Оно способствует объективности и оперативности контроля знаний, умений и навыков учащихся, является эффективным и экономичным во времени.

С этой целью разработаны тесты средней сложности закрытого типа (приложение № 2): выберите верные утверждения, выберите один правильный ответ из четырех предложенных. Тестирование позволяет контролировать степень усвоения учащимися материала курса, дает возможность вносить коррективы в технологию обучения. Значительная часть вопросов носит репродуктивный характер, но есть задания, рассчитанные на развитие творческого мышления. Работа с предложенными тестами позволит учащимся расширить кругозор, эрудицию, получить необходимые в повседневной жизни знания, демонстрирующие увлекательность и полезность химии для медицины и здоровья человека.

Все тесты курса “Химия, здоровье и медицина” апробированы.

  1. Химический эксперимент

Большой интерес у учащихся вызывает химический эксперимент (приложение № 3). Выполнение его способствует формированию навыков работы с веществами, формированию научной картины мира, расширению кругозора. Использование эксперимента порождает внутренние стимулы учения, способствует переходу знаний в убеждения, развитию активизации познавательной деятельности учащихся и как результат этого - поддержание устойчивого интереса к изучаемому курсу. Поэтому значительное место в содержании курса “Химия, здоровье и медицина” отводится демонстрациям, лабораторным и практическим работам.

Эксперимент, выполняя эвристическую функцию, является средством формирования новых понятий (каталитическое разложение пероксида водорода ферментом каталазой); выполняя исследовательскую функцию, совершенствует мыслительные приемы анализа и синтеза, тем самым, обеспечивая самый высокий уровень развивающего обучения (определение качественного состава медицинского препарата ферроплекс); обобщающая функция эксперимента способствует получению обобщенного вывода, корректирующая функция эксперимента выражается в преодолении ряда трудностей в освоении теоретических знаний, исправлении ошибок учащихся.

  1. Конспекты занятий (приложение № 4)
  2. Сборник “Задачи по химии”

Одним из требований к результатам обучения в курсе по выбору “Химия, здоровье и медицина” является умение решать комбинированные задачи, включающие элементы типовых расчетных задач.

Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы, является основным критерием творческого усвоения материала.

На занятиях курса и в качестве домашнего задания (для желающих) учащимся предлагалось составить и решить задачи, пользуясь полученными теоретическими знаниями по медицине и фармакологии. Результатом такой совместной работы учащихся и учителя является сборник “Задачи по химии” (приложение № 5). В нем представлены задачи разной степени сложности. Это удобный способ подачи знаний по медицине: использованию веществ лечебного и профилактического действия и оказанию первой медицинской помощи.

Сборник “Задачи по химии” будет служить дидактическим материалом для изучения курса по выбору следующими поколениями школьников.

  1. Методика использования дидактических материалов.

Подробное описание содержания курса, учебно-методический план, включающий цели обучения, практикум, виды деятельности, требования к результатам обучения, наличие списка рекомендуемой литературы и разработанные дидактические материалы позволяют без затруднения подготовить план или конспект занятия и больше уделить внимания его организационной стороне.

С целью получения объективной информации об уровне знаний, умений, навыков учащихся в конце каждого занятия предлагаются тесты текущего контроля, продолжительность выполнения которых составляет 5-10 минут. Каждый тест содержит инструкцию по его выполнению. По окончании работы дается эталон правильного ответа, осуществляется анализ допущенных ошибок, вносятся коррективы в технологию обучения. Правильные ответы всех тестовых заданий каждого учащегося суммируются с целью определения победителя и вручения ему школьного сертификата об успешном прохождении курса.

В работе содержится дидактический материал, включающий проведение химического эксперимента. По времени выполнения лабораторные опыты более кратковременны (5-10 мин.), практические работы (15-20 мин). Эти работы оформляются в тетради и проводятся по определенному плану. Важным является ход выполнения эксперимента - инструктивная карточка, следуя которой учащиеся работают самостоятельно под наблюдением учителя. После выполнения эксперимента осуществляется совместное его обсуждение по вопросам учителя, делаются выводы, заносятся в тетрадь.

Кроме того, разработано шесть подробных конспектов занятий. Занятие 8 “Решение расчетных задач” - групповое, т.к. для индивидуального решения задания сложны и требуют совместного обсуждения. В занятии 9 “Химические догонялки” все задачи решаются индивидуально, каждая решенная на отдельном листе задача сразу сдается учителю. Списывание исключено. На занятии 10 – игре “Компетентность” команды – конкуренты “Химики” и “Медики” решают практико-ориентированные задачи, соревнуясь друг с другом. На занятиях 14-15 ролевой игре “Квартальный отчет сотрудников НИИ “Медиахим” научные сотрудники лабораторий “Химия и здоровье”, “Здоровый образ жизни”, “Нетрадиционная” защищают выполненные проекты, опровергают возражения, отвечают на вопросы и сами задают вопросы коллегам. Результаты фиксируются в таблице. Занятие 16 “Диалог химии и медицины” проводится в игровой форме в виде соревнования двух команд. В разработке представлены разнообразные конкурсы от серьезных до шуточных. Занятие завершает изучение предпрофильного курса.

Следующий вид дидактических материалов – сборник “Задачи по химии” - результат совместной деятельности учителя и учащихся. Сборник является удобным способом подачи знаний по медицине и фармакологии. Задачи, дифференцируя, можно включать в занятия 8-9, в конец занятия 10, ввиду остающихся 8-10 минут свободного времени, в итоговое занятие 16, варьируя его задания, а также в 8-9-х классах использовать для работы на уроках и в качестве домашнего задания.

Данный вид пособия может являться дидактическим материалом для следующих поколений школьников, изучающих предпрофильный курс.

Конспекты можно использовать ежегодно, адаптируя их к особенностям учащихся вновь пришедшего класса, экономя время на подготовку к занятиям.

Анализ апробации курса по выбору “Химия, здоровье и медицина” может быть интересен тем, кто захочет воспользоваться предложенными материалами.

  1. Анализ апробации курса по выбору и использования дидактических материалов

Изучение курса “Химия, здоровье и медицина” дает возможность учащимся заниматься самостоятельно познавательной и практической деятельностью по охране собственного здоровья. Курс соответствует теме методической работы школы “Использование здоровьесберегающих технологий в обучении”.

В 2005-2006 учебном году первый год программа курса прошла апробацию в Родниковской средней общеобразовательной школе Соликамского района. Изучение этого курса химии выбрало для себя 13 человек – учащихся двух девятых классов.

Исходный уровень подготовки учащихся был примерно одинаков: у 9 человек - средним, у четырех – выше среднего. Все школьники группы проявили большой интерес в изучении химии и медицины, с удовольствием участвовали во всех формах обучения.

Наиболее удачными и результативными можно считать следующие занятия: “Домашняя аптечка медицинской помощи”, “Неорганические и органические вещества в медицине”, второе занятие по индивидуальному решению задач в виде “химических догонялок”, на котором наблюдалось желание учащихся решить вовремя и победить. При этом использовался конспект занятия и индивидуальные карточки для решения задач. Это позволило организовать работу быстро, качественно, исключая списывание. Интересно прошла ролевая игра “Квартальный отчет сотрудников НИИ по теме “Химия и медицина в борьбе за здоровье человека”, участники курса задавали вопросы, возражали выступавшим, что заметно активизировало их мыслительную деятельность.

Успешно был защищен проект – сборник “Задачи по химии”.

Энергично прошло соревнование команд в интеллектуальной итоговой викторине по теме “Диалог химии и медицины”. Живой интерес у учащихся вызвало занятие по теме “Современные достижения медицины”. Положительным явилось умение учащихся создавать и предъявлять на занятиях компьютерную презентацию. Успешно проведены лабораторные опыты “Обнаружение белка в мороженом”, “Получение “фараоновых змей” из глюконата кальция и стрептоцида”, практическая работа “Определение качественного состава медицинского препарата ферроплекс”. Эти работы выполнялись, в основном, самостоятельно по инструктивным карточкам дидактического материала.

При изучении курса были использованы различные формы занятий. Применение разработанных конспектов позволило провести занятия интересно, организованно, в быстром темпе. В лекциях-беседах учащиеся, аргументируя, включались в дискуссионное разрешение вопросов. Насыщение беседы новым фактическим материалом, наводящие вопросы, подводили учащихся к самостоятельному формулированию выводов. Семинары были организованы с использованием материалов, которые сложны, и требовали совместного обсуждения. В защите рефератов и нетрадиционных заданий ученики выделяли главное, строили свои выступления логически правильно.

Учащиеся успешно справились с выполнением тестовых заданий, проявляя большую заинтересованность предложенным материалом.

В ходе апробации курса по выбору были разработаны методические рекомендации.

  1. Методические рекомендации

Предпрофильный курс по химии должен основываться на технологии развивающего обучения и деятельностном подходе; предусматривать оптимальное сочетание организационных форм обучения: лекций с элементами дискуссий и беседы, демонстрационных и лабораторных опытов, практических работ, семинаров, ролевых игр.

Перед началом курса необходимо провести предварительное собеседование с будущими учащимися для разъяснения цели, задач и содержания данного курса.

Предлагаемая программа нацеливает учащихся на творческий поиск, повышает осознанность восприятия информации, формирует интерес, положительную мотивацию к учению и выбору профиля обучения.

Усиление роли химического эксперимента вызывает ряд проблем. Среди них:

  • необходимость увеличения учебного времени для проведения эксперимента и обсуждения его результатов в условиях небольшого количества часов, отведенных на изучение курса по выбору;
  • недостаточное оснащение школьной химической лаборатории необходимым оборудованием и реактивами. Найти выход можно, увеличив учебное время за счет сокращения теоретического материала и количества итоговых уроков по курсу; организовав групповую работу проведения лабораторных и практических работ; разработав новую методику постановки эксперимента.

При проведении экспериментальных работ необходимо записывать уравнения химических реакций или их схем в случае повышенной сложности. Большое значение имеет осторожность, продуманность всех действий, поэтому перед каждой работой следует повторить правила техники безопасности.

Ведение курса должно быть обеспечено наглядностью в виде образцов веществ, таблиц, компьютерных слайдов. Необходимо шире применять компьютерные презентации, т.к. это эффективный метод представления и изучения материала. При этом включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной, и ассоциативной памяти. Преподавание курса станет содержательнее, зрелищнее, нагляднее. Презентация органично впишется в структуру занятия лекции-беседы, семинара и любого другого, предложенного нами.

Следует показать в какие глубины химии и медицины предстоит погрузиться при дальнейшем изучении химии на старшей ступени обучения. Предлагать задания, побуждающие к поиску и чтению дополнительной литературы. Использовать интеллектуальные игры, они позволяют раскрыть творческий потенциал обучающихся. Предложенные нами тесты могут выполнять не только контролирующую функцию, но и корригирующую. Кроме того, тесты могут служить источником новых знаний, если их предлагать перед изучением темы. Это позволит инициировать интерес учащихся к изучению новой темы.

В заключение каждой темы подводить учащихся к логическому выводу о возможности применения полученных знаний и умений в практике повседневной жизни.

Методические рекомендации по использованию курса по выбору “Химия, здоровье и медицина” могут быть учтены в работе педагогами.