В последние годы всё более актуальными становятся проблемы поиска ресурсов создания условий, способствующих эффективному управлению развитием технической творческой деятельности учащихся школы.
Техническое творчество – специфическая мыслительная и практическая деятельность человека в технической сфере, в процессе движения от замысла до результата, особенностью которой является достижение объективной или субъективной новизны, полученного материального или идеального объекта как запланированного результата.
В педагогической теории и практике представлены различные парадигмы образования, определяющие развитие технического творчества. По мнению П.Р. Атутова, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и других видных ученых, основополагающее место для самостоятельной творческой деятельности учащихся школьного возраста занимает их предметная подготовка в образовательной области “Технология”.
Технология выступает парадигмой современного образования, а его целью и основной задачей является подготовка обучаемых к преобразовательной деятельности. Наряду с традиционными, предметно-ориентированными техническими науками (машиноведение, электротехника и т. п.) сейчас развиваются проблемно-ориентированные комплексные, социально-технические дисциплины (эргономика, информатика, инженерная экология, психология труда и т. п.). Они интегрируют подходы, синтезируют знания различных научных областей и входят в научное обеспечение современной преобразовательной деятельности людей. Введение в базисный учебный план общеобразовательных школ Российской Федерации образовательной области “Технология” коренным образом изменило не только содержание трудовой подготовки школьников, но и формы, методы и средства обучения. При этом технология рассматривается как прикладное использование естественнонаучных знаний (Ю. Л. Хотунцев). Техническое творчество пронизывает содержание всех тем сквозных линий предмета “Технология”: культура труда, безопасные приемы работы, технологическая и трудовая дисциплина, контроль качества и др.
Главной целью образовательной области “Технология”, по мнению ее авторов В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и других ученых, является подготовка учащихся к самостоятельной жизни на информационно-технологическом этапе развития общества. Это предполагает, в частности, формирование средствами учебного предмета “Технология” свойств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. Под техническим творчеством (В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.) понимают вид деятельности, результатом которой является созданный технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (или объективной) новизны. Техническое творчество развивает у школьников интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учебе, приобретению практических умений и развитию творческих способностей. Основной путь разрешения проблем в техническом творчестве – создание проблемной ситуации, решение творческих задач конструкторского характера (на конструирование и моделирование) и, как правило, изготовление материального объекта.
Анализ показывает, что техническое творчество есть вид специфической деятельности учителя, особенностью которой является получение идеальных или материальных технических объектов (или технических решений), обладающих субъективной или объективной новизной и полезностью.
Творчество учителя технологии рассматривается нами как деятельность по организации и проведению учебной работы с учащимися различного школьного возраста в технической сфере, связанной с изучением, проектированием и изготовлением объектов техники. Специфической особенностью творческой деятельности учащихся заключается в ее проявлении в сфере техники в процессе изучения материальных технологий.
Развитие технического творчества учащихся рассматривается нами как процесс закономерного изменения, перехода личности из одного состояния в другое, более совершенное; как переход из старого качественного состояния к новому.
Анализ психолого-педагогических исследований и наш опыт изучения творческой деятельности учителей технологии в школе свидетельствуют об особой роли психологического “механизма” протекания акта творчества. Потребность в деятельности является одним из мощнейших факторов развития технического творчества и развития творческой личности студента.
В психолого-педагогической науке различают как психологию творчества, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимают область знаний, изучающую созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых-психологов - вопросы о структуре творчества, путях ведущих к открытию нового, познавательной роли интуиции, воображения, предвидения, целеполагания, творческой активности.
Педагогика творчества - наука о создании инновационных теорий, систем, технологий учебно-воспитательного процесса, направленных на реализацию и самореализацию “Я-концепции”.
Цель педагогики творчества - формирование творческой личности, для которой характерны устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном и том или нескольких видах деятельности, наличие способностей, мотивов знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции и импровизации - неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Учитывая вышесказанное можно сказать, что для описания технологии развития творческих способностей учащихся надо обратить внимание на развитие психологических особенностей, связанных с областью приобретения, усвоения и применения знаний и на развитие “Я-концепции”, связанной с реализацией способностей в различных сферах деятельности.
Как выявить творческих детей? На какие способности обратить внимание? Какие условия необходимы для развития их творческих способностей ?
Эффективное развитие технического творчества учащихся с целью формирования их общетехнической, допрофессиональной компетенции возможно, если подготовка будет организована как технология обучения. В образовательной области “Технология” давно и успешно реализуется интегративная проектная технология поэтапного развития технического творчества школьников. Технология представлена как система, направленная на усвоение учащимися специальных знаний (знание свойств конструкционных материалов – древесины, металлов, искусственных материалов, способов и инструментов для ручной и механической обработки материалов, способов оценки работ) и умений (выполнение заготовительных, основных и отделочных работ).
Содержание подготовки в основном направлено на овладение способами учебной допрофессиональной деятельности с учетом личного опыта школьников.
Проектная деятельность учащихся как образовательная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов организации учебного процесса. Под проектной деятельностью понимается совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проект обладает следующими свойствами: получение конечного продукта; сложный состав деятельности; реальная практическая значимость; работа с первичной информацией. Исследовательскую деятельность учащихся можно определить как совместную или индивидуальную учебно-познавательную, творческую, поисковую деятельность с неизвестным заранее для учащихся результатом. При обучении технологии исследовательская деятельность проходит в логике научного исследования. Ученическому исследованию присущи следующие свойства: субъективно новое знание учащегося или опыт деятельности – как результат деятельности; сложный состав деятельности; направленность на формирование исследовательской позиции; обязательная работа с первичной информацией. Под исследовательской позицией понимается внутренне осознанное отношение личности к реальной действительности, проявляющееся в готовности к поиску и решению возникающих проблем. Между проектной и исследовательской деятельностью школьника существует тесная взаимосвязь. Исследование может выступает компонентом проектной деятельности, а проектная деятельность может быть подчинённой по отношению к исследовательской, выполняться “внутри” исследования.
Можно утверждать, что систематически организованная проектная и исследовательская деятельность (в урочное и во внеурочное время), в наибольшей степени соответствует задаче реализации технического творчества учащихся.
Условие успешности формирования познавательной, информационной и коммуникативной компетентностей предполагает подбор форм организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, которые должны привести к определённому результату (схема).
Внедрение систематически организованной проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе, базирующейся на интеграции технико-технологических знаний и компьютерных технологий управления техническими устройствами, даёт положительную динамику развития технического творчества, познавательной, информационной, коммуникативной компетентностей, а также формирует готовность учащихся к применению имеющихся знаний в различных ситуациях.
В наших школах накоплен определенный опыт использования метода проектов как средства развития творческих способностей учащихся. “Клуб юных исследователей” имени М.А. Пустыгина существует с 2000 года. Клубная форма организации творческих учащихся заслуживает отдельного разговора, так как является реализацией нашей собственной творческой инициативы, без всякого рода административного ресурса.
Наши учащиеся, выполняющие проекты по технологии, занимают призовые места в окружных, городских, региональных и Всероссийских научно-технических мероприятиях:
- члены Клуба являются дипломантами, обладателями медалей выставок научно-технического творчества молодежи НТТМ;
- члены Клуба являются лауреатами конкурсов “Юные Кулибины” Московского международного форума "Одаренные дети";
- Клуб, как детская организация, награжден медалями международной специализированной выставки "Пожарная безопасность XXI века" за организацию и развитие технического творчества учащихся в области пожарной безопасности;
- члены Клуба принесли школе четыре победы на заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
С 1994 года продолжается творческая связь Михаила Андреевича ПУСТЫГИНА с “Клубом юных исследователей” школы № 909 в Зеленограде. Предоставив Клубу возможность носить свое имя при жизни, Михаил Андреевич стал старейшим наставником, примером для творческой молодежи.
Огромный авторитет крупного ученого, неиссякаемое жизнелюбие, прекрасная память, чувство юмора снискали М.А. ПУСТЫГИНУ глубокое уважение и любовь нескольких поколений висхомовцев, коллег в отрасли, и нас, благодарных учеников и юных последователей.