Урок литературного чтения во 2-м классе. Тема урока: Н.Н. Носов. "Фантазёры".

Разделы: Начальная школа


Цели: Содействовать формированию первичных исследовательских навыков, активности, гибкости мышления, внимания; продолжить работу по овладению различными речевыми навыками; способствовать развитию речи учащихся, воображения; организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях; воспитывать положительные качества личности учащихся.

Оборудование: карточки со словами, колокольчики для рефлексии, карточки с заданиями для речевой разминки, тесты.

  1. Орг. момент.

Сегодня мы с вами сотрудники творческой лаборатории, в которой будем проводить различные исследования. Нам пригодится дружба и взаимовыручка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, прикоснитесь к ладошкам друг друга. Желаю вам успехов.

  1. Подготовка к работе.

Сегодня мы продолжаем работать с произведением Н. Н. Носова “Фантазеры”. На столах у вас лежат исследовательские журналы. На первом листе написан план нашей работы:

  1. Разминка.
  2. Работа со словами.
  3. Вспоминаем жанры.
  4. Кто такие фантазёры?
  5. Чтение по ролям.
  6. Пауза.
  7. Чтение вместе.
  8. Небылицы.
  9. Отчёт.
  10. Подведение итогов.

а) Разминка.

  • Дыхательная гимнастика. Упражнение “Задуй свечу”
  • Чистоговорки.

На втором листе исследовательского журнала – задания для речевой разминки. Прочитайте слова самостоятельно:

да-да-да- вода, провода, природа, лебеда
ра-ра-ра- игра, гора, нора, кора
жи-жи-жи- ежи, ужи, ножи, лыжи
чка-чка-чка- печка, свечка, ночка, дочка

  • Чтение слов хором. Какие слова не понятны?
  • Чтение слов по слогам
  • Чтение слов с постановкой ударения
  • Чем отличаются слова 2 и 3 строки?
  • Какое слово “лишнее” на 4 строке?

б) Работа со словами.

Следующий вид нашей исследовательской работы – работа со словами.

Зависть, доброта, честность, скромность, упрямство, злость, радость, скука.

  • Прочитайте слова, разделите их на 2 группы.
  • Назовите хорошие качества. Какими качествами хотели бы обладать вы?

в) Определение жанров произведений.

Наша следующая исследовательская задача – определить жанр произведений.

  • Жили – были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Вот раз собрались отец с матерью в город и говорят Маше: - Ну, дочка, будь умницей, береги братца. А мы с базара гостинцев привезём. (Сказка).
  • Голодная мычит,
    Сытая жуёт,
    Малым детям
    Молоко даёт. (Загадка).
  • Вот моя деревня,
    Вот мой дом родной;
    Вот качусь я в санках
    По горе крутой. (Стихотворение).
  • Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт. (Рассказ)

-Докажите, что это рассказ. (реальные герои, реальные события)
-Как называется рассказ? Кто автор?
-Перед нами, уважаемые сотрудники, встал следующий вопрос:

  • Кто такие фантазёры? (те, кто фантазируют, придумывают)
  • Какие истории придумывают Стасик с Мишуткой? Охарактеризуйте их одним словом. (не обидные)
  • А какую историю придумал Игорь? (злую, обидную)

Задача урока. Нам предстоит решить важный вопрос: к каким качествам мы отнесём умение фантазировать?

  1. Этап применения знаний и способов действий.

Но сначала нас ждёт чтение по ролям. Найдите ту часть текста, где появляется Игорь. (с.102-103)

  1. Физминутка. Упражнение на релаксацию под музыку.
  2. Продолжение работы.
  • Почему мальчики не захотели больше общаться с Игорем?
  • Давайте прочитаем, что было дальше. Читать будем выразительно, соблюдая знаки препинания и обращая внимание на интонацию. (цепочкой, по абзацам)
  • Какой же можно сделать вывод, как можно фантазировать? (по-разному) Какое доброе дело сделали Мишутка и Стасик? А вам приходилось, когда-нибудь фантазировать?
  • С какой целью вы фантазировали? Выберите вариант на доске:

а) чтобы не расстраивать;
б) чтобы “выйти сухим из воды”;
в) чтобы украсить жизнь.

Скажите, а это трудно фантазировать? Расскажите небольшую небылицу, придуманную вами.  Вы нас обманывали?

  1. Этап контроля знаний.

- Уважаемые сотрудники, подумайте, в какую группу мы отнесём следующие слова: врать, обманывать, сочинять, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать.

- А можно ли жить, совсем никогда не сочиняя? Зачем это нужно нам?

- А сейчас, уважаемые сотрудники, вам нужно подготовить отчёт о проделанной работе. Это третья страничка исследовательского журнала.

  1. Запишите фамилию, имя, отчество автора произведения, над которым мы работали.   ________________
  2. Почему автор озаглавил этот рассказ “Фантазёры”? Выберите ответ +.

а) потому что дети сочиняли смешные истории
б) потому что дети обманывали
в) потому что рассказ о детях

  1. Соберите пословицу.

дана, добрые, жизнь, на, дела

- Как вы думаете, почему я предложила вам эту пословицу? Какой вывод вы можете сделать?

  1. Информация о домашнем задании.

- Дома выполните любое из трёх заданий по желанию:

  1. пересказ понравившейся части рассказа
  2. нарисовать иллюстрацию к понравившейся части
  3. подготовить инсценировку понравившейся части рассказа.
  1. Оценивание.

- Благодарю вас за работу на уроке.

  1. Рефлексия.

- А сейчас, уважаемые сотрудники, попробуйте оценить свои успехи на уроке.

Подойдите к любому из колокольчиков:

  • красный – получилось отлично,
  • зелёный – получилось хорошо,
  • жёлтый – не все задания выполнил так, как хотел
  • синий – получилось не так, как хотелось.