Цели: Содействовать формированию первичных исследовательских навыков, активности, гибкости мышления, внимания; продолжить работу по овладению различными речевыми навыками; способствовать развитию речи учащихся, воображения; организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях; воспитывать положительные качества личности учащихся.
Оборудование: карточки со словами, колокольчики для рефлексии, карточки с заданиями для речевой разминки, тесты.
- Орг. момент.
Сегодня мы с вами сотрудники творческой лаборатории, в которой будем проводить различные исследования. Нам пригодится дружба и взаимовыручка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, прикоснитесь к ладошкам друг друга. Желаю вам успехов.
- Подготовка к работе.
Сегодня мы продолжаем работать с произведением Н. Н. Носова “Фантазеры”. На столах у вас лежат исследовательские журналы. На первом листе написан план нашей работы:
- Разминка.
- Работа со словами.
- Вспоминаем жанры.
- Кто такие фантазёры?
- Чтение по ролям.
- Пауза.
- Чтение вместе.
- Небылицы.
- Отчёт.
- Подведение итогов.
а) Разминка.
- Дыхательная гимнастика. Упражнение “Задуй свечу”
- Чистоговорки.
На втором листе исследовательского журнала – задания для речевой разминки. Прочитайте слова самостоятельно:
да-да-да- вода, провода, природа, лебеда
ра-ра-ра- игра, гора, нора, кора
жи-жи-жи- ежи, ужи, ножи, лыжи
чка-чка-чка- печка, свечка, ночка, дочка
- Чтение слов хором. Какие слова не понятны?
- Чтение слов по слогам
- Чтение слов с постановкой ударения
- Чем отличаются слова 2 и 3 строки?
- Какое слово “лишнее” на 4 строке?
б) Работа со словами.
Следующий вид нашей исследовательской работы – работа со словами.
Зависть, доброта, честность, скромность, упрямство, злость, радость, скука.
- Прочитайте слова, разделите их на 2 группы.
- Назовите хорошие качества. Какими качествами хотели бы обладать вы?
в) Определение жанров произведений.
Наша следующая исследовательская задача – определить жанр произведений.
- Жили – были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Вот раз собрались отец с матерью в город и говорят Маше: - Ну, дочка, будь умницей, береги братца. А мы с базара гостинцев привезём. (Сказка).
- Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Малым детям
Молоко даёт. (Загадка). - Вот моя деревня,
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой. (Стихотворение). - Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт. (Рассказ)
-Докажите, что это рассказ. (реальные герои,
реальные события)
-Как называется рассказ? Кто автор?
-Перед нами, уважаемые сотрудники, встал
следующий вопрос:
- Кто такие фантазёры? (те, кто фантазируют, придумывают)
- Какие истории придумывают Стасик с Мишуткой? Охарактеризуйте их одним словом. (не обидные)
- А какую историю придумал Игорь? (злую, обидную)
Задача урока. Нам предстоит решить важный вопрос: к каким качествам мы отнесём умение фантазировать?
- Этап применения знаний и способов действий.
Но сначала нас ждёт чтение по ролям. Найдите ту часть текста, где появляется Игорь. (с.102-103)
- Физминутка. Упражнение на релаксацию под музыку.
- Продолжение работы.
- Почему мальчики не захотели больше общаться с Игорем?
- Давайте прочитаем, что было дальше. Читать будем выразительно, соблюдая знаки препинания и обращая внимание на интонацию. (цепочкой, по абзацам)
- Какой же можно сделать вывод, как можно фантазировать? (по-разному) Какое доброе дело сделали Мишутка и Стасик? А вам приходилось, когда-нибудь фантазировать?
- С какой целью вы фантазировали? Выберите вариант на доске:
а) чтобы не расстраивать;
б) чтобы “выйти сухим из воды”;
в) чтобы украсить жизнь.
Скажите, а это трудно фантазировать? Расскажите небольшую небылицу, придуманную вами. Вы нас обманывали?
- Этап контроля знаний.
- Уважаемые сотрудники, подумайте, в какую группу мы отнесём следующие слова: врать, обманывать, сочинять, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать.
- А можно ли жить, совсем никогда не сочиняя? Зачем это нужно нам?
- А сейчас, уважаемые сотрудники, вам нужно подготовить отчёт о проделанной работе. Это третья страничка исследовательского журнала.
- Запишите фамилию, имя, отчество автора произведения, над которым мы работали. ________________
- Почему автор озаглавил этот рассказ “Фантазёры”? Выберите ответ +.
а) потому что дети сочиняли смешные истории
б) потому что дети обманывали
в) потому что рассказ о детях
- Соберите пословицу.
дана, добрые, жизнь, на, дела
- Как вы думаете, почему я предложила вам эту пословицу? Какой вывод вы можете сделать?
- Информация о домашнем задании.
- Дома выполните любое из трёх заданий по желанию:
- пересказ понравившейся части рассказа
- нарисовать иллюстрацию к понравившейся части
- подготовить инсценировку понравившейся части рассказа.
- Оценивание.
- Благодарю вас за работу на уроке.
- Рефлексия.
- А сейчас, уважаемые сотрудники, попробуйте оценить свои успехи на уроке.
Подойдите к любому из колокольчиков:
- красный – получилось отлично,
- зелёный – получилось хорошо,
- жёлтый – не все задания выполнил так, как хотел
- синий – получилось не так, как хотелось.