Цель урока: Познакомить учащихся с новым типом выпуклых многогранников – правильными многогранниками.
Задачи урока:
- Обучающие:
- Ввести понятие правильного многогранника.
- Рассмотреть свойства правильных многогранников.
- Развивающие:
- Формирование пространственных представлений учащихся.
- Формирование умения обобщать, систематизировать, видеть закономерности.
- Развитие монологической речи учащихся.
- Воспитательные:
- Воспитание эстетического чувства.
- Воспитание умения слушать.
- Формирование интереса к предмету.
Оборудование: Мультимедийный проектор, на каждой парте пять правильных многогранников, раздаточный материал (карточки с таблицей), демонстрационные модели многогранников (склеенные тетраэдры, параллелепипед).
Ход урока
Тема нашего урока “Правильные выпуклые многогранники” и эпиграфом урока являются слова английского писателя Льюиса Керролла, автора всем вам известной книги “ Алиса в стране чудес” (в течении урока используется презентация).
(Слайд № 1) зачитывается эпиграф.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока “ Правильные выпуклые многогранники”. Два понятия в формулировке темы урока вам знакомы, многогранники и выпуклые.
- Дайте определение многогранника
- Какой многогранник называется выпуклым?
(Слайд № 2). Определите, какие из многогранников, изображенных на рисунке, являются выпуклыми?
Нами уже использовались словосочетания “правильные призмы” и “правильные пирамиды”. Оказывается, новая комбинация знакомых понятий образует совершенно новое с геометрической точки зрения понятие. Какие же выпуклые многогранники будем называть правильными? Послушайте внимательно определение.
(Слайд № 3). Выпуклый многогранник называется правильным, если его грани являются правильными многоугольниками с одним и тем же числом сторон и в каждой вершине многогранника сходится одно и то же число ребер.
Убедимся что обе части определения необходимы. Уберём вторую часть определения. Выпуклый многогранник называется правильным, если его грани являются правильными многоугольниками с одним и тем же числом сторон
Посмотрите на многогранник. (Демонстрируется модель многогранника, который получается из двух правильных тетраэдров, приклеенных друг к другу одной гранью). Оставляет ли он впечатление правильного многогранника? (Нет!). Посмотрим на его грани - правильные треугольники. Посчитаем число рёбер, сходящихся в каждой вершине. В некоторых вершинах сходятся три ребра, в некоторых – четыре. Вторая часть определения правильного выпуклого многогранника не выполняется и рассматриваемый многогранник, действительно, не является правильным.
Попробуем убрать первую часть определения. Выпуклый многогранник называется правильным, если в каждой вершине многогранника сходится одно и то же число ребер.
Посмотрите на этот многогранник (демонстрируется модель параллелепипеда). Подсчитаем число ребер выходящих из каждой вершины – три ребра, грани не являются правильными многоугольниками. Первая часть определения не выполняется и этот многогранник не является правильным.
Таким образом, когда будете давать определение, помните об обеих его частях. Выпуклый многогранник называется правильным, если его грани являются правильными многоугольниками с одним и тем же числом сторон и в каждой вершине многогранника сходится одно и то же число ребер.
Вы знаете, что при вершине многогранного угла не менее трех плоских углов.
- Какова сумма плоских углов при вершине выпуклого многогранника? (меньше 3600).
Давайте, посмотрим, какие правильные многоугольники могут быть гранями правильного многогранника и сколько правильных многогранников существует.
Исследуем этот вопрос. Результат оформим в виде таблицы (учитель на доске дети в тетрадях)
Форма граней | Сумма плоских углов при Вершине многогранника |
600 * 3 =1800 | |
600 * 4 =2400 | |
600 * 5 =3000 | |
900 * 3=2700 | |
1080 * 3=3240 |
Всего существует пять видов правильных выпуклых многогранников. Их гранями являются правильные треугольники, правильные четырёхугольники (квадраты) и правильные пятиугольники.
(Слайды № 4 - 8). Запишите в тетрадях названия этих правильных выпуклых многогранников.
Исследовательская работа “Формула Эйлера”
Изучая любые многогранники, естественнее всего подсчитать, сколько у них граней, сколько рёбер и вершин. Подсчитаем и мы число указанных элементов правильных многогранников и занесём результаты в таблицу (раздаточный материал)
Работа на карточках (тетраэдр и куб все вместе, а остальные многогранники по рядам)
Проверим результаты заполнения таблицы (слайд № 9).
Правильный многогранник | Число граней | Число вершин | Число ребер | Г+В |
Тетраэдр | 4 | 4 | 6 | |
Куб | 6 | 8 | 12 | |
Октаэдр | 8 | 6 | 12 | |
Додекаэдр | 12 | 20 | 30 | |
Икосаэдр | 20 | 12 | 30 |
Названия этих многогранников пришли из Древней Греции, и в них указывается число граней: “эдра” - грань; “тетра” - 4 ; “гекса” - 6; “окта” - 8; “икоса” - 20; “додека” - 12
Анализируя таблицу, возникает вопрос: “Нет ли закономерности в возрастании чисел в каждом столбце?” По-видимому, нет.
Но можно рассмотреть сумму чисел в двух столбцах, хотя бы в столбцах “грани” и “вершины” (Г + В). Заполните четвертый столбец Г+В (число граней плюс число вершин).
(Слайд № 10). Вот теперь закономерности может не заметить только “слепой”. Сформулируем её так: “Сумма числа граней и вершин равна числу рёбер, увеличенному на 2 ”, т.е. Г + В = Р + 2. Запишите в тетрадь.
Итак, мы вместе сделали открытие, мы “открыли” формулу, которая была подмечена уже Декартом в 1640 г., а позднее вновь открыта Эйлером (1752), имя которого с тех пор она носит. Формула Эйлера верна для любых выпуклых многогранников. Запомните эту формулу.
Хотя действительно “Правильных многогранников вызывающе мало, но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук”.
О том, как использовали правильные многогранники в своих научных фантазиях учёные, нам расскажет Ф.И. (сообщение учащегося)
Сообщение “Правильные многогранники в философской картине мира Платона”
(Рассказ (слайд № 11)).
Правильные многогранники иногда называют Платоновыми телами, поскольку они занимают видное место в философской картине мира, разработанной великим мыслителем Древней Греции Платоном (ок. 428 – ок. 348 до н.э.). Платон считал, что мир строится из четырёх “стихий” - огня, земли, воздуха и воды, а атомы этих “стихий” имеют форму четырёх правильных многогранников. Тетраэдр олицетворял огонь, поскольку его вершина устремлена вверх, как у разгоревшегося пламени; икосаэдр – как самый обтекаемый – воду; куб – самая устойчивая из фигур – землю, а октаэдр – воздух. В наше время эту систему можно сравнить с четырьмя состояниями вещества - твёрдым, жидким, газообразным и пламенным. Пятый многогранник – додекаэдр символизировал весь мир и почитался главнейшим. Это была одна из первых попыток ввести в науку идею систематизации.
(Слайд № 12). Задача 1. Определите количество граней, вершин и рёбер многогранника, изображённого на рисунке. Проверьте выполнимость формулы Эйлера для данного многогранника.
Большой интерес к формам правильных многогранников проявляли также скульпторы, архитекторы, художники. Их всех поражало совершенство, гармония многогранников. Леонардо да Винчи (1452 – 1519) увлекался теорией многогранников и часто изображал их на своих полотнах.
(Слайд №13)
Сальвадор Дали на картине “Тайная вечеря” изобразил И.Христа со своими учениками на фоне огромного прозрачного додекаэдра.
(слайд № 14)
Знаменитый художник, увлекавшийся геометрией Альбрехт Дюрер (1471-1528) в известной гравюре “Меланхолия”, на переднем плане также изобразил додекаэдр.
Подходит к концу урок, подведём итоги.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дома: Домашнее задание будет сегодня творческим на ваш выбор
- № 72 – 75 склеить модели правильных многогранников на выбор
- Сообщение в подтверждение эпиграфа
(Раздаточный материал)
Правильный многогранник | Число Граней Г |
Число Вершин В |
Число Рёбер Р |
Сумма числа граней и вершин Г+В |
Тетраэдр | ||||
Куб | ||||
Октаэдр | ||||
Додекаэдр | ||||
Икосаэдр |