Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1-м классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Фф. Написание строчной и заглавной Фф. Русские фамилии"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: интегрированный урок, согласные звуки


Цель: Познакомить со звуками [Ф], [Ф’], буквами Фф.

Научить писать буквы Фф. Совершенствовать каллиграфический навык. Развивать речь учащихся в ходе комментирования, рассуждения. Развивать внимание, зоркость, память, умение работать самостоятельно.

Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к предметам, культуру учебного труда ; способствовать формированию ответственного отношения к учению, навыков самообразования.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель напоминает о правилах посадки, о положениях тетради и ручки.

II. Повторение.

1. Упражнение, направленное на развитие словесно-логического мышления.

- Прочитайте слова.

Ярмарка юнга ёрш лес полюс цапля

- Разделите слова на группы.

- Найдите слова, где звуков больше, чем букв. Почему звуков больше, чем букв?

- Приведите примеры, в которых буквы ё е ю я обозначают один звук.

2. Пальчиковая гимнастика.

Упражнение для развития тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук.

  • Можешь пальцы сосчитать?
  • Раз, два, три, четыре, пять.
  • На другой руке опять:
  • Раз, два, три, четыре, пять.

Десять пальцев – пара рук.

Разве мало это - друг?

Десять пальцев – пара рук.

Вот твое богатство, друг!

3. Упражнение на развитие орфографической зоркости.

Улубы жывот шенок.

- Исправьте ошибки.

- Запишите правильно, без ошибок.

- Выделите орфограммы.

4. Упражнение на развитие графической зоркости.

- Прочитайте слова.

Саша Эдик

- Что заметили?

- Почему слова написаны с большой буквы?

- Запишите слова. Подчеркните знак уважения.

- Какой общий элемент в буквах Э С?

III. Открытие нового.

1. Проблемная ситуация.

- Назовите элементы букв.

о /

- В каких буквах встречаются такие элементы?

(а б в о ю д Ф ф А Ж Т)

- Запишите буквы.

- Алгоритм написания каких букв вы не знаете?

- Рассмотрите страницу тетради. Какая тема урока? Чем будем заниматься на уроке?

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Знакомство с новыми звуками [ф], [ф’].

- Отгадайте загадку:

Летит бывалый
Разбойник старый.
Когти как кинжалы,
Глаза как фары. (Филин) [1]

- Произнесите первый звук.

- Охарактеризуйте звук [ф’]. (Согласный, глухой, мягкий)

- Сколько в слове слогов?

- Выполните звукобуквенный анализ слова филин. (Объясняет ученик)

- Напечатайте слово филин.

- Что можете рассказать о птице?

- Раскрашиваем рисунок филина в тетради.

- Как вы думаете, только мягкий звук [ф’] обозначает буква ф?

- Назовите слова, в которых встречается звук [ф].

- Дайте характеристику звуку [ф]. (Согласный, твердый, глухой)

- Самостоятельно выполните звукобуквенный анализ слова фантик.

- С каким звуком познакомились?

4. Физминутка.

Упражнение “Кораблик”.

- Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямьтесь. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.

Снова руки на колени,
А теперь немного лени…
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело…

Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко.

IV. Письмо букв.

- Звуки [ф] и [ф’] обозначаются буквами Фф.

- На что похожа буква Ф?

- Составим алгоритм написания букв Фф.

- Обратите внимание на наклон букв.

(Ученики комментируют написание букв по алгоритму)

V. Письмо соединений букв.

- Прочитайте.

фа фо фи фы фе фу фл фр иф

Фр Фё Фл Фи Фу Фа

- Назовите слияния.

- Назовите буквосочетания с нижним соединением.

- Запишите соединения с письменного образца.

VI. Письмо слов.

1. Комментированное письмо.

- Запишите слова.

филин фантик

- Прочитайте слова.

фламинго флот флаг Франция Филя Фролов филин футбол Фаина

- Почему одни слова с маленькой буквы записаны, а другие с большой?

- Запишите слова: первый вариант – слова с маленькой буквы, второй вариант – слова с большой буквы. Поставьте ударения в словах.

2. Гимнастика для глаз.

Упражнение 1.

Широко раскройте глаза и рот. Закройте. Повторите 3-4 раза.

Упражнение 2.

Крепко зажмурьте глаза. Откройте глаза. Повторите 5-6 раз.

Упражнение 3.

Легкие моргания (подобные движениям крыльев бабочки). Повторите 10-12 раз.

Упражнение 4.

Закройте глаза. Поднимите сознательным усилием свои брови. [2]

VII. Работа над текстом “Русские фамилии”.

1. Постановка проблемы.

- Прочитайте фамилии.

- Для чего нужны фамилии?

- Прочитайте слова.

фамилия семья поколение

- Что обозначают эти слова?

Фамилия – наследственное семейное наименование.

Семья – группа живущих вместе родственников.

Поколение – родственники одной степени родства по отношению к общему предку. Из поколения в поколение передается что-нибудь. [3]

- Как связаны эти слова между собой?

- Откройте учебник “Моя любимая Азбука” на странице 144.

- Прочитайте название текста.

- Как вы думаете, о чем текст?

2. Упражнение на развитие речевого дыхания “Свеча”.

Ровный, интенсивный выдох. Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2-3 см, длиной 7-10 см) и, представив, что это свеча, дуйте на нее. [4]

3. Самостоятельное чтение текста “Русские фамилии”.

4. Чтение и анализ текста.

- Что такое фамилия? Прочитайте.

- Когда на Руси появились фамилии?

- Назовите первые фамилии.

- Что можно было узнать по фамилии?

- Прочитайте об этом в тексте.

- Как вы думаете, чем занимались наши предки по фамилии Гончаров, Пасечных, Пушкарев, Шапошников?

- Как еще происходили фамилии людей? Прочитайте.

- Что вы знаете о своих фамилиях?

VIII. Итог урока.

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки обозначает?

- О чем текст “Русские фамилии”?

- Что интересное было на уроке?

IX. Домашнее задание.

Расскажите о происхождении своей фамилии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н.Толоконников “Загадки от А до Я”. “Келгори” г.Москва, 1995г. Стр. 27.
  2. Уильям Г.Бэйтс “Улучшение зрения без очков по методу бейтса”. Вильнюс “Полина”, 1990г. Стр. 188.
  3. C.И. Ожегов “Словарь русского языка”. “Русский язык” г.Москва, 1986г. Стр. 737, 618, 475.
  4. Под редакцией доктора философских наук, действительного члена АПН СССР И.А. Зязюна “Основы педагогического мастерства”. “Просвещение” г.Москва, 1989г. Стр. 121.