Пояснительная записка
Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.
Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями фольклора должно подаваться в доступной для учащихся форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.
Дополнительная образовательная программа «Фольклор Севера» имеет художественную направленность и рассчитана на учащихся 7- 10 летнего возраста. Срок обучения - 3 года (при нагрузке 2 часа в неделю). Приём детей осуществляется с начала учебного года без специального отбора, единственный критерий – желание ребёнка.
Занятия проводятся во внеурочное время два раза в неделю в учебном кабинете школы, соответствующим санитарно – гигиеническим нормам. Программа реализуется через обучающие занятия, которые включают в себя теоретическую часть и выполнение практических работ (исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализацию и т.д.). Ход занятия выстраивается с учётом возрастных особенностей детей. В начале занятия 5-7 минут отводится на распевание, 10 – 15 минут на теорию, оставшееся время - на практическую работу и 2-3 минуты на подведение итогов.
Отличительная особенность программы «Фольклор Севера» заключается в построении учебного материала, исходя из цикличности народного календаря, повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек и т. д.. Это позволяет детям в течение 2-3 лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Деятельность, направленная на реализацию данной программы, предполагает, что обязательно будут учтены в планировании даты проведения фольклорных праздников. Это отразится на отборе репертуара, который будет логично сопровождать календарные праздники. Данный в программе устный и музыкальный материал может варьироваться по желанию руководителя и даже самих детей. Единственное правило - не нарушать периодичность народного календаря. Важно изучать и местные народные традиции, поэтому в программу следует включать региональный материал.
Реализация программы «Фольклор Севера» помогает решать задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности. Дети старшего возраста передают усвоенный материал младшим. А так же дети приобретают опыт массового исполнения обрядов и праздников, песен, частушек и т. д., участвуя в школьных и городских мероприятиях.
Цель курса: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края.
Задачи:
образовательные:
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,
- обеспечить знание традиционного русского, северного музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
воспитательные:
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;
развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- развивать чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства
Предполагаемые результаты реализации программы учебного курса «Фольклор Севера»
учащиеся должны знать:
- основные праздники народного календаря;
- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки, скоморошины;
учащиеся должны уметь:
- исполнять песни, выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;
- выразительно декламировать;
- играть на простейших музыкальных инструментах;
- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах.
Проверить результаты обучения позволяют текущая (конец четверти) и итоговая (конец учебного года) аттестации учащихся. Дополнительные показатели – результаты участия ребят в школьных и городских концертах, конкурсах, фестивалях.
Учебно-тематический план занятий по программе «Фольклор Севера»
Рассчитан на 72 учебных часов (2 часа в неделю)
1-й год обучения
№ п/п |
Тема |
Всего |
---|---|---|
1. |
Введение |
1 |
2. |
«Осень – перемен восемь» |
20 |
3. |
«Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме – родной батюшка» |
16 |
4 |
«Зимние праздники в разгаре, а весна уж на пороге» |
20 |
5. |
Встреча весны |
14 |
6. |
Заключение |
1 |
|
Итого |
72 |
Содержание программы
1-й год обучения
1. Введение (1 ч)
Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала. Прослушивание и расстановка по голосам.
2. «Осень – перемен восемь» (20 ч)
Народный календарь: теоретические сведения об осенних праздниках, народные обычаи и обряды. Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь - «Октябрь - свадебник», «Покров»- покровские ярмарки.
Устный фольклор: осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.
Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песенка Петрушки, песня цыгана, скоморошина «Небывальщина», попевки «Таны-баны», «Ехала белка», частушки.
Музыкально- фольклорные игры: «Стоит в поле теремок», «Царевич- королевич», «Каравай».
Театрализация: постановка «Шуточная свадьба Петрушки»
3. «Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме – родной батюшка» (16 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь - «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания).
Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, новогодние сказки.
Музыкальный фольклор: песни «Вдоль по улице метелица метет», «Уж ты зимушка-зима», «Дед Мороз»
Музыкально- фольклорные игры: «Дед-Мороз», «Коршуны», «Дрема», «Ряженые».
Театрализация: «Святочные вечера».
4. «Зимние праздники в разгаре, а весна уж на пороге» (20 ч)
Народный календарь: продолжение знакомства с зимними праздниками, обычаями, обрядами. Январь - «Рождество», «Крещение». Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы). Март - «Сороки» (ожидание весны).
Устный фольклор: колядки, шуточные гадания, заклички весны, загадки.
Музыкальный фольклор: «Колядки», «Кумушка-зимушка», «Ой, вставала я ранешенько», «Едет Масленица», «Как у наших у ворот», «Соловьюшко-соловей»,
«Блины».
Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».
Театрализация – мини-праздник «Масленица - блиноедка» (постановка), сказка «Рукодельница да ленивица».
5. Встреча весны (14 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха». Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», «Иван Купала» (летние праздники).
Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне и лете, сказки, заклички.
Музыкальный фольклор: заклички «Кулик за море», «Жаворонушки», песни-хороводы «Маки-маковочки», «Заря-заряница», «Завивайся венок», «Солнышко».
Музыкально- фольклорные игры: «Лиса-кума», «Пчелы и ласточки», «Карусель».
«Перетягивание сети», «Вербочки».
Театрализация: кукольное представление «Петрушка и солдат», «Весенние посиделки».
6. Заключение (1 ч)
Посиделки. Исполнение любимых песен, игр, хороводов.
Учебно-тематический план занятий по программе «Фольклор Севера»
Рассчитан на 72 учебных часов (2 часа в неделю)
2-й год обучения
№ п/п |
Тема |
Всего |
---|---|---|
1. |
Введение |
1 |
2. |
«Поморские гуляния» |
20 |
3. |
«Зиму встречай – осень провожай» |
16 |
4. |
«Весенние забавы» |
20 |
5. |
«Солнышко на дворе, встречай лето» |
14 |
6. |
Заключение |
1 |
|
Итого |
72 |
Содержание программы
2-й год обучения
1. Введение (1 ч)
Режим работы, план занятий, выбор материала.
2. «Поморские гуляния» (20 часов)
Народный календарь: теоретические сведения об осенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Сентябрь - «Поморский Новый год» - конец сбора урожая. Октябрь - «Поморские гуляния», северные народные праздники.
Устный фольклор: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, загадки, шутки, небылицы в лицах.
Музыкальный фольклор: скоморошина «Комара женить мы будем», попевка «Гагара да кулик», «Вдоль по улице молодчик идет», «Как по травке по муравке», «Воробей», «Во
горенке», частушки (стенка на стенку)
Музыкально- фольклорные игры: «Летал воробей», «Золотые ворота», «Утка».
Театрализация: сказка «Зеркальце», «Рифмы».
3. «Зиму встречай – осень провожай» (16 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь - «Кузьминки - по осени поминки», «Матренин день». Декабрь - «Юрьев день», «Коляды» (праздники зимнего солнцеворота), «Новый год».
Устный фольклор: пословицы, поговорки, потешки, сказки, загадки, небылицы-перевертыши, колядки.
Музыкальный фольклор: «Здравствуй, кума-зима», «Зимушка-красавица». «Снег-снежок», «Новогодняя - хороводная», «Во кузнице».
Музыкально- фольклорные игры: « И шел козел дорогою», «Краски», «Утка шла по бережку», «Идет дед», « Горшки».
Театрализация: спектакль «Новый год»
4. «Зима прощай – весне дорогу!» (20 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о праздниках конца зимы и о весенних праздниках, обычаях, обрядах. Январь - «Игнатьев день», «Рождество». Февраль - «Сретение», «Масленица». Март - «Ярилины игры», «Красная горка».
Устный фольклор: весенние приметы, пословицы, поговорки, заклички.
Музыкальный фольклор: закличка «Весна, весна, на чем пришла», «Земелюшка – чернозем», «Вот уж зимушка проходит», «Как под елью - елью», «Лен зеленой», «Как мы масленичку поджидали», частушки.
Музыкально – фольклорные игры: «А мы просо сеяли», «Птицы», «Ерыкалище».
Театрализация: представление «Приди Весна красная».
5. Солнышко на дворе, встречай лето (14 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о праздниках конца весны и летних праздниках, обычаях, обрядах. Апрель - « Благовещенье», «Никитин день». Май – «Козьма огородник», «Красная горка», «Успение».
Устный фольклор: весенние приметы, пословицы, поговорки, заклички.
Музыкальный фольклор: « Жаворонушки», «Веснянка», «Березонька», «»Веночки», «Жнивка», «Как посеяли ленок», «Со вьюном я хожу».
Музыкально – фольклорные игры: «Ястреб и птицы», «Жмурки», «Ловишки», «Горелки».
Театрализация: сказка «Матрена и Алена».
6. Заключение (1 ч)
Посиделки. Пропевание любимых песен.
Учебно-тематический план занятий по программе «Фольклор Севера»
Рассчитан на 72 учебных часов (2 часа в неделю)
3-й год обучения
№ п/п |
Тема |
Всего |
---|---|---|
1 |
Введение |
1 |
2. |
«Между летом и зимой» |
20 |
3. |
«Пришла коляда - отворяй ворота» |
16 |
4. |
«Весна, весна, на чём пришла» |
20 |
5. |
«Краше весны да лета – ничего нету» |
14 |
6. |
Заключение |
1 |
|
Итого |
72 |
Содержание программы
3-й год обучения
1. Введение (1 ч)
Режим работы, план занятий, выбор материала.
2. «Между летом и зимой» (20 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о праздниках осени, обычаи, обряды. Октябрь – «Осенины», праздник Воздвижения (Капустинские посиделки). Ноябрь - «Покров», «Заповедный леший день», «Осенние ярмарки».
Устный фольклор: пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки, шутки, скоморошины.
Музыкальный фольклор: «Ах, вы сени», «Ах, ты улица широкая моя», «Сидит Дрема», «Золотые ворота», «Вейся, вейся капустка моя», «Осень», «Я с комариком плясала», «Иванушка – простота».
Музыкально – фольклорные игры: «Мухи», «Огородник», «В смолу», «Кружева».
Театрализация: представление «Осенние ярмарки», сказка «Как мужик корову продавал»
3. Пришла коляда - отворяй ворота (16 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, обычаях, обрядах. Ноябрь – «Кузьма и Демьян», «Матренин день», «Именинные дни». Декабрь –
«Николин День», «Спиридон-Солнцеворот», «Святки».
Устный фольклор: загадки, поговорки, приметы, потешки, шутки, небылицы.
Музыкальный фольклор: колядки, «Загадаем три загадки», « Не нападывай пороша», «Сейся родися». «Сею – вею, посеваю, с Новым годом поздравляю», «Дед Мороз», «Ох, мороз».
Музыкально – фольклорные игры: «Два мороза», «Корчага», «Нос», «Слепая курица, «Холодно-горячо».
Театрализация - сказка-представление «Как мы Новый год встречали».
4. «Весна, весна, на чем пришла» (20 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о праздниках конца зимы - начала весны, обычаях, обрядах. Январь – «Рождество», «Крещение». Февраль – «Кудесы», «Масленица»
Март - «Сороки», «Встреча весны», «Пасха».
Устный фольклор: заклички, попевки, колядки, дразнилки, голосянки, сказки, небылицы.
Музыкальный фольклор: « В хороводе были мы», «Прялица», «Маковочки», «Сеяли девушки яровой хмель», «Солнышко», частушки.
Музыкально – фольклорные игры: «Кострома», «Утка», «Тетера», «Дедушка Егор»
Театрализация: праздничное представление « Пасхальные чудеса».
5. « Краше весны да лета - ничего нету »(14 ч)
Народный календарь – праздники весны и лета, обычаи, обряды. Апрель – «Красная Горка», «Благовещенье» (встреча весны). Май – «Троица», «День рождения леса», «Лялин день».
Устный фольклор: заклички, пословицы, поговорки, приметы, загадки.
Музыкальный фольклор: «Калинка- малинка», «Я на камушке сижу», «На горе - то калина», «Журавель», «Цветики алые».
Музыкально – фольклорные игры: «Ручеек», «Веселые музыканты», «Колдуны» «Баба- Яга», «Краски».
Театрализация: представление «Чудеса – Кудеса», сказка Б.Шергина «Лень да Отеть».
6. Заключение (1 ч)
Занятие – посиделки (чаепитие). Пропевание песен, игры, танцы. Подведение итогов за пройденный цикл занятий.
Методическое обеспечение учебного процесса
Формы учебных занятий. Теоретические занятия: ознакомление с новым материалом, включает в себя беседы и демонстрацию. Практические занятия: исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализация.
Формы контроля. Опрос на занятии, проверка выученных ролей, танцевальных движений, музыкальных партий, подведение итогов, текущая (конец четверти) и итоговая (конец учебного года) аттестации. Участие в школьных и городских концертах, конкурсах, фестивалях.
Педагогические методы и приёмы. Объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, иллюстрирование, показ наглядных пособий. Словесный: беседа, обсуждение, консультации, комментарии педагога, выступления учащихся. Частично-поисковый: изучение истории народных традиций, поиск информации. Практический: выполнение заданий, актерское мастерство (индивидуально и в группах). Критический анализ. Самооценка.
Материально-техническое обеспечение программы: кабинет для занятий, доска, простейшие народные инструменты (ложки, трещотки, бубны, погремушки), народные костюмы.
Дидактический материал: карточки с изображением народных музыкальных инструментов, музыкальное лото, нотный стан.
Список литературы
1. Арсенина Е. А., Звени задорная частушка! – М.: Глобус, 2007 г.
2. Гришина Г. Н., Петров В. М., Короткова Л. Д. Сборники: Осенние, весенние, летние, зимние игры, забавы для детей. - М.: Глобус, 1999 г.
3. Зимина А.Н., Мельникова Л.И.Детский музыкальный фольклор. - М., 2000г.
4. Круглый год - русский календарь. - М.: Правда, 1998 г.
5. Прыгунова Е. Н., Разумова И. А., Преподавание фольклора. - С.П., 2001 г.
6. Русское народное творчество и обрядовые праздники.- Владимир, 1995г.
7. Уланова Л.С., Праздничный венок. – М.: Сфера, 2001 г.
8. Уроки по народной культуре. – М.: Владос, 2003 г.
9. Фольклор – музыка – театр. – М.: Владос, 1999 г.
10. Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим (Традиции русской народной культуры). - Йошкар-Ола, 2003г.