Цель урока: формирование понятий об основных чертах природы Русской равнины.
Задачи урока:
- Знать природу Русской равнины.
- Понимать процессы, влияющие на формирование природы региона.
- Уметь анализировать карты атласа, самостоятельно изучать материал темы, рефлексировать свою деятельность.
Средства обучения: графпроектор (на доске спроецирован контур Русской равнины), физическая карта Восточно – Европейской равнины, таблицы гор, окаймляющих равнину, атласы и контурные карты учащихся.
Литература:
- И.И. Баринова. География России. Природа 8 кл. М.-: Дрофа 2007 год.
- Энциклопедический словарь Пармузин Ю.П., Карпов Г.В.М.: Просвещение 1984 г.
- Тетрадь для оценки качества знаний по географии В.И. Сиротин. Дрофа. Москва, 2003 год.
Ход урока
Мотивация (см. приложение).
Проверка домашнего задания.
Вводное повторение – диктант, на доске запись:
- Режим реки – 11;
- Щит – 10;
- Солнечная радиация – 9;
- циклон – 8;
- Озеро – 6;
- Атмосферный фронт – 4;
- Антициклон – 7;
- Паводок – 5;
- Трансформация – 2;
- Сели – 15;
- Рельеф – 3;
- Морена – 1;
- Платформа – 12;
- Наводнение- 13;
- Циркуляция – 14.
Учитель зачитывает определение, ученики выбирают ответ по цифрам.
I вариант – белые цифры,
II вариант – красные цифры.
Работы сдаются экспертам (оценивается по 14бальной системе).
Изучение нового материала (класс делится на группы; каждая группа получает базу данных).
Учитель. В уроке прослеживается четыре учебных элемента (записано на доске).
- УЭ 1 - географическое положение равнины
- УЭ 2 - геологическое строение и полезные ископаемые
-УЭ 3 - климат
-УЭ 4 - реки и озера.
Учитель обращает внимание групп на УЭ -1. Ученики читают текст и выполняют задание на 1 печатном листе.
После выполнения заданий на 1 печатном листе учитель задает вопросы группам.
- Объясните оба названия равнины: Русская и Восточно – Европейская. Какое из них является более географичным?
- Объясните связь названий с географическим положением равнины?
- Какие государства, кроме России, расположены на территории равнины? Подпишите границы России и сопредельных государств.
- Назовите географические объекты, определяющие контуры равнины.
Учитель.
- Ниже даны географические факторы, которые влияют на природные условия Русской равнины.
- Выберите наиболее значимые:
а) открытость равнины к Северному Ледовитому океану.
б) высота Уральских гор.
в) отсутствие на западных границах высоких горных массивов (исключение средневысотных гор на юго – западе).
3. Вычислите протяженность равнины в градусах и километрах, вдоль 40?меридиана и 50? параллели (физическая карта России).
Учитель. Итак, работа над УЭ – 1 закончена. Подведем итоги. Дает правильную информацию, дети сверяют со своими работами и оценивают сами по баллам. Записывают в оценочный лист.
Учитель. Переходим ко второму учебному элементу.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
УЭ 2 - прилагается.
Учитель. Подводим итоги оп УЭ - 2.
Кто всё выполнил, сдают работы экспертам (они выставляют баллы).
Рассматриваем климат Русской равнины (задания даны в печатном листе)
Прилагается УЭ -3.
После выполнения заданий учащиеся сами оценивают друг друга и ставят баллы в оценочный лист.
Учитель. Продолжаем изучать природу Русской равнины.
Рассматриваем УЭ - 4(прилагается).
- Заполняем таблицу в печатных листах и отвечаем на вопрос: “Чем объяснить черты сходства и различия этих рек.
- Работа в группах. Каждая группа готовит свою проблему и один учащийся от каждой группы дает краткую характеристику своей проблемы. Эксперты оценивают, заносят баллы в оценочный лист.
Учитель. Мы рассмотрели все учебные элементы темы.
Подведем итог по тестам. Каждый получает тест из 8 вопросов (тесты прилагаются). Эксперты проверяют и вместе с учителем обсуждают правильные ответы.
В конце урока проводится рефлексия. Учащиеся отвечают на вопросы и проставляют себе баллы.
В оценочном листе подсчитывается общее количество баллов и выставляется итоговая оценка.