Искусство быть здоровым,
как и любое искусство,
требует приложения творческих сил.
Полученный результат неоценим!
И. Соковня
Нас так много на Земле, но так мало во Вселенной. А ведь может оказаться, что во всей бесконечной Галактике только на нашем маленьком, теплом земном шаре есть жизнь! Жизнь продолжается пока создаются новые семьи, и рождаются дети. Всего через несколько лет, дети вырастут, будут взрослыми, и не важно, кем они станут, важно, чтобы они были здоровыми и поступали так, чтобы наша красавица Земля не превратилась в мертвый холодный шар.
Статистика последних лет довольно печальна: физически зрелыми на свет появляются не более 14 % детей, 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. И только 8-10 % выпускников школы можно считать действительно здоровыми.
Наше ДОУ работает по “Программе воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и В.В. Гербовой с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей. У нас работают специалисты: инструктор по физическому воспитанию, инструктор по плаванию, инструктор ЛФК, массажист, педагог-психолог.
Здоровье человека на 50 % зависит от стиля жизни. Вот почему я считаю важным сформировать у детей дошкольного возраста позицию признания ценности здоровья, создать систему установок на здравосозидание не только по отношению к собственному Я, но и по отношению к миру. Научить ребенка любить себя, свое тело, свой организм. Дать детям понятие, что каждый Человек – это главное чудо света, возможности человеческого организма беспредельны, вызвать интерес к самопознанию.
Ведь до сих пор все ученые мира ломают голову и не могут объяснить, как работает человеческий мозг, как он один делает столько дел. Даже если бы создать искусственный мозг, он выглядел бы размером с большой многоэтажный дом, и это при условии, что такой механизм был бы устроен из самых маленьких деталей. Разве это не загадка?
Человек даже не подозревает, какие возможности скрыты у него до определенного момента. Известен случай, когда женщина увидела, что на ее ребенка несется корова. Мать бросилась на перерез и с такой силой толкнула корову в бок, что та свалилась на землю. А ведь раньше она и не подозревала, что обладает такой силой.
Есть люди необыкновенно талантливые, делающие величайшие открытия. Ученые считают, что природа посеяла в каждом человеке зерно таланта. Но если это зерно не выращивать, оно не прорастет и зачахнет, а человек потом будет жаловаться, что он бездарен.
Чтобы развивать в себе физические и умственные способности, человек должен делать это сознательно, значит, он должен знать себя, свои возможности. А, зная себя, он сможет развиваться сам.
“Тайна моего Я” – так я назвала свою работу с детьми.
Начав работу в этом направлении, я, прежде всего, организовала в группе предметно-развивающую среду. Вся мебель в нашей группе подобрана в соответствии возрастом и ростом каждого ребенка.
В природном уголке есть растения, обладающие бактерицидными свойствами: сансевьера, плющ обыкновенный и др., которые очищают воздух, а также растения, которые выделяют успокаивающие эфирные масла – мирт, розмарин, лимон.
В группе есть лампа Чижевского.
В холодное время года воздух в помещении часто бывает сухим, поэтому я поместила в группе надувной бассейн, заполненный игрушечными рыбками, ракушками, корабликами. Он служит для увлажнения воздуха.
В распоряжении детей гимнастический уголок, где дети любят полазить по веревочной лестнице, подтягиваются на кольцах, забираются по канату и качаются на качелях.
В разных местах в группе есть схемы-тренажеры для профилактики зрения.
А также яркие картинки, которые по просьбе воспитателя, дети находят глазами, что тоже является гимнастикой для глаз.
“Годы чудес” – называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Это начало пути в удивительный и полный тайн мир единства с природой, мир человека, мир добра и красоты.
Душа ребенка ждет не только игры и развлечения, но и серьезного, таинственного – взрослого – учиться.
Через игры я решаю следующие задачи:
- дать первоначальные сведения о строении человеческого организма;
- сформировать у детей желание быть здоровыми и крепкими;
- стимулировать развитие у детей самостоятельности и ответственности, то есть учить применять полученные знания в реальной жизни, на практике;
- помочь ребенку избежать опасных ситуаций.
В основе моей работы лежит ряд принципов:
- доступности;
- наглядности;
- опоры на жизненный опыт детей;
принцип позитивности (создание доброжелательной, поддерживающей атмосферы помощи и сотрудничества).
На таких занятиях не должно быть никаких нравоучений! Я стараюсь задавать детям вопросы, ответы на которые подтвердили бы их здоровые привычки. Это приносит им радость и вызывает интерес к дальнейшим занятиям. Я хвалю детей за искренность, умение улыбаться, радоваться, дарю им листики-карточки, солнышки, цветочки с добрыми словами, например: “Ты добрый человек” – дети очень радуются этим словам.
С маленькими детьми мы начинаем знакомиться со своим телом. Например, игра “Моё тело”, “Назови и покажи”, где дети называют части тела: “носик-курносик, ушки-послушки, щечки-комочки”, но не просто называют и показывают, а поглаживают, постукивают, пощипывают, то есть делают самомассаж.
В каждой познавательной игре есть элементы оздоровления. Например, я предлагаю детям на плотном листе бумаги или картона изображение фигуры человека из пластилина, дети выкладывают на изображение семечки, орешки, крупу. Это способствует развитию мелкой моторики рук.
Использую в работе тактильные дощечки с разной шероховатостью поверхности: наждачная бумага, мех, веревка или шнурок, крупа, скорлупа орехов, чешуйки шишек и прочим материалом. Это способствует развитию воображения, развитию речи, фантазии.
Различные задания, упражнения, ролевые игры доставляют детям радость познания и удовольствия от сделанного, они помогают привлечь ребенка к качественному выполнению упражнений на коррекцию осанки, профилактику плоскостопия; преодолеть страх высоты.
Дети – “универсальные” новички. Им требуется накопить опыт, который позволит вести здоровый образ жизни.
Ребенку должно быть интересно это делать не потому что “надо” и “полезно”, а потому что ему нравится. И тут очень помогает использование игровых и сказочных сюжетов. Например, когда я учу детей правильному носовому дыханию, использую такой прием: рассказываю: “собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех”. Показываю, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Дети дуют на шарики или вертушки. Вместе выбираем лучшего, присваиваем титул “Король ветров”.
Или – при развитии координации движений и правильной осанки, рассказываем стихотворение:
Мишка косолапый пляшет и поет,
Мальчиков и девочек танцевать зовет.
Предлагаю детям станцевать и спеть, как Мишка. Сама тоже беру себе в пару ребенка и танцую с ним. Дети, глядя на нас, повторяют движения или делают танцевальные движения самостоятельно, по желанию.
При выработке у детей умений и навыков большое значение имеет непринужденная веселая обстановка, радость и эмоциональный подъем.
На “Острове здоровья” мы превращаемся в веселых обезьянок, которые под музыку “Чунга-чанга” ловко лазают по “лианам” (лестнице), прыгают, перескакивают через различные препятствия или ходят по “веткам деревьев” (гимнастической скамейке, веревке и т.д.)
Формы преподносимого материала разнообразны: беседы, занятия, театрализованные представления, чтение и заучивание, рассказывание, спортивные праздники, прогулки и походы на природу, ритуалы, изодеятельность.
Для того чтобы учесть все виды детской деятельности, а также для соблюдения последовательности в своей работе, я составила перспективный план.
У нас с детьми есть такое правило: если что-то не умею – непременно научусь!
Занятия проводятся в спокойной обстановке, часто с использованием музыки. Любое занятие имеет свой сюжет, в котором принимают участие персонажи: Незнайка, Хухрик, Хрюша и другие герои.
В начале темы дается материал, раскрывающий её научную основу. Например, если мы говорим о пищеварении: я предлагаю проследить, что происходит с кусочком пирожка, попавшим в рот. Итак, нос почувствовал запах пирожков. “Дзинь-дзинь!” – сигнал идет в мозг. – “Пахнет печеным!” – “Найти и уничтожить!” – приказывает мозг. При виде пирожков, начинает обильно выделяться слюна, а в желудке – желудочный сок. Язык быстренько обследовал, каков пирожок на вкус, и подсадил его на зубы. Зубы разжевали, слюна смочила. Глотательное движение и – пуск! Кусочек пирожка проскользнул в пищевод и поехал вниз…свой рассказ я сопровождаю показом картинок, схем.
Информация соответствует познавательным и возрастным особенностям детей.
Я убедилась, чтобы получить от детей какой-то результат, необходимо использовать игровые технологии, через них развивать интерес к знаниям о собственном Я.
У детей эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес.
Я провела несколько занятий с любимым многими детьми Хрюшей. “Научим Хрюшу умываться”, где мы с помощью опыта доказали, что даже на чистых, с первого взгляда, руках, есть грязь. Дети передавали из рук в руки очищенную картошку, и когда все дети по очереди подержали её, оказалось, что картошка грязная. Так мы убедили Хрюшу, что перед едой обязательно нужно мыть руки.
На занятии “Путешествие в страну Растяпию” – учили Мишку-Топтыжку последовательно одеваться и раздеваться, складывать вещи аккуратно на место, чтобы всегда выглядеть опрятными и аккуратными.
На другом занятии “Приглашение на праздник” – сервировали стол. Ведь красиво накрытый стол вызывает аппетит. Дети приучаются культурно вести себя за столом. Знакомятся с правилами этикета.
Рассказываю детям различные приключения, показываю сказки: “Сказка о зубной щетке”, “Волшебные бусы”, “Путешествие Хухрика в страну Болезни”, “Жители страны Здоровья” и другие. Обыгрывание помогает привлечь внимание к проблеме, мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой.
На занятиях возможны приемы ролевой гимнастики. То мы любопытная Варвара, то олени, то дерево, то художники. С помощью “волшебных” слов “По-Щучьему велению”, “крибли-крабле-бумс”, “лети, лети лепесток, через запад на восток…” дети превращались на занятии “Волшебная раковина” – в Чебурашек, которые сами себе делали массаж ушей.
На занятии “Чудо-нос” были сыщиками, которые по запаху определяли продукты, предметы, фактически выполняя упражнения на дыхание.
Предлагая детям роль, я вызываю интерес к заданию, желание выполнить его. Действуя в образе, ребенок увлечен, тщательно выполняет предъявленные ему требования.
А так же я сама беру на себя какую-либо роль – Сеянного Рассеянного, который перезабыл для чего нужны туалетные принадлежности, одежда, как вести себя за столом, бабушки-загадушки, или скрюченного человечка, который забывает следить за своей осанкой.
Главной задачей я считаю приобщение детей к здоровому образу жизни и неприятие вредных привычек.
Мои занятия основаны на игровых приемах, творческой фантазии. Дети закрепляют свои знания и навыки и получают новую информацию о своем теле, работе органов, питании, культуре поведения.
На каждом занятии присутствуют здоровьесберегающие технологии:
- гимнастика для глаз;
- общеразвивающие упражнения;
- массаж или самомассаж;
- упражнения для коррекции осанки;
- пальчиковые игры;
- психологические этюды;
- физкультминутки;
- дыхательные упражнения.
Например, тема занятия “Почему мы не груши с ватными ногами?”. Я предлагаю детям слепить из пластилина человечка, но он почему-то никак не хочет стоять. Спина все время сгибается, и человечек падает. Я предлагаю детям найти варианты, решающие эту проблему. Вместе выбираем наиболее подходящее решение: вставляем проволочку. И вот наш человек твердо стоит на ногах. А у человека вместо проволоки-позвоночник.
Проигрываем ситуацию: что было бы, если бы у нас не было такой опоры? И что же происходит?
На что мы похожи? (листок, медуза и пр.) дети фантазируют, принимают разные положения.
Вспоминаем стихотворение Чуковского “Жил на свете человек”. Чтобы с нами такого не случилось, мы разучиваем “Соло для позвоночника”.
Или занятие из цикла “Полезная еда” – “Хлеб – всему голова”. На этом занятии мы убеждаем Болейку, что нужно обязательно есть хлеб, чтобы быть крепкими и здоровыми. Беседуя, выкладываем схему получения конечного продукта – хлеба, начиная от приготовления под посев пашни. Показываю ребятам, как из зерна можно получить муку. Перемалываем зерно на кофемолке, затем, мы как будто замешиваем тесто, а я достаю готовое и предлагаю состряпать к чаю, кто что хочет. Накрываем салфеткой стряпню, произносим волшебные слова (сама незаметно заменяю работы детей на корзинку с выпечкой: сушками, печеньем, пряниками, баранками). Вношу самовар, приглашаем Болейку попить с нами чаю.
Ведя разговор “О самом вкусном и полезном десерте”, я использую веселый сказочный персонаж – Карлсона, который постоянно шутит и дает детям советы по неправильному питанию. Ребятишки весело поправляют Карлсона. Использую прием антирекламы:
“Знайте, дамы, господа:
“Сникерс” – лучшая еда” или:
“Стать здоровым мне помог
С красным кетчупом хот-дог”
Конечно, детям смешно, когда им дают такие советы, они знают, что это неправильно, и чувствуют себя умнее Карлсона. В ходе такой веселой познавательной игры мы вырабатываем “Семь самых главных правил еды”.
Берем большой лист бумаги, в рисунках фиксируем правила и помещаем их на видное место, чтобы дети имели возможность взглянуть на них еще много раз, с тем, чтобы у них выработалась привычка к правильному приему пищи.
В каждом познавательном занятии я знакомлю детей с элементами оздоровления. На занятии “Каждый из нас рыцарь в латах” – мы говорим о скелете человека и разучиваем комплекс “Соло для позвоночника”. Детям нравится в повседневной жизни принимать позу “Дерево”, “Лебедь” и другие, они смотрят, у кого лучше получается.
Я ориентируюсь не только на уровень усвоения ребенком знаний и представлений , но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы с детьми ведется в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисково-познавательную активность самих детей, побуждая их к творчеству при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.
Содержание занятий наполнено сказочными сюжетами и игровыми персонажами.
Я предлагаю детям стать восточными лекарями.
Оказывается, все наши внутренние органы имеют своих “послов” на подошвах ног. Попробуйте найти их на своих подошвах. Если при надавливании какая либо точка заболит, значит, нездоров соответствующий ей орган. Эти точки нужно массировать, если:
- ангина;
- боли в ухе;
- насморк;
- зубная боль.
– Так вы можете вылечить себя. А если заболеете гриппом, массируйте десять точек, нарисованных красной краской, (рисунок постоянно находится в поле зрения детей).
Беседы о тайнах человеческого организма довольно сложны для детского восприятия, но дети пытливы, любознательны, в этом возрасте они усваивают 70 % информации об окружающем мире. Главное, чтобы излагаемый материал был доступен.
Очень большое значение имеет наглядность. Когда мы с детьми ведем разговор, например, о полезной пище, я предоставляю вниманию детей крупные, яркие плакаты, анатомический фартук, схемы, муляжи. Дети видят, что вся еда поступает, как по конвейеру (пищеводу), в желудок. Конвейер делится, как бы, на три части. Одни продукты идут для роста человека, он складывается, как бы, из кирпичиков, другие продукты идут в “топку” – они дают нам энергию для движений и для других видов деятельности. Ну а третьи, идут на “склад”, превращаясь в жиры. Дети видят, что это такие продукты как торты, булки, шоколад и прочее.
– Рита говорит: “Все, я больше не буду, есть пирожные, не хочу быть толстухой”.
Я предлагаю детям рассмотреть такую ситуацию: “Человек заблудился в лесу, у него больше нет никакой еды, что же он сразу умрет?” Дети задумываются:
– “Нет, человек может несколько дней жить без еды”, – говорит Ярослав.
Так, в ходе беседы, мы делаем вывод, что человеку нужно сбалансированное питание: жиры, которые нас выручат, когда мы не имеем возможности поесть вовремя. Белки, которые нужны детям для роста, углеводы, микроэлементы, витамины. Сообща делаем вывод, что все продукты нужно есть в разумных пределах.
Продуманное использование всех форм работы: занятие, утренняя гимнастика, спортивные и подвижные игры, динамические паузы, праздники, развлечения, прогулки, самостоятельная двигательная активность в чередовании с умственной нагрузкой является одним из условий успешного решения задач физического воспитания.