Технологическая карта занятия.
Вид занятия |
Элективный курс «История XX века в лицах» |
Класс |
9, 10 |
Тема |
«А.Д. Сахаров – ученый и гражданин» |
Цели |
|
Средства обучения |
|
Формы работы |
Фронтальная, групповая (учащиеся перед занятием рассаживаются по группам по 4-5 человек в каждой) |
Структура занятия |
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний учащихся. Уточнение понятия «гражданин». 3. Первое знакомство с героем занятия. (Имя, портрет). 4. Работа с учебным текстом. Биография ученого. 5. Видеоролик «Ядерный взрыв». Просмотр, обсуждение. 6. Работа с фрагментом документа «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». 7. Рассказ учителя о второй половине жизни Сахарова. 8. Размышления над стихотворением Евтушенко «Когда придет в Россию человек» 9. «Эмоциональная точка» занятия. Песня «Я люблю тебя Россия». Слайд-программа «Природа родного края». |
Литература |
|
Примерный ход занятия
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний учащихся. Уточнение понятия «гражданин».
Приложение №1. Слайд 1. Строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Н.А. Некрасов.
- Эти строки вам знакомы давно. А что значит – быть гражданином?
Задание: «Записать ассоциации связанные с понятием гражданин». Работа индивидуально, а затем в группах. По одному представителю от группы выходят к доске, зачитывают результаты работы групп.
Обобщая работу, учитель делает вывод о том, что гражданин – это не только «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности» (Ожегов), но и человек не равнодушный к делам общества, способный взять ответственность на себя, готовый к совершению общественно-полезных дел.
Педагог предлагает поаплодировать учащимся, которые выходили к доске за то, что они не побоялись взять ответственность за представление результатов обсуждения на себя.
3. Первое знакомство с героем занятия.
-Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью удивительного человека настоящего гражданина. О нем Дмитрий Сергеевич Лихачев писал так: «Он спас и сохранил нашу честь и достоинство, подав голос в защиту людей, преследуемых властями. Его тихий голос был слышен во всем мире, и чем яростнее старались заглушить его, тем громче он звучал. Я убежден, что нашу эпоху назовут в истории человечества его именем».
Задание: из предложенных букв сложите фамилию, имя и отчество этого человека. Так как имя человека, о котором пойдет речь на занятии, детям еще не известно, задание становиться достаточно сложным. Упростить его можно, предложив не буквы, а слоги. Задание позволяет акцентировать внимание на имени и отчестве нашего героя.
Проверка результатов работы.
Слайд №2. Фотография «Сахаров на демонстрации».
-«Кто видел облик Андрея Дмитриевича, никогда его не забудет. Задумчивый наклон головы и плеч, пригнутых под незримой ношей мысли и совести, рыцарская прямота осанки. Негромкий голос и непреложная твердость того, что выговаривается этим голосом. Хрупкость физическая и сила духа» - писал современник.
Почему слово этого человека было столь весомо? Почему именно к его мнению прислушивались руководители государства? Как ему удавалось влиять на ход событий?
Ответить на эти вопросы поможет знакомство с биографией Сахарова.
4.Работа с учебным текстом. Биография ученого.
Задание: Вставить пропущенные слова из предложенного списка.
«Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая ______________в Москве в интеллигентной и дружной семье. Отец был преподавателем _______________________, автором широко известных учебных и научно-популярных книг. « С детства, - отмечал впоследствии Сахаров, я жил в атмосфере порядочности, взаимопомощи, такта и трудолюбия».
В_________ году закончил среднюю школу и поступает в_____________________________, который оканчивает в 1942г. Дальше работа ___________________ на военном заводе. В ________ году он становится аспирантом известного ученого, физика-теоретика И.Е. Тамма, а через несколько месяцев после успешной защиты кандидатской диссертации, его включают в исследовательскую группу по разработке_____________________________.
« Я не сомневался, - вспоминал Сахаров,- в жизненной важности создания советского сверхоружия для нашей страны и для равновесия сил во всем мире. Увлеченный грандиозностью задачи, я работал с максимальным напряжением сил, стал автором или соавтором некоторых ключевых идей».
На Западе Сахарова часто называли ______________________________».
- «Отец водородной бомбы»;
- Термоядерное оружие;
- Физика;
- 1945;
- 1938;
- Московский университет;
- Инженер;
- 1921.
Ответ: 8, 3, 5, 6, 7,4,2,1
Проверка выполнения задания.
5.Видеоролик «Ядерный взрыв». Просмотр, обсуждение
Слайды № 3,4. Сахаров в кругу семьи.
- Казалось, судьба Сахарова складывалась удачно. Работа на секретном объекте, достойная по советским временам зарплата, признание его заслуг государством, трижды Герой Социалистического труда, счастливый брак. Казалось бы, о чем еще может мечтать человек. И вдруг все изменилось. Точнее изменился он сам. С 1957 года он выступает против ядерных испытаний.
Просмотр видеоролика «Ядерный взрыв». Приложение№2.
- Что почувствовали? О чем думали? Почему Сахаров выступил против испытаний?
Вот как он сам объяснял это: «Ежедневно я видел, как огромные материальные, интеллектуальные и нервные силы тысяч людей вливаются в создание средств тотального разрушения, потенциально способного уничтожить всю человеческую цивилизацию» (Сахаров). Молчать нельзя!
- Докладные записки руководителям государства, выступления на съездах ученых…
Наконец, в 1968 году сначала в самиздате, а потом за границей входит его книга «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе».
Эта книга многократно издавалась за рубежом большими тиражами и вызвала огромный интерес, поскольку носила общественно-политический характер и вышла из-под пера крупного ученого-атомщика. Сам Сахаров был отстранен от секретных работ. Это означало понижение в служебном и материальном положении.
6. Работа с фрагментом документа.
Демонстрируется книга «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Учащиеся получают текст документа.
Задание: прочитать, определить, какие проблемы поднимает автор? Работа в группах.
«Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе».
- Необходимо всемерно углублять стратегию мирного сосуществования и сотрудничества.
- Необходимо разработать научные методы и принципы международной политики, основанные на научном предвидении отдаленных и ближайших последствий.
- Необходимо разработать, широко обсудить и принять «Закон о печати и информации», преследующий цели не только ликвидировать безответственную идеологическую цензуру, но и всемерно поощрять самоизучение в нашем обществе, поощрять дух бесстрашного обсуждения и поисков истины…
- Отменить все антиконституционные законы и указания, нарушающие права человека.
- Необходимо амнистировать политических заключенных, а также пересмотреть ряд имевшихся в последнее время политических процессов…
- Необходимо довести до конца – до полной правды, а не до взвешенной на весах кастовой целесообразности полуправды – разоблачения сталинизма: всемерно ограничить влияние неосталинистов на нашу политическую жизнь…
1968г., июнь, Сахаров
Обсуждение результатов групповой работы.
7.Рассказ учителя о второй половине жизни Сахарова. Примерное содержание.
Приложение №3 Слайд№1. Сахаров в последние годы жизни
- Говорить о правах человека, об интеллектуальной свободе в 70-е годы было очень опасно. Государство преследовало инакомыслящих. Их называли диссидентами.
Да время казней на плахах прошло. Однако настало время тихого удушения в подъездах, лечения инакомыслящих в психиатрических клиниках. Бюрократия карала, подкупала, раскалывала. В «черные списки» могли попасть не только люди, выступавшие против правительства, но и люди просто с гуманными намерениями. Сахаров помогал этим людям. Собирал подписи в их защиту, ездил на судебные заседания, помогал материально, давал интервью иностранным корреспондентам. Стал лидером правозащитного движения.
Однако вскоре гонения начались и на его семью. В 1979 году Андрей Дмитриевич протестовал против введения советских войск в Афганистан, был лишен всех наград и отправлен в ссылку.
Семь лет Сахаров провел в ссылке в городе Горький, лишенный права с кем-либо общаться. Не было телефона. Ему запрещалось куда-либо выезжать. У дверей квартиры постоянно дежурили милиционеры. В 1984 году Сахарова поместили в больницу. Ему сделали укол, вызвавший микроинсульт, пытали удушьем. Когда он объявил голодовку, насильно кормили. «Умереть мы вам не дадим, но инвалидом сделаем» - говорил лечащий врач. Позже Сахаров признавался своему другу: «Ты знаешь, в больнице я понял, что испытывали рабы в Древнем Риме, когда их распинали на кресте».
-Но наступил 1985 год. Что это за год? Какие изменения происходили в стране?
В годы перестройки Сахаров вернулся к активной общественно-политической деятельности. Он по прежнему пользовался авторитетом, был избран депутатом Верховного Совета СССР, предложил новый вариант Конституции страны. Но здоровье было подорвано. В 1989 году он умер.
«Сахаров перевернул наши представления о власти именно потому, что не боялся ее. А не боялся он потому, что никогда не думал о себе. Он отдал всего себя другим. Он растворился во всех нас. Все в его жизни было удивительно закономерно, а сам он явился выразителем оставшейся честной части России. Я убежден, что нашу эпоху назовут в истории человечества «эпохой Сахарова».
Д.С.Лихачев
- Вы согласны с Лихачевым? Какую эпоху он имеет в виду?
- Легко ли быть настоящим гражданином?
8.Размышления над стихотворением Евтушенко «Когда придет в Россию человек»
Когда придет в Россию человек,
Который бы не обманул Россию?
В правительстве такого чина нет,
Но, может быть …когда –нибудь… впервые…А что он сможет сделать лишь один?
Как столько злоб в согласие он сложит?
Мы ни за что его не пощадим,
Когда он лучше сделать нас не сможет.Здесь ум быть должен медленен, но быстр.
Как сделать, чтобы бомбы или пули
Прицельно попадали лишь в убийц,
А всех детей и женщин обогнули?Как сохранить свободу и терпеть
Нахальную невежливость свободы?
Взять в руки крепостническую плеть?
Но выпоротый слабо пишет оды.Как не звереть, матрасы распоров,
Не рыться в каждой люльке, в каждом гробе?
Казнить больших и маленьких воров?
Россия станет, как пустыня Гоби.Кровь Углича, Катыни, Колымы
Размыла честь. Никто не наказуем.
Собою обесчещенные, мы
По честности, но лишь чужой тоскуем.Не раздавать бы детям леденцов,
А дать бы горькой памяти последки,
Когда над честной бедностью отцов
Смеются, как над глупостью, их детки.А вдруг придет в Россию человек,
Не лжемессия с приторным сияньем,
А лишь один из нас, один из всех,
И не обманет – мы его обманем?Когда придет в Россию человек?
Когда…когда все будут человеки.
Но все чернее и чернее снег,
И все отравленее мы и реки?И темней тяжелая вина
Лежит на мне и на кремлевском троне,
И даже – да простит меня она!-
На нищей солженицынской Матрене.Не хлеба- человека недород
В России, переставшей ждать мессию.
Когда придет в Россию тот народ,
Который бы не обманул Россию?
9. «Эмоциональная точка» урока. Песня «Я люблю тебя Россия».
Слайд-программа «Природа родного края». Приложение№3.