Урок математики в 1-м классе по теме "Число и цифра нуль"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Тема является заключительной в теме «Числа от 1 до 10 и число 0». Основной задачей является понимание детьми конкретного значения числа 0, его получения и обозначения. На последующих уроках  планируется изучение действий с нулем.

Урок начинается с психологического настроя. Ребята приветствуют друг друга, настраиваются на работу.

Предложенное детям задание на расположение цифр в порядке возрастания имеет две цели: во-первых, дети повторяют числовой ряд,  а во-вторых, перед ними возникает проблема: «лишняя цифра». Таким образом, дети  самостоятельно определяют тему и цели урока.

Планирование – уже знакомая детям работа, но каждый урок необходимо повторять все этапы работы над новой темой.

Объяснение нового материала построено таким образом, чтобы у детей создался целостный образ числа нуль, увидев перед собой пустую тарелку, они приходят к открытию, что отсутствие предметов обозначается нулем.  Для повторения значения числа нуль предлагается игра, которая устанавливает межпредметную связь и логически подводит детей к работе с учебником. Предложение записать примеры в тетрадь, ставит детей в сложную ситуацию: записать нельзя, т.к. цифру не писали. Используются разнообразные варианты: моделирование – для развития мелкой моторики, письмо в воздухе – концентрация внимания, «нарисуй соседу цифру на ладони». Физкультминутка тесно связана с темой урока и направлена на развитие внимания.

Для развития умения сопоставлять, сравнивать, дети работают с рисунком в учебнике, по результатам работы они должны сделать вывод, что 0 – самое маленькое число.

Ребята еще не знакомы с термином «задача», но на уроках ведется постоянная работа с текстовой задачей, чтобы связать задачу с темой урока и работать над развитием мышления, предлагается изменить условие. Работа на соединение примеров и ответов также связана с темой урока и помогает детям определить, насколько они усвоили тему. Не каждый ребенок может устно оценить свою деятельность, работа со «шкалой оценивания» развивает критичность и адекватную самооценку.

Вопросы рефлексивного характера учат детей самоанализу и умению прогнозировать свою деятельность на последующих уроках.

Как вариант домашнего задания предлагается рассказать дома о цифре нуль, при этом, название «хитрая» дает детям возможность проанализировать полученные знания и сделать соответствующие выводы о числе нуль.

Цели учителя: создать условия для

  • ознакомления с числом и цифрой нуль;
  • развития внимания, мышления, адекватной самооценки;
  • воспитания коммуникативных навыков.

Цель ученика: буду узнавать про нуль, учиться его писать, решать с ним примеры, выражения

Оборудование:

  • Разрезные цифры 0 – 10  (демонстрационные и у каждого ученика)
  • Магнитные цифры 0 – 10
  • Демонстрационный материал (примеры и ответы)
  • Тарелка с овощами: огурец, морковь, лук
  • Нитки длиной 10 – 15 см на каждого ученика

Этапы проведения урока – в Приложении 1.