Пояснительная записка
Тема является заключительной в теме «Числа от 1 до 10 и число 0». Основной задачей является понимание детьми конкретного значения числа 0, его получения и обозначения. На последующих уроках планируется изучение действий с нулем.
Урок начинается с психологического настроя. Ребята приветствуют друг друга, настраиваются на работу.
Предложенное детям задание на расположение цифр в порядке возрастания имеет две цели: во-первых, дети повторяют числовой ряд, а во-вторых, перед ними возникает проблема: «лишняя цифра». Таким образом, дети самостоятельно определяют тему и цели урока.
Планирование – уже знакомая детям работа, но каждый урок необходимо повторять все этапы работы над новой темой.
Объяснение нового материала построено таким образом, чтобы у детей создался целостный образ числа нуль, увидев перед собой пустую тарелку, они приходят к открытию, что отсутствие предметов обозначается нулем. Для повторения значения числа нуль предлагается игра, которая устанавливает межпредметную связь и логически подводит детей к работе с учебником. Предложение записать примеры в тетрадь, ставит детей в сложную ситуацию: записать нельзя, т.к. цифру не писали. Используются разнообразные варианты: моделирование – для развития мелкой моторики, письмо в воздухе – концентрация внимания, «нарисуй соседу цифру на ладони». Физкультминутка тесно связана с темой урока и направлена на развитие внимания.
Для развития умения сопоставлять, сравнивать, дети работают с рисунком в учебнике, по результатам работы они должны сделать вывод, что 0 – самое маленькое число.
Ребята еще не знакомы с термином «задача», но на уроках ведется постоянная работа с текстовой задачей, чтобы связать задачу с темой урока и работать над развитием мышления, предлагается изменить условие. Работа на соединение примеров и ответов также связана с темой урока и помогает детям определить, насколько они усвоили тему. Не каждый ребенок может устно оценить свою деятельность, работа со «шкалой оценивания» развивает критичность и адекватную самооценку.
Вопросы рефлексивного характера учат детей самоанализу и умению прогнозировать свою деятельность на последующих уроках.
Как вариант домашнего задания предлагается рассказать дома о цифре нуль, при этом, название «хитрая» дает детям возможность проанализировать полученные знания и сделать соответствующие выводы о числе нуль.
Цели учителя: создать условия для
- ознакомления с числом и цифрой нуль;
- развития внимания, мышления, адекватной самооценки;
- воспитания коммуникативных навыков.
Цель ученика: буду узнавать про нуль, учиться его писать, решать с ним примеры, выражения
Оборудование:
- Разрезные цифры 0 – 10 (демонстрационные и у каждого ученика)
- Магнитные цифры 0 – 10
- Демонстрационный материал (примеры и ответы)
- Тарелка с овощами: огурец, морковь, лук
- Нитки длиной 10 – 15 см на каждого ученика
Этапы проведения урока – в Приложении 1.