Цель:
- привитие интереса к учёбе и приобретению новых знаний;
- воспитание нравственных качеств личности, активизация познавательной деятельности
- младших школьников
- развитие кругозора учащихся, их интеллектуальных способностей, логики, мышления, внимания.
Оборудование: буквы А, О, Е, Я, И; С, Л, Г, Р, Т, Ь; картинки: арбуз, огурец, слива, апельсин, виноград, тыква, томат, мандарин, вишня; карточки с пословицами; листы бумаги.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Телевизионные игры «Кто хочет стать миллионером?», «О, счастливчик!», «Счастливый случай» известны всем. Их участники демонстрируют свою осведомлённость в разных областях знаний и получают за свои знания деньги. Я предлагаю вам игру. Мы узнаем кто у нас самый эрудированный, самый находчивый в классе. А кто может поспорить что эти баллы через много лет не обратятся в настоящий капитал, цена которому успех! Кто заработает больше баллов - получит звание «ЭРУДИТ». За каждый правильный ответ–1 балл.
Скоморох (вбегает)
Добрый день, дорогие друзья!
Перед вами снова я! Скоморох весёлый!
Краса и надежда нашей школы.
Кто желает со мной поиграть?
Свои знания мне показать.
Учитель. А почему ты вообразил, что ты краса и надежда нашей школы? Что ты самый умный, самый находчивый, и ты будешь первым учеником в нашей школе?
А вы, ребята, что скажите? Кто он? (хвастун) 1 балл.
Скоморох: Русский народ придумал очень много пословиц о знаниях. Составьте пословицы (на карточке соединить начало и конец пословицы).
1. Знай, умей -… (да дело разумей).
2. Знания обретёшь -… (нигде не пропадёшь).
3. Знайка по дорожке бежит, … (а незнайка на печке лежит).
4. Больше узнаешь -… (сильнее станешь).
5. Знания - … (сила).
6. Не говори чему учился, … (а говори что узнал).
7. Знает сорока, … (где зиму зимовать).
8. От знаний уйдёшь,… (в хвосте поползёшь).
9. Кто больше знает,… (тому и флаг в руки).
10. Знают птицу по перьям,… (а молодца по делам и уменьям).
(за каждую правильно составленную пословицу – 1 балл)
Учитель: А ты, Скоморох, откуда знаешь столько пословиц о знаниях? Ты ведь в школу не ходил?
Скоморох: Я по городам ходил, людей всех смешил, а они мне пословицами платили.
Кроме знаний в школе ещё нужна … (смекалка) 1 балл.
Решите задачу. «Витя и Саша встретились в вагоне электрички. «Я всегда сижу в пятом вагоне от хвоста» - сказал Витя. «А я в пятом от головы»- заявил Саша. Сколько вагонов в электричке? (9 вагонов) 1 балл.
А вот другая задача. «Прилетели галки, сели на палки. Сели по одной - галка лишняя. Сели парами – палка лишняя. Сколько было галок?(4) Сколько было палок? (3) 2 балла.
Скоморох: А вот ещё один вопрос. Когда о воду можно поранить руку? (о лёд, горячим паром) 2 балла.
Учитель: Что помогло вам ответить на вопрос? (знания, жизненный опыт) 1 балл.
Скоморох: В таких случаях говорят: «Корень учения горек, а плод сладок».
Задание про ягоду. С точки зрения учёных ягода – это плод растения, у которого внутри…что? (мякоть и нет косточки) 1балл.
Что не является ягодой? (Арбуз, апельсин, слива, виноград, огурец, томат, тыква, вишня, мандарин, лимон) 2 балла.
Скоморох: Вот 5 гласных (А, О, Е, И, Я) и 5 согласных (С, Л, Г, Р, Т) и Ь. Из них можно составить 50 слов которые отвечают на вопросы кто? или что? Попробуйте.
(за каждое слово – 1 балл)
Учитель: Особый приз получает ученик, у которого есть самое длинное слово. (строитель)
Скоморох. Разгадывать шарады - увлекательное занятие. А вы умеете?
1. Начало деревом зовётся,
Конец, читатели мои,
В книге обязательно найдётся,
Ведь в каждой строчке лишь они. (бук-вы) 1 балл2. Начало нота,
Потом - оленя украшение.
А вместе - место
Оживлённого движения. (до-рога) 1 балл3. Начало- голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее найдёшь ты без труда. (кар-тина) 1 балл.4. Две ноты и предлог,
Соединяясь, дадут гудок. (си-ре-на) 1 балл5. Слог первый мой – предлог
Второе – летний дом,
А целое порой решается с трудом. (за-дача) 1 балл
Скоморох: Смекалка, сообразительность помогают не только разгадывать шарады, но и ориентироваться в окружающем нас мире. Вот вам ещё пять вопросов на сообразительность.
1. Кто становится выше, когда садится? (собака)
2. Что становится легче, когда его наполняют? (воздушный шар)
3. Что было вчера и будет завтра? (сегодня)
4. Что с земли поднять нельзя? (тень)
5. На какое дерево садится ворона после дождя? (на мокрое)
Итог занятия, награждение