Цель урока: С помощью различных форм работы повысить активность учащихся на уроке, добиться сознательного усвоения материала, а именно: знать правила раскрытия скобок, перед которыми стоит знак плюс или минус, уметь безошибочно преобразовывать сумму или разность многочленов в многочлен стандартного вида и пользоваться этим преобразованием для упрощения выражений и решения уравнений. Проверить в игровой форме теоретические знания и умения по теме. Развивать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре. Воспитывать самостоятельность, учить умению слушать, думать и выполнять.
Оборудование:
- Таблица «Многочлены»
- Таблица ответов задания «Упрости выражение»
- Кроссворд
- Индивидуальные карточки для учащихся
- Цветные мелки
Ход урока
I. Организационный момент
а) Проверить готовность учащихся к уроку ( на столе каждого: учебник, дневник, тетрадь, линейка, карандаш, ручка, резинка)
б) Постановка учителем цели урока
II. Устная работа:
Проверить знания теоретического материала, разгадывая кроссворд, который заранее подготовлен.
Вопросы кроссворда:
- Числовой множитель, одночлена, записанного в стандартном виде.
- Слагаемые, имеющие одну и ту же буквенную часть
- Значение переменной, при которой уравнение обращается в верное равенство
- Выражения, которые состоят из произведения чисел, переменных и их степеней
- Что образует сумма одночленов
- Что является графиком функции у = х2
- Какова степень многочлена 5х6 + 4х3 – 6х5у2
III. Индивидуальная работа по карточкам. Преобразовать в многочлен стандартного вида
a) 16х2 – (4х + 16х2)
b) (1,5 – 6х2) + (2у3 – у2 -5,5)
c) (2а -3в + с) – (4а + 7в + с – 3)
d) (2ху – у2) + (у2 – ху)
Затем следует проверка детьми выполненных заданий.
IV. Одновременно с индивидуальной работой выполняется работа по таблице «Многочлены»
Учителем задаются следующие вопросы:
1. Назовите каждый член многочлена с2 -5с +6; с2 +5с -6; 5с -1
2. Какова степень многочлена: с2 -3с + 4; 4с +5
3. Записаны ли данные многочлены в стандартном виде? Как вы это определили?
V. Работа в тетради по той же таблице по вариантам.
1. Составьте сумму и разность многочленов А1= с2 –
5с+6;
В1= 3с -2
2. Составьте сумму и разность многочленов А2= с2 +5с
-6;
В2= 2с -1
По одному человеку от каждого варианта решает на обратной стороне доски, затем проверяется решение.
VI. Математическая игра соревнование трёх команд.
Учитель придумал название каждой команде, но держит это в секрете
1. 1.2.3.4.5.6.7.
2. 8.9.10.11.12.13.14.15
3. 16.17.18.19.20.21
Каждому ученику учитель даёт карточку с заданием, и ученик сразу начинает решать.
На доске записаны буквы. Которые встречаются в высказывании, и под ними ответы, которые соответствуют этим буквам. Ниже записаны числа по порядку. Ученик, выполнивший задание. Называет номер своей карточки и букву под которой записан ответ. Учитель под числом ставит букву.
а |
г |
е |
з |
и |
к |
---|---|---|---|---|---|
2в |
5х – х2 |
12ху +х2 |
а2 +а +2 |
6 -5х |
-2у2 |
м |
н |
о |
р |
т |
У |
-5 |
4а |
а2 –в2 |
26 –у3 -6у2 |
у2 |
19 -9а |
Индивидуальные задания для детей
№ |
Выражение |
ответ |
---|---|---|
1 |
(2 + 3а) + (а2 – 2а) |
а2 +а +2 |
2 |
(4 + 7а) – (3а +4) |
4а |
3 |
(а2 +в) – (а2 –в) |
2в |
4 |
2ху – (х2 – у2 + ху) + (х2 – ху) |
у2 |
5 |
3ав + (а2 – ав +в2) – (2ав + 2в2) |
а2 –в2 |
6 |
(у2 – 4у) + (4у – 3у2) |
-2у2 |
7 |
12х2 – (5х – 6 +12х2) |
6 -5х |
8 |
-6х2 + 4х + (х +5х2) |
5х – х2 |
9 |
(13 – 7у2) – (у3 – у2 – 13) |
26 –у3 -6у2 |
10 |
(2а2 + в) + (в - 2а2) |
2в |
11 |
(3 – 6а) – (8 – 6а) |
-5 |
12 |
3ав + (а2 – ав + в2) – (2ав + 2в2) |
а2 –в2 |
13 |
2ху – (х2 – у2 + ху) + (х2 – ху) |
у2 |
14 |
4ху – (х2 – 8ху) + 2х2 |
12ху +х2 |
15 |
12х2 – (5х – 6 + 12х2) |
6 - 5х |
16 |
(14 – 6а) – (3а – 5) |
19 -9а |
17 |
(3 – 6а) – (8 – 6а) |
-5 |
18 |
(4 + 7а) – (3а + 4) |
4а |
19 |
16 – (3х + 7) + (2х -3) |
6 - 5х |
20 |
(4у – 3у2) + (у2 – 4у) |
-2у2 |
21 |
13х2 – (5х – 6 + 13х2) |
6 - 5х |
VII. Применение преобразования многочленов в решении уравнений
a) (23 + 3х) + (8х – 41) =15
b) (19 + 2х) – (5х – 11) =25
c) (3,2у – 1,8) – (5,2у + 3,4) = -5,8
VIII. Подводиться итог урока