Урок алгебры в 7-м классе по теме "Сложение и вычитание многочленов"

Разделы: Математика


Цель урока: С помощью различных форм работы повысить активность учащихся на уроке,   добиться сознательного усвоения материала, а именно: знать правила раскрытия скобок, перед которыми стоит знак плюс или минус, уметь безошибочно преобразовывать сумму или разность многочленов в многочлен стандартного вида и пользоваться этим преобразованием для упрощения выражений и решения уравнений. Проверить в игровой форме теоретические знания и умения по теме. Развивать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого  из них в игре. Воспитывать самостоятельность, учить умению слушать, думать и выполнять.  

Оборудование:

  1. Таблица «Многочлены»
  2. Таблица ответов задания «Упрости выражение»
  3. Кроссворд
  4. Индивидуальные карточки для учащихся
  5. Цветные мелки

Ход урока

I. Организационный момент

а) Проверить готовность учащихся к уроку ( на столе каждого: учебник, дневник, тетрадь, линейка, карандаш, ручка, резинка)

б) Постановка учителем цели урока

II. Устная работа:

Проверить знания теоретического материала, разгадывая кроссворд, который заранее подготовлен.

Вопросы кроссворда:

  1. Числовой множитель, одночлена, записанного в стандартном виде.
  2. Слагаемые, имеющие одну и ту же буквенную часть
  3. Значение переменной, при которой уравнение обращается в верное равенство
  4. Выражения, которые состоят из произведения чисел, переменных и их степеней
  5. Что образует сумма одночленов
  6. Что является графиком функции у = х2
  7. Какова степень многочлена 5х6 + 4х3 – 6х5у2

III. Индивидуальная работа по карточкам. Преобразовать в многочлен стандартного вида

a) 16х2 – (4х + 16х2)

b) (1,5 – 6х2) + (2у3 – у2 -5,5)

c) (2а -3в + с) – (4а + 7в + с – 3)

d) (2ху – у2) + (у2 – ху)

Затем следует проверка детьми выполненных заданий.

IV. Одновременно с индивидуальной работой выполняется работа по таблице «Многочлены»

Учителем задаются следующие вопросы:

1. Назовите каждый член многочлена с2 -5с +6;  с2 +5с -6; 5с -1

2. Какова степень многочлена:  с2 -3с + 4; 4с +5

3. Записаны ли данные многочлены в стандартном виде? Как вы это определили?

V. Работа в тетради по той же таблице по вариантам.

1. Составьте сумму и разность многочленов А1= с2 – 5с+6;
В1= 3с -2

2. Составьте сумму и разность многочленов А2= с2 +5с -6;
В2= 2с -1

По одному человеку от каждого варианта решает на обратной стороне доски, затем проверяется решение.

VI. Математическая   игра соревнование трёх команд.

Учитель придумал название каждой команде, но держит это в секрете

1. 1.2.3.4.5.6.7.

2. 8.9.10.11.12.13.14.15

3. 16.17.18.19.20.21

Каждому ученику учитель даёт карточку с заданием, и ученик сразу начинает решать.

На доске записаны буквы. Которые встречаются в высказывании, и под ними ответы, которые соответствуют этим буквам. Ниже записаны числа по порядку. Ученик, выполнивший задание. Называет номер своей карточки и букву под которой записан ответ. Учитель под числом ставит букву.

а

г

е

з

и

к

5х – х2

12ху +х2

а2 +а +2

6 -5х

-2у2

м

н

о

р

т

У

-5

а2 –в2

26 –у3 -6у2

у2

19 -9а

Индивидуальные задания для детей

Выражение

ответ

1

(2 + 3а) + (а2 – 2а)

а2 +а +2

2

(4 + 7а) – (3а +4)

3

2 +в) – (а2 –в)

4

2ху – (х2 – у2 + ху) + (х2 – ху)

у2

5

3ав + (а2 – ав +в2) – (2ав + 2в2)

а2 –в2

6

2 – 4у) + (4у – 3у2)

-2у2

7

12х2 – (5х – 6 +12х2)

6 -5х

8

-6х2 + 4х + (х +5х2)

5х – х2

9

(13 – 7у2) – (у3 – у2 – 13)

26 –у3 -6у2

10

(2а2 + в) + (в - 2а2)

11

(3 – 6а) – (8 – 6а)

-5

12

3ав + (а2 – ав + в2) – (2ав + 2в2)

а2 –в2

13

2ху – (х2 – у2 + ху) + (х2 – ху)

у2

14

4ху – (х2 – 8ху) + 2х2

12ху +х2

15

12х2 – (5х – 6 + 12х2)

6 - 5х

16

(14 – 6а) – (3а – 5)

19 -9а

17

(3 – 6а) – (8 – 6а)

-5

18

(4  + 7а) – (3а + 4)

19

16 – (3х + 7) + (2х -3)

6 - 5х

20

(4у – 3у2) + (у2 – 4у)

-2у2

21

13х2 – (5х – 6 + 13х2)

6 - 5х

VII. Применение преобразования многочленов в решении уравнений

a) (23 + 3х) + (8х – 41) =15

b) (19 + 2х) – (5х – 11) =25

c) (3,2у – 1,8) – (5,2у + 3,4) = -5,8

VIII. Подводиться итог урока