Цели урока: ознакомить учащихся с политической обстановкой на территории Владимирской Руси и усилении Московского княжества во времена монголо-татарского ига; раскрыть значение тяги русских князей к московскому князю Дмитрию Ивановичу; воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения и восхищения подвигом русских воинов на Куликовом поле.
Оборудование: рисунок, изображающий монголо-татарина; репродукции с картин А.Васнецова “Московский Кремль при Дмитрии Донском”, “Московский Кремль при Иване Калите”, М. Авилова “Поединок Пересвета с Челубеем”; атлас “История России. IX–XVI века” (с. 32-33).
Ход урока
1. Организационный момент:
1.1. Записать дату и тему урока в тетради;
1.2. Начертить линию времени.
2. Повторение ранее изученного.
2.1. Работа с рисунком, изображающим монголо-татарина.
- Посмотрите на рисунок. Кто на нем изображен? Что вы знаете о монголо-татарах?
Х11 в. – объединение монголо-татар под властью Чингисхана, войны с соседними государствами, захват Китая.
1223 г. – первое столкновение монголо-татар с русским войском на р. Калке.
1237 г. – вторжение монголо-татар на территорию северо-восточной Руси.
1240 г. разорение Киева.
- Как русские встретили гостей с Востока? (учащиеся вспоминают о героической обороне Рязани, Владимира, Москвы, Козельска и т.д., приводят примеры зверств завоевателей Русской земли)
- заполняется опорный конспект.
3. Новый материал.
События, о которых мы будем сегодня говорить с вами, произошли более чем через 100 лет со дня нашествия хана Батыя. Все это время русским людям приходилось терпеть жестокое к себе отношение со стороны золотоордынцев: платить дать не только деньгами, но и людьми, быть готовыми к смерти, т.к. монголо-татары не знали жалости ни к взрослым, ни к детям. В народе нарастала ненависть к завоевателям, но нужен был опытный руководитель, князь, за которым пошли бы не только жители его княжества, но и других русских княжеств. Одним из таких князей был московский князь Дмитрий, которого поддерживал митрополит (глава русской православной церкви) Алексей, благославлял на борьбу за независимость Сергий Радонежский. Он был энергичным, смелым, умел ставить перед собой цель и твердо идти к ней.
- Посмотрите на репродукции картин А.М. Васнецова “Московский Кремль при Дмитрии Донском”, “Московский Кремль при Иване Калите”.
- Какие изменения произошли в Москве? - Цель этих изменений?
- В каком веке жил князь Дмитрий Иванович? /отметить на линии времени, записать в тетради/
Князь Дмитрий был талантливым полководцем, патриотом своей страны. Он возглавил русский народ в борьбе с Золотой ордой. В 1378 г. пришел на помощь Рязани и на берегу реки вожжи почти полностью разгромил войско татар.
Хан Мамай решил расправиться с непокорной Москвой и повторить поход хана Батыя. Дмитрий тоже стал собирать войска …
1380 г. Что пишет летописец об этом годе? (стр. 36, документ, учебник)
- Какое чувство охватило жителей Руси? (умереть или победить, но все понимали, что победа нужна более всего).
В Москву и Подмосковье стекались воины. Из каких княжеств? Мы может это увидеть на схеме:
Выбрано место сражения – Куликово поле.
- Посмотрите на схему (группа учащихся рассказывает о Куликовом поле и расстановке на нем русских и золотоордынских войск)
Позади у воинов Непрядва,
Слева – затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделен.
Взошло солнце, рассеялся туман и 8 сентября войска увидели друг друга в боевой готовности. (обращается внимание учащихся на репродукцию картины М. Авилова “Поединок Пересвета с Челубеем”).
По обычаю бой начинался битвой богатырей, как бы предсказывая будущего победителя.
И замер вдох в груди у тысяч лиц,
Что ждет их впереди?
С кем Бог?
Верно ли слово Сергия: “Иди и победи!”.
Что Пересвет ответит всем?
- Как вы думаете, каков был исход поединка? Почему? (размышления учащихся).
- Оба богатыря погибли, насмерть поразив копьями друг друга. Летописец потом написал … (с. 38, документ, учебник).
К этим словам я могу добавить:
Кони, обезумев, рвут поводья, -
И своих потопчут и врагов.
И от крови, словно в половодье,
Скоро выйдет Дон из берегов.
Дмитрий сражался в доспехах простого воина. Большой полк устоял, но в живых остались не многие. Татарская конница ударила по левому флангу русских войск. Полк левой руки стал отходить. Татары прорвались в тыл большого полка. В это время конный засадный полк под командованием серпуховского князя Владимира и волынского воеводы Дмитрия Боброка вихрем налетел на врага. Ужас охватил татар. Им показалось, что на них напали огромные свежие силы.
Конница Мамая обратилась в бегство и смела всю пехоту. Мамай наблюдал за ходом боя с высокого холма. Увидев поражение своих войск, он бросил богатый шатер и ускакал. Русские преследовали врага.
Потери обеих сторон были огромные. Восемь дней русские подбирали раненых и хоронили мертвых.
Израненного Дмитрия нашли лежащим под березой, среди груды трупов в избитых доспехах. Народ дал ему почетное прозвище “Донской”.
О подвиге на Куликовом поле написано великое произведение “Задонщина” (зачитываются несколько отрывков).
4. Закрепление изученного.
- Что дала эта победа народу нашей
страны?
- Можно ли Дмитрия Донского назвать современным
словом “гражданин”?
- А можно ли вас назвать гражданами?
5. Домашнее задание.
- составить рассказ о значении
Куликовской битвы;
- поразмышляйте над понятиями “Русь в 1380 г.” и
“Россия в начале 2009 г.”
- запомните опорный конспект, составленный на
уроке.