Цели урока:
Образовательная: закрепить изученный материал в ходе решения задач.
Развивающая: способствовать развитию логического и пространственного мышления учащихся.
Воспитательная: решение эстетических задач при построении чертежей и оформлении работы.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование урока:
- Переносной компьютер с проктором для демонстрации.
- Раздаточный материал для решения задач.
Структура урока:
- Организационный момент (2 мин.).
- Повторение опорных знаний и решение по готовым чертежам (10 мин.).
- Решение задачи (25 мин.).
- Подведение итогов, выставление оценок (2 мин.).
- Домашнее задание (1 мин.).
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Отмечаются отсутствующие, объявляется тема урока и план урока. (Слайд 1)
2. Проверка домашнего задания. Слайд 2 с элементами анимации
Задача: Через вершину А прямоугольника ABCD проведена плоскость α, параллельная диагонали BD. Построить линейный угол двугранного угла, образованного плоскостью прямоугольника ABCD и плоскостью α.
3. Повторение опорных знаний в виде фронтальной беседы.
В тетради записывается число, тема урока.
Ученики отвечают на вопросы
Слайд 3. 1). Способы задания плоскости.
Слайд 4. 2). Признак перпендикулярности прямой и плоскости.
Слайд 5. 3). Теорема о трех перпендикулярах.
Слайд 6. 4). Определение двугранного угла.
5). Сформулировать понятие «Линейный угол двугранного угла».
6). Дать определение угла между прямой и плоскостью.
7). Признак параллельности прямой и плоскости. Слайд 7
4. Решение задач.
По готовому чертежу на выданных листах решается задача на нахождение угла между плоскостями. Слайд 8 с элементами анимации с последовательной демонстрацией по щелчку.
Через вершину прямого угла С прямоугольного треугольника ABC проведена плоскость α параллельная гипотенузе на расстоянии 1 м от нее. Катеты AC и BC равны соответственно 6 м и 8 м. Найти двугранный угол между плоскостью треугольника ABC и плоскостью α.
Ученики отвечают на вопросы по задаче.
Дано: - прямоугольный.
С = 90°, С,
AB || α
AC = 6 м,
BC = 8 м,
Найти: DCD1
Решение:
Т.к. треугольник ABC – прямоугольный, то AB = 10 м.
A1B1 – проекция AB на плоскость α.
СD AB, DD1 α, то по т. т. п. D1С A1B1
SABC = , SABC=,
значит DC = , DC =
.
Ответ: .
Задача №1. В пирамиде SABCD через точку А и точку К – середину ребра SC проведена плоскость α, параллельно диагонали BD – основание. Вычислить угол наклона плоскости α к основанию ABCD, если ABCD - прямоугольник со сторонами AB = , BC = а, высота SO пирамиды проходит через точку пересечения диагоналей основания и равна . Слайд 9 с элементами анимации.
Решение:
1). Т.к. α || BD, то след секущей плоскости α на плоскости ABCD будет параллелен BD. Проводим l || BD, A l,
DC l = Х
BC l = Y
Т.к. точки X, Y, K не лежат на одной прямой, то они определяют единственную плоскость (XYK).
2). XY – ребро двугранного угла .
XY || BD – по условию.
Если AFBD, то AF XY.
Т.к. α|| BD, то MN || BD, EF ||OO1, тогда EF MN, то по т. т. п. AE MN.
Значит плоскость (AEF) BD, а, следовательно, и XY.
Т.о. FAE – линейный угол двугранного угла с ребром XY.
3). Рассмотрим ASC – равнобедренный,
SO AC, AO = AC, следовательно SO – медиана.
SK = KC – по условию, следовательно AK – медиана.
Тогда O1 – точка пересечения медиан,
т.е. SO1: ОО1 = 2 : 1, значит ОО1 = ОО1 = .
Т.к. MN || BD, то ОО1 = EF = .
4). Т.к. АС = BD как диагонали прямоугольника ABC, то из ABD – прямоугольного, по теореме Пифагора BD = .
AF BD
BD ∙ AF = AB ∙ AD
AF = , AF = .
5). Из AEF - прямоугольного
Ответ : .
Задача №2. Основанием пирамиды SABC служит равнобедренный треугольник ABC, у которого С = 120°, AC = BC = 12. Высота пирамиды совпадает с боковым ребром SA и двугранный угол с ребром BC равен 30°. Вычислить площадь полной поверхности пирамиды. Слайд 12 с элементами анимации.
Дано: SABC – пирамида.
SAABC
ACB = 120°
AC = BC = 12
SDA = 30°
Найти: Sполн.
Решение:
Sполн. = SABC + SABS + SACS + SBCS.
1). Т.к. ABC – тупоугольный, то AD – высота треугольника, опущенная на продолжение стороны BC, AD BC,
SA ABC – по условию, то по т. т. п. SD BC, следовательно SDA – линейный угол двугранного угла с ребром BC.
2). Т.к. ABC – равнобедренный,
то ABC = BAC = 30°
3). В ACD – прямоугольном,
AD = AC ∙ sin 60° = , то по свойству катета, лежащего против угла 30°, в ABD гипотенуза АВ = 12.
4). SABC = sin120° = .
5). Из SAD – прямоугольного
SA = 30° = ,
тогда SD = 12 (по свойству катета, лежащего против угла 30°)
SBCS = .
6). ASС – прямоугольный, то
SACS =
7). ABS – прямоугольный
SABS =
8). Sполн. =
Ответ: 108 + 72.
5. Подведение итогов, домашнее задание.
- Закончить задачу №2.
- В задаче №1 вычислить площадь сечения ANKM.