Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Леса умеренного пояса"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • показать специфику лесной зоны, отличия хвойных и лиственных лесов;
  • объяснить особенности сезонного климата;
  • показать взаимную приспособленность живых организмов - членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

Оборудование: 

  • карта природных зон;
  • пейзажи лесов, изображения различных растений и животных;
  • гербарий растений леса;
  • презентация, выполненная в Power Point;
  • обручи - 3 шт.

Ход урока

Актуализация знаний.

Учитель. С двух планет Солнечной системы - Чтотакое и Вотэтода - на планету Земля были отправлены экспедиции. Каждая команда прилетала в условленное место 4 раза через каждые три месяца. А сегодня мы получили отчёты этих двух экспедиций.

Учитель. Как вы думаете, почему экспедиции прилетали на Землю 4 раза?

Ученики. Каждый сезон.

Учитель. Давайте по этому отчету составим таблицу и отметим в ней сезонные изменения. (Слайд 3).

 

Тундра

(холодный пояс)

 

Зима

Полярная ночь; t -40° - 50°

 

Весна

Низко над горизонтом появляется солнце; холодно; все тот же снег; кое-где видны макушки деревьев

 

Лето

Полярный день; почва чуть-чуть оттаяла; много больших и маленьких озёр

 

Осень

Редкое солнце очень низко над горизонтом; вновь много льда и снега; крепчают морозы.

 

Учитель. В какой природной зоне они побывали?

Ученики. В тундре. (Вносится дополнение в таблицу - заголовок заполненного столбца)

Учитель. Трудно ли было по этому отчету определять времена года? Почему?

Ученики. Довольно трудно, потому что нет чёткого различия.

Учитель. Скажите, пожалуйста, в каком тепловом поясе трудно различить сезоны?

Ученики. В холодном тепловом поясе. (Вносится дополнение в таблицу - подзаголовок заполненного столбца)

Учитель. Что ж, а теперь посмотрим отчёт второй экспедиции. (Слайд 4)

Учитель. Давайте и по этому отчету дополним таблицу и отметим в ней сезонные изменения. (Слайд 5).

 

Тундра

(холодный пояс)

Зона лесов

(умеренный пояс)

Зима

Полярная ночь; t -40° - 50°

Наблюдается смена дня и ночи; морозы не такие сильные.

Весна

Низко над горизонтом появляется солнце; холодно; все тот же снег; кое-где видны макушки деревьев

День стал длиннее ночи; морозов не бывает; растаял весь снег; на деревьях набухшие почки

Лето

Полярный день; почва чуть-чуть оттаяла; много больших и маленьких озёр

Длинный день; солнце высоко над горизонтом; обильная растительность

Осень

Редкое солнце очень низко над горизонтом; вновь много льда и снега; крепчают морозы.

Солнце не поднимается высоко; день становится короче; частые осадки; изменение окраски листвы

Учитель. В какой же природной зоне побывала экспедиция с планеты Вотэтода?

Ученики. В лесной зоне. (Вносится дополнение в таблицу - заголовок заполненного столбца)

Учитель. Трудно ли было по этому отчету определять времена года? Почему?

Ученики. Нет, так как чётко видны сезонные различия .

Учитель. Скажите, пожалуйста, так ли там холодно, как в тундре?

Ученики. Нет. Холодно, но умеренно.

Учитель. Как вы думаете, ребята, в этой зоне так же жарко, как на экваторе?

Ученики. Нет. В этой зоне умеренно тепло.

Учитель. Может быть, кто-нибудь может сказать, как называется тепловой пояс, в котором находится лесная зона?

(Вносится дополнение в таблицу - подзаголовок заполненного столбца)

"Совместное открытие"

Учитель. Итак, вместе с экспедицией с планеты Вотэтода мы оказались в зоне лесов умеренного теплового пояса (слайд 6). Каково же главное отличие этой зоны от зоны тундры?

Ученики. Хорошо прослеживаются сезонные изменения. (Добавление в слайде)

"Кормильцы"

Учитель. В лесной зоне не очень холодная зима, а лето значительно дольше и теплее, чем в тундре. Поэтому деревья успевают набрать достаточно силы и питательных веществ, чтобы в следующем году пережить не такую долгую и суровую зиму, как в тундре.

Растительный мир зоны лесов значительно богаче, разнообразнее. Рассмотрите гербарий и подумайте, на какие группы можно было бы разделить растения лесов? (Работа в группах)

Ученики. На группы хвойных и лиственных. (Добавление в слайде)

Учитель. В чем различие растений этих групп?

Ученики. У хвойных растений - иголки (хвоинки), а у лиственных - листья.

Учитель. Значит, у хвойных деревьев нет листьев? (Открытие тайны 1-го класса)

В случае затруднения со стороны детей, учитель дает объяснение.

Учитель. А лиственница - это хвойное или лиственное дерево?

В случае затруднения со стороны детей, учитель дает объяснение.

Учитель. Ребята, а знает ли кто из вас, как называется лес, где преимущественно растут хвойные деревья, где довольно мрачно, и из-за густого лапника у самой почвы почти не бывает солнечного света? (Слайд 7)

Ученики. Хвойный лес.

Учитель. Правильно. Такие леса за Уральскими горами называют тайгой.

Рассказ учителя о тайге.

Учитель. Ребята, а знает ли кто из вас, как называется лес, где преимущественно растут лиственные деревья? (Изменение на слайде)

Ученики. Лиственный лес.

Учитель. Молодцы.

Рассказ учителя о лиственном лесе.

"Мусорщики"

Учитель. Осенью листья с деревьев опадают на землю и устилают её плотным разноцветным ковром. (Слайд 8). Ветром ломаются ветви и старые, больные деревья. Всё это могло бы сильно "захламить" наши леса. И мы бы не могли туда ходить. Но, к большому счастью, кто-то помогает "убирать" лес. Кто же это - знаете? Можете их назвать?

Ученики. Это "мусорщики"

Ученики перечисляют "Мусорщиков" и рассматривают иллюстрацию в учебнике на с.17.

"Едоки"

Учитель. Всех ли живых обитателей лесной экосистемы мы вспомнили?

Ученики. Нет, мы не говорили ещё о "едоках".

Учитель. "Едоков" в лесу очень много. Здесь много птиц и зверей, поедающих семена деревьев, кустарников, трав. А из несъеденных семян развиваются новые растения.

Ученики выполняют задания № 4 или 5 (по выбору). Проверка - динамическая пауза.

Учитель. В лесу можно встреть много очень плодовитых и прожорливых насекомых. Они могли бы съесть все листья на деревьях. Что же их спасает?

Ученики. Насекомоядные птицы.

Рассматривается материал в учебнике на с.17.

Первичное закрепление нового материала.

Работа с картой природных зон.

Учитель. Мы с вами живём в лесной зоне. Найдём её на карте. Мы видим, что здесь расположено много городов. Они вырастают там, где вырубается лес. Как вы думаете, можно ли обойтись без леса?

Работа над заданием № 7 из параграфа.

Зачем нужен лес? Какую роль он играет для людей?

Кто играет роль "кормильцев", "едоков", "мусорщиков"?

Работа в группах. Каждая группа получает конверт с разрезными картинками, на которых изображены представители каждой группы: "кормильцы", "мусорщики", "едоки". (Рисунок 1-7). Ученики должны из предложенного набора выбрать и "поселить" в круги представителей "своей профессии":

1 группа - "кормильцы";

2 группа - "мусорщики";

3 группа - "едоки".

Взаимопроверка.

Итог урока.

Учитель. 1. Как называется зона, которая находится южнее зоны тундры? В каком тепловом поясе находится? (Ответы учащихся) Какие различия мы отметили между зоной тундры и лесной зоной? (Ответы учащихся) Как называется хвойный лес за Уральскими горами? А в нашей зоне какие леса преобладают? (Ответы учащихся)

Чтение плашки в конце параграфа.

Учитель. Живые обитатели лесной экосистемы прекрасно приспособились к совместной жизни в условиях лесов. (Слайд 9)

Домашнее задание.

По выбору:

  1. По вопросам плашки подготовить пересказ параграфа.
  2. Выполнить творческую работу - подготовить мини-доклад о каком-либо представителе лесной экосистемы.