Цели урока:
- показать специфику лесной зоны, отличия хвойных и лиственных лесов;
- объяснить особенности сезонного климата;
- показать взаимную приспособленность живых организмов - членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
Оборудование:
- карта природных зон;
- пейзажи лесов, изображения различных растений и животных;
- гербарий растений леса;
- презентация, выполненная в Power Point;
- обручи - 3 шт.
Ход урока
Актуализация знаний.
Учитель. С двух планет Солнечной системы - Чтотакое и Вотэтода - на планету Земля были отправлены экспедиции. Каждая команда прилетала в условленное место 4 раза через каждые три месяца. А сегодня мы получили отчёты этих двух экспедиций.
Учитель. Как вы думаете, почему экспедиции прилетали на Землю 4 раза?
Ученики. Каждый сезон.
Учитель. Давайте по этому отчету составим таблицу и отметим в ней сезонные изменения. (Слайд 3).
Тундра (холодный пояс) |
||
Зима |
Полярная ночь; t -40° - 50° |
|
Весна |
Низко над горизонтом появляется солнце; холодно; все тот же снег; кое-где видны макушки деревьев |
|
Лето |
Полярный день; почва чуть-чуть оттаяла; много больших и маленьких озёр |
|
Осень |
Редкое солнце очень низко над горизонтом; вновь много льда и снега; крепчают морозы. |
Учитель. В какой природной зоне они побывали?
Ученики. В тундре. (Вносится дополнение в таблицу - заголовок заполненного столбца)
Учитель. Трудно ли было по этому отчету определять времена года? Почему?
Ученики. Довольно трудно, потому что нет чёткого различия.
Учитель. Скажите, пожалуйста, в каком тепловом поясе трудно различить сезоны?
Ученики. В холодном тепловом поясе. (Вносится дополнение в таблицу - подзаголовок заполненного столбца)
Учитель. Что ж, а теперь посмотрим отчёт второй экспедиции. (Слайд 4)
Учитель. Давайте и по этому отчету дополним таблицу и отметим в ней сезонные изменения. (Слайд 5).
Тундра (холодный пояс) |
Зона лесов (умеренный пояс) |
|
Зима |
Полярная ночь; t -40° - 50° |
Наблюдается смена дня и ночи; морозы не такие сильные. |
Весна |
Низко над горизонтом появляется солнце; холодно; все тот же снег; кое-где видны макушки деревьев |
День стал длиннее ночи; морозов не бывает; растаял весь снег; на деревьях набухшие почки |
Лето |
Полярный день; почва чуть-чуть оттаяла; много больших и маленьких озёр |
Длинный день; солнце высоко над горизонтом; обильная растительность |
Осень |
Редкое солнце очень низко над горизонтом; вновь много льда и снега; крепчают морозы. |
Солнце не поднимается высоко; день становится короче; частые осадки; изменение окраски листвы |
Учитель. В какой же природной зоне побывала экспедиция с планеты Вотэтода?
Ученики. В лесной зоне. (Вносится дополнение в таблицу - заголовок заполненного столбца)
Учитель. Трудно ли было по этому отчету определять времена года? Почему?
Ученики. Нет, так как чётко видны сезонные различия .
Учитель. Скажите, пожалуйста, так ли там холодно, как в тундре?
Ученики. Нет. Холодно, но умеренно.
Учитель. Как вы думаете, ребята, в этой зоне так же жарко, как на экваторе?
Ученики. Нет. В этой зоне умеренно тепло.
Учитель. Может быть, кто-нибудь может сказать, как называется тепловой пояс, в котором находится лесная зона?
(Вносится дополнение в таблицу - подзаголовок заполненного столбца)
"Совместное открытие"
Учитель. Итак, вместе с экспедицией с планеты Вотэтода мы оказались в зоне лесов умеренного теплового пояса (слайд 6). Каково же главное отличие этой зоны от зоны тундры?
Ученики. Хорошо прослеживаются сезонные изменения. (Добавление в слайде)
"Кормильцы"
Учитель. В лесной зоне не очень холодная зима, а лето значительно дольше и теплее, чем в тундре. Поэтому деревья успевают набрать достаточно силы и питательных веществ, чтобы в следующем году пережить не такую долгую и суровую зиму, как в тундре.
Растительный мир зоны лесов значительно богаче, разнообразнее. Рассмотрите гербарий и подумайте, на какие группы можно было бы разделить растения лесов? (Работа в группах)
Ученики. На группы хвойных и лиственных. (Добавление в слайде)
Учитель. В чем различие растений этих групп?
Ученики. У хвойных растений - иголки (хвоинки), а у лиственных - листья.
Учитель. Значит, у хвойных деревьев нет листьев? (Открытие тайны 1-го класса)
В случае затруднения со стороны детей, учитель дает объяснение.
Учитель. А лиственница - это хвойное или лиственное дерево?
В случае затруднения со стороны детей, учитель дает объяснение.
Учитель. Ребята, а знает ли кто из вас, как называется лес, где преимущественно растут хвойные деревья, где довольно мрачно, и из-за густого лапника у самой почвы почти не бывает солнечного света? (Слайд 7)
Ученики. Хвойный лес.
Учитель. Правильно. Такие леса за Уральскими горами называют тайгой.
Рассказ учителя о тайге.
Учитель. Ребята, а знает ли кто из вас, как называется лес, где преимущественно растут лиственные деревья? (Изменение на слайде)
Ученики. Лиственный лес.
Учитель. Молодцы.
Рассказ учителя о лиственном лесе.
"Мусорщики"
Учитель. Осенью листья с деревьев опадают на землю и устилают её плотным разноцветным ковром. (Слайд 8). Ветром ломаются ветви и старые, больные деревья. Всё это могло бы сильно "захламить" наши леса. И мы бы не могли туда ходить. Но, к большому счастью, кто-то помогает "убирать" лес. Кто же это - знаете? Можете их назвать?
Ученики. Это "мусорщики"
Ученики перечисляют "Мусорщиков" и рассматривают иллюстрацию в учебнике на с.17.
"Едоки"
Учитель. Всех ли живых обитателей лесной экосистемы мы вспомнили?
Ученики. Нет, мы не говорили ещё о "едоках".
Учитель. "Едоков" в лесу очень много. Здесь много птиц и зверей, поедающих семена деревьев, кустарников, трав. А из несъеденных семян развиваются новые растения.
Ученики выполняют задания № 4 или 5 (по выбору). Проверка - динамическая пауза.
Учитель. В лесу можно встреть много очень плодовитых и прожорливых насекомых. Они могли бы съесть все листья на деревьях. Что же их спасает?
Ученики. Насекомоядные птицы.
Рассматривается материал в учебнике на с.17.
Первичное закрепление нового материала.
Работа с картой природных зон.
Учитель. Мы с вами живём в лесной зоне. Найдём её на карте. Мы видим, что здесь расположено много городов. Они вырастают там, где вырубается лес. Как вы думаете, можно ли обойтись без леса?
Работа над заданием № 7 из параграфа.
Зачем нужен лес? Какую роль он играет для людей?
Кто играет роль "кормильцев", "едоков", "мусорщиков"?
Работа в группах. Каждая группа получает конверт с разрезными картинками, на которых изображены представители каждой группы: "кормильцы", "мусорщики", "едоки". (Рисунок 1-7). Ученики должны из предложенного набора выбрать и "поселить" в круги представителей "своей профессии":
1 группа - "кормильцы";
2 группа - "мусорщики";
3 группа - "едоки".
Взаимопроверка.
Итог урока.
Учитель. 1. Как называется зона, которая находится южнее зоны тундры? В каком тепловом поясе находится? (Ответы учащихся) Какие различия мы отметили между зоной тундры и лесной зоной? (Ответы учащихся) Как называется хвойный лес за Уральскими горами? А в нашей зоне какие леса преобладают? (Ответы учащихся)
Чтение плашки в конце параграфа.
Учитель. Живые обитатели лесной экосистемы прекрасно приспособились к совместной жизни в условиях лесов. (Слайд 9)
Домашнее задание.
По выбору:
- По вопросам плашки подготовить пересказ параграфа.
- Выполнить творческую работу - подготовить мини-доклад о каком-либо представителе лесной экосистемы.