Цели:
1. Познакомить с растениями и животными леса:
- их «профессиями» в экосистеме;
- взаимными приспособлениями.
2. Познакомить с расположением растений в лесу (ярусами леса).
Оборудование:
1. Презентация (см. Приложение).
2. Картинки с изображением:
- хвойных и лиственных деревьев, кустарников;
- травянистых растений;
- животных леса.
3. Карточки:
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
- Что может произойти с озером, болотом, лугом с течением времени?
- Прочитайте диалог Лены и Миши.
Лена: Миша! На этой поляне тоже вырастет лес?
Миша: Конечно. Всходы деревьев хорошо себя чувствуют в плодородной луговой почве. Деревья растут из года в год, затеняя травы и поднимая густые кроны с листьями навстречу лучам солнца. Луг превращается в лес.
- Сформулируйте тему урока. Слайд 1
II. Работа над новой темой.
Класс делится на группы. Каждая группа получает задание. На работу в группе отводится определенное время.
Задания для групп.
I группа.
- На какие две группы можно разделить деревья?
Ель, береза, пихта, осина, дуб, клен, сосна, кедровая сосна, лиственница, липа.
- Как вы думаете, какое преимущество имеют высокие деревья перед травами?
II группа.
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Богат растительный мир леса. Наряду с деревьями растут в лесах и кустарники. В отличие от деревьев, кустарники имеют несколько твердых стеблей, которые отходят от общего корня.
Вот лесная красавица – калина. У нее красиво вырезанные листья. Осенью они становятся багрово-красные. Это высокий кустарник, до 4 метров. А вот еще один кустарник – бересклет. Его плоды удивительно похожи на красочные серьги, свешивающиеся с веток. Часто встречается в лесах жимолость съедобная. Ее плоды очень вкусны. А вот ягоды жимолости лесной несъедобны. В народе это растение называют «волчьи ягоды». Кора и плоды крушины используются в медицине. Довольно высокий кустарник-бузина. Плоды несъедобны для человека, но птицы охотно их поедают.
- Какие растения называются кустарниками?
- Найдите силуэты кустарника.
- Назовите лесные кустарники.
- Какой кустарник является лекарственным?
- Какое растение называют «волчьи ягоды»? Почему?
III группа.
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Представьте, что теплым летним днем вы вошли в лес. Под пологом деревьев растут хрупкие нежные травы. Травянистые растения – это растения с мягкими зелеными стеблями. Не любят яркого света кислица (ее листочки кислые на вкус), майник (цветет в мае). Эти травы цветут красивыми белыми цветками.
Там, где светлее и суше поселились сныть, ветреница (такое название растение получило за то, что его цветок на тонком стебельке качается даже от легкого ветра). Очень красивое растение – венерин башмачок. Это растение занесено в Красную книгу нашей области.
Среди трав много лекарственных растений: хохлатка, медуница, чистотел, зверобой.
- Какие растения относятся к травянистым?
- Назовите лесные травы.
- Какое растение занесено в Красную книгу Кемеровской области?
IV группа.
Заполните таблицу.
Животные леса |
|
песец, бурый медведь, куница | |
дрофа, белая куропатка, дятел | |
ласка, белка-летяга, белый медведь, заяц-беляк | |
кедровка, тетерев, журавль, чекан, глухарь |
V группа.
Допишите фразы. Расскажите о роле птиц в экосистеме леса.
Слова для вставки: старые растения, здоровые растения, мало, много, много.
Если в лесу количество насекомых, поедающих кору и листья деревьев, увеличится, они начнут вредить _____. Круговорот нарушится. Но если насекомых будет очень мало, некому станет нападать на _____. Снова нарушится круговорот. Как его сохранить?
Оказывается птицы регулируют обилие насекомых. Если вредителей _____, то в этом месте загнездится _____ птиц. И на всех птенцов хватит пищи. Но если насекомых будет _____, многие птицы откажутся от гнездования. Малочисленные насекомые останутся целы. Круговорот не нарушится.
VI группа.
Подчеркните лесных разрушителей.
Дятел, осина, белый гриб, пихта, дождевой червь, кислица, подосиновик, заяц, лисица, жук-мертвоед, тетерев.
- Какова роль «мусорщиков» в жизни леса?
Выступление I группы. Слайд 2
Выставляем картинки с изображением деревьев.
Заслушивается сообщение о кедре (кедровой сосне). Слайд 3
Выступление II группы. Сообщение о лесном кустарнике. Слайд 4-6
Выставляем картинки с изображением кустарников.
Выступление III группы. Сообщение. Слайд 7-8
Выставляем картинки с изображением травянистых растений.
- Растения в лесу располагаются этажами. Ученые называют их ярусами:
- I ярус – это высокие деревья;
- II ярус – кустарники;
- III ярус – травянистые растения.
- Какие растения получают больше света?
- Растения нижних ярусов получают гораздо меньше солнечного света. А ведь растения не могут жить без света. Как же природа решила этот вопрос?
(Предположения детей.)
В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что есть теневыносливые и светолюбивые растения. То есть растения приспособились к разному освещению.
- Раньше всех цветут растения нижних ярусов. Как вы думаете, почему? (Деревья не покрыты листвой и в лесу достаточно светло.)
Физкультурная минутка.
- Кого не хватает на нашей картине?
- Могут ли растения обойтись без других обитателей леса? (Нет. Нарушится круговорот веществ в экосистеме.)
Выступление IV группы. Сообщения, приготовленные детьми о животных леса. Слайд 9-10
Выступление V группы. Дополняем нашу картину изображениями животных леса. Слайд 11
Уточняем, в каких ярусах обитают данные животные.
Выступление VI группы. Сообщение о значении грибов в лесной экосистеме. Слайд 12-13
- В грибах живут мелкие насекомые и их личинки. Мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов. Крупные животные используют мухомор как лечебное средство от болезней. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав и помогает им всасывать из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Кстати, один из самых лучших помощников растений - мухомор. Грибы способствуют разложению растительных останков: пней, упавших стволов и сучьев, отмершей травы.
По рисунку составляем цепи питания. Слайд 14
IV. Итог урока.
- Лес вырастает там, где не слишком влажно и не слишком сухо. В этих условиях разрушители полностью перерабатывают умершие организмы в минеральные вещества, необходимые растениям. Значит, в лесу круговорот веществ замкнутый. Слайд 15
Кроссворд. Слайд 16
- Многолетнее растение, у которого от общего корня отходят несколько твердых стеблей. (Кустарник)
- Основные производители леса. (Деревья)
- «Мусорщики» леса. (Грибы)
- «Этажи» леса. (Ярус)
- Лекарственное растение. Древние греки называли его «ласточкина трава». (Чистотел)
- На Руси это дерево называли лекарем. (Кедр)