Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня собрались мы в этом зале на конференцию, чтобы подвести итоги нашей работы. Тема конференции – «Как живешь ты, край Пензенский?»
На встречу пришли библиотекарь школьной библиотеки Толстоухова Антонина Владимировна и библиотекарь сельской библиотеки Городнова Надежда Викторовна, лесничий Потапов Валентин, и ученики 3 и 4 классов, которые поделятся своими знаниями, впечатлениями по этому вопросу. И если нет других предложений, начнем работу.
Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно общее дело и называются народом. То. Место, где родился человек, называется Родиной. Для нас наш Пензенский край стал Родиной. Мы не мыслим своей жизни без лесов, полей, рек, озер.
Михаил Пришвин сказал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».
1 ученик:
О люди, мыслю я,
У всех у нас есть мать одна
По имени Природа!
Ее для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты:
Поля, луга, леса, моря и реки.
Три плода у природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда,
Все возродится снова.
Ведущий: Сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о природе и ее охране! Ребята, а вы можете такие стихи сейчас прочесть?
Б. Заходер «Про всех на свете».
Все-все, все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется...
Маразиз Агзам «Кто целится камнем в птенца, в синеву?...»
Кто целится камнем в птенца, в синеву?
Эй, брось, говорю!
Не шучу я с тобой.
Живой он,
Ты только подумай –
Живой!
И мам, наверное, ищет его:
Ребенок для мамы
Дороже всего!
И. Белоусов «Я иду тропинкой узкой...»
Я иду тропинкой узкой,
Пробираюсь в лес густой;
Зеленеющие ели
Стелят ветви надо мной.
По бокам трава с цветами,
Песни птиц звенят кругом;
Ручек журчит в ложбине,
Струйки блещут серебром.
Я один – и мне не страшно:
Кто обидит здесь, когда
Сам пришел не обижать я,
Отдохнуть пришел сюда!
Я не трону птички малой
И цветов не стану рвать,
Если жизнь я дать не в силах,
Как могу ее отнять?
И. Мазин «Ты, дружок, смотри не подкачай!»
Ты, дружок,
Смотри не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай.
Не обижать ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса,
Простор полей –
Все, что зовется
Родиной твоей.
Н. Грибачев «Цветок всю ночь готовит мед...»
Цветок всю ночь готовит мед,
Пчелу-сластену в гости ждет,
Бери, и мол, но, как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу...
Пчела несет ее и вот –
Цветок увял, но зреет плод.
(Входят Старик Хоттабыч и Василиса Премудрая.)
Хоттабыч (оглядываясь): Сюда ли мы приземлились, о мудрейшая Василиса? Смотри, сколько здесь народу.
Василиса: А мы сейчас узнаем. Но прежде надо поздороваться. Здравствуйте, ребята и взрослые. Мы хотели успеть на Совет мудрейших. Скажите, пожалуйста, по адресу ли мы попали?
Ведущий: Вы все верно сделали, гости дорогие. Просим вас, присаживайтесь. Послушайте, что расскажут ученики о нашем крае, о природе.
Хоттабыч: О мудрейшая из мудрейших! Объясните мне, кто такие ученики?
Ведущий (залу): Ребята, давайте объясним гостям, кто такие ученики. (Ответы детей). А сейчас с докладом выступит Тачкова Алена.
1 ученик (доклад): Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломит цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, погубит под Новый год самую красивую елочку, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.
Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется «Красной книгой», так как красный цвет – это сигнал тревоги.
А загрязнение почв, воды, воздуха, оскудение животного и растительного мира на планете приобрело глобальные масштабы. Не исключение и наша Родина – Пензенская область. Не случайно в области действует заповедник «Приволжская лесостепь» и 85 особо охраняемых природных территорий. Две из них находятся в нашем Наровчатском районе. Вот об области нашей мы и скажем сейчас. Так как мы здесь живем, здесь и родились, здесь учимся. А природу своей области, я думаю, полезно знать каждому.
2 ученик: Пензенская область занимает западный склон Приволжской возвышенности и восточную часть Окско – Донской низменности. Самое высокое место в области, а также в Среднем Поволжье – Сурская шишка (320 м.), расположенная на восточной границе области. Самые низкие территории – долины крупных рек (150-180 м). Областной центр – Пенза. Стоит на реке Сура. Кроме Суры по территории области протекает еще две крупные реки – Хопер и Мокша. Есть озера и пруды. Питаются они за счет осадков (дождей и снега). В озерах и реках водятся карась, линь, щука, пескарь, окунь.
Хоттабыч: О мудрейшие! Мы не зря торопились к вам на совет. Я и Василиса приготовили для вас вопросы. И если вы на них ответ дадите правильный, то вы знаете свой край.
Вопросы Хоттабыча:
- На каких рыб в весенний разлив запрещается охота с оружием? (На всех, так как в это время они мечут икру, у них нерест.)
- Что такое «замор» рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде. Вот почему зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)
- Назовите животного водоемом, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.)
3 ученик: Растительный мир нашей области тоже богат. Встречаются не только лиственные леса, но и хвойные, смешанные. Среди деревьев наших лесов – береза, осина, калина, черемуха, ель, сосна. Древесина всех деревьев используется человеком в строительстве, в изготовлении мебели и всевозможных изделий, поделок, в качестве топлива.
4 ученик: Лес растет и на болотах. Чисто сосновые леса на болотах мы называем «рямами». В рямах много болотной ягоды: клюквы, брусники. Наряду с этими вечнозелеными кустарниками есть и другой вечнозеленый кустарничек, с терпким запахом (особенно во время цветения), от которого может заболеть голова. Это багульник.
5 ученик: Богата и травами наша область. Можно встретить и луговые цветы, и цветы леса, водоемов, болот. Но из-за варварского людского отношения и они исчезают. А ведь не везде по пензенской области увидишь венерин башмачок (а на территории нашего района два вида: настоящий венерин башмачок – желтого цвета, и крупноцветковый – бордового цвета), желтую кубышку, кувшинку белую, ирисы, сон-траву, лилию кудреватую, купальницу. И все названные растения требуют бережного отношения, так как многие из них уже занесены в Красную книгу.
Василиса: Такая красота – и исчезает! Надо, ребятки, самим не рвать и другим этого не позволять. Я вам тоже приготовила вопросы.
Вопросы Василисы:
- Почему нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена.)
- Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попадали болезнетворные микробы.)
- Назовите друзей леса среди животных. Почему нельзя разрушать муравейники?
- Назовите главного коварного врага леса. Почему опасен пожар в лесу? Кто чаще всего виноват в возникновении пожаров в лесу?
- Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие.)
- Может ли гриб дерево съесть? (Да. Труховики разрушают древесину, превращают ее в труху.)
6 ученик: Говоря о лесе, нельзя не сказать о грибах. Богат наш лес грибами! Это и грибы-боровики (или белые грибы), и подберезовики, и подосиновики, и грузди, и опята, и сыроежки, и лисички...
Я уверен, что немногие знают, какую роль в развитии природы играют грибы. Без них кустарники и деревья растут ослабленными, так как тонкие нити грибницы срастаются с мелкими корнями дерева, образуя единое целое – грибо-корень. Грибы помогают расти дереву, кустарнику, поставляя им из почвы с водой минеральные соли, полезные вещества. В свою очередь и грибы от дерева получают питательные вещества. Причем каждый вид гриба связан с определенной древесной породой: подосиновик живет под осиной, подберезовик связан с корнями березы. Не будет этих деревьев – исчезнут и эти грибы. Грибы участвуют и в образовании почвы. В основном они питаются отмершими растительными остатками. Разлагаясь, они перерабатывают не только растительные, но и животные остатки, превращая их в перегной. Грибами питаются белки, медведи, лоси, олени, глухари, тетерева и др. Для многих животных грибы не только лакомство, но и лекарство. Особо хочется отметить способность грибов очищать почву от вредных веществ. Грибы, как губка, впитывают их в себя. Поэтому грибы, собранные вблизи населенных пунктов, по обочинам дорог, становятся небезопасными для здоровья и даже жизни людей. Основная масса грибов погибает из-за нарушения грибницы при неправильном их сборе.
Хоттабыч: О милейший! Я слушал тебя внимательно, и у меня возникли вопросы к тебе.
6 ученик: Если Вы не возражаете, я попрошу зрителей ответить на Ваши вопросы.
Вопросы Хоттабыча зрителям:
- Какие правила сбора грибов вы знаете? Почему грибы надо срезать острым ножиком? (Чтобы не повредить грибницы.)
- Какие съедобные грибы появляются весной первыми? (Сморчки, строчки.)
- Каким грибом лечится лось? (Мухомор.)
7 ученик: На территории нашей области водятся лось, лисица, заяц, хорь, бурундук, белка, барсук, хомяк, изредка встречается косуля. Из птиц – тетерев, рябчик, глухарь; в лугах и полях – перепел, коростель, серый журавль; из водоплавающих – все виды речных уток, серый гусь, лебедь, множество куликов.
8 ученик: Но и животный мир нашей области в опасности: за последние 5 лет численность пушных зверей сократилась. Стало меньше в лесах лосей. Теперь уже изредка встретишь глухарей, журавлей. Многие виды зверей и птиц стали охраняемыми: медведь, выдра, барсук, бобер, лось, глухарь, гусь, журавль. А в Красную книгу уже занесены черный аист, орлан-белохвост, беркут, лебедь-шипун, веретенник.
Хоттабыч. Мудрейшие! Раз вы такие мудрые, попробуйте ответить на мои трудные вопросы, которые возникли у меня, пока мы добирались к вам.
Вопросы Хоттабыча:
- Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей? (Происходит линька животных – мех непригоден, но главное то, что весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)
- Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда.)
- Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо.)
- Какие птицы страдают от весеннего разлива рек? (Те, которые гнездятся на земле: чайки, кулики и др.)
- Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)
- Пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. Зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их.)
- Почему хороший охотник никогда не стреляет маток тетеревов и глухарей? (Бить их – значит переводить дичь, так как они дают выводок.)
- Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых.)
Василиса: Довольно, Хоттабыч, мучить ребятишек своими вопросами. Пусть лучше они нам с тобой загадают свои загадки, а мы попытаемся их отгадать.
Загадки.
(Дети загадывают заранее приготовленные загадки.)
Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший, -
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево.)Есть дерево: крик унимает,
Свет наставляет,
Больных исцеляет. (Береза.)С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)Он шипы свои выставил колкие,
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него у него соберем –
Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник.)Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой.
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой. (Лес.)Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – и легче. (Дятел.)В лесу и на болоте
Травку вы найдете.
А на ней синеет гроздь –
Кисло-сладких ягод горсть. (Черника.)Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова.)Эти ягоды найдете
На большом лесном болоте,
Словно там разбросаны
Красные горошины. (Клюква.)
Василиса: Ох и уморили вы нас загадками! Молодцы! Много знаете, да каждая загадка у вас интереснее предыдущей. А знаете ли вы пословицы и поговорки о лесе и его обитателях?
Пословицы и поговорки.
- Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает.
- Кто дерево посадит, тот человеку друг.
- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
- Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.
- Сосны – наши зеленые друзья.
- Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей.
- Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
- Дерево скоро садят, да не скоро с них плод едят.
- В лес дрова не возят, в колодец воду не льют.
- Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
- Рыбам - вода, птицам – воздух, человеку – вся земля.
- Натаскала белка орехов в дупло – будет ей в зиму тепло.
- Не мучь мухи: и ей больно.
- Мал муравей, да горы копает.
- Как волка ни корми, он все в лес глядит.
- Мал соловей, да голос велик.
- Не хочешь холоду – полюбишь лес смолоду.
- Лес сечь – не жалеть плеч.
- Рощи да леса – всему краю краса.
Ведущий: А теперь давайте попросим нашего лесничего рассказать о наболевшем, о тревогах и радостях в своей работе.
(Лесничий рассказывает о правилах поведения в лесу, о злостных нарушениях их детьми и взрослыми.)
Ведущий: Как правило, на каждом собрании, конференции приходят в результате к единому решению. Это решение записывают и выполняют. Мне думается, настал момент, когда пора принять такое решение. Поставим вопрос так: «Как мы можем помочь нашей природе?» Предлагайте пункты, а ученики ваши предложения будут записывать. (Предложения детей.)
Ведущий: Итак, я зачитаю полностью, что мы с вами постановили.
Постановление конференции по охране природы родного края от 4 апреля 2008 года.
Каждый юный гражданин, находясь в лесу, обязан:
- Не разорять муравейников.
- Не спугивать птиц с гнезда, не разорять гнезд, не ловить птенцов, не нарушать маскировку гнезда; подкармливать птиц зимой, а весной делать скворечники.
- Не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не делать на коре надрезы: в них могут поселиться споры грибов-труховиков, разрушающих деревья.
- Расчищать лес от сушняка: он убежище для различных вредителей.
- Не засорять мусором водоемов.
- Активно участвовать в посадке и охране зеленых насаждений.
- Не повреждать грибниц, помнить. Что они нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогать и ядовитые грибы.
- Не шуметь в лесу. Не пугать животных. Оберегать шмелей, пчел, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки. Подкармливать солью лосей и других животных.
- Не разводить костров в лесу. Не оставлять мусор после себя.
Кл. руководитель... (фамилия кл. руководителя).
Лесничий... (фамилия лесничего).
У вас (обращаясь к лесничему) будут еще какие-то добавления? Нет. Тогда проголосуем. Кто за это решение, прошу поднять руку. Кто против? Нет! С этого момента решение ступает в силу.
Ведущий: На этом наша конференция считается закрытой. Еще минуточку внимания: что-то хочет сказать нам лесничий.
(Лесничий объявляет о посадке подвезенных саженцев и приглашает всех принять участие.)