Урок по курсу "Окружающий мир" в 3-м классе по теме "Вода - путешественница"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового.

Цели урока: сформировать у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды, активизировать познавательный интерес детей; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность; формировать знания об экологической целостности природы.

Оборудование:

  • схема «Круговорот воды», капля - Капитоша;
  • карточки с символикой и понятиями, тесты.

Для опытов:

  • спиртовка;
  • стакан (колба) с водой;
  • блюдце с водой;
  • разноцветные полоски;
  • воронка, салфетки, вата.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.

Открываю выставку «Вода - краса земли», где помещены фотографии и картины рек, озёр, морей.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде.

2. Проверка домашнего задания.

Тема нашего прошлого урока «Вода - удивительное вещество на земле».

а) Фронтальная работа.

  • Кто знает химический знак воды?
  • Что входит в состав воды?
  • Докажите, что в воде есть кислород
  • Что ещё входит в состав воды?

б) Поверим, что вы запомнили о свойствах воды.

3 ряд у нас будет работать по тестам.

1 ряд решает кроссворд.

2 ряд будет доказывать, что вода без цвета и что вода растворитель.

Разбор заданий.

Мальчики доказывают, что вода без цвета

(Рядом со стаканом воды положить разноцветные полоски, цвет воды не совпадает ни с одной.)

- Но почему же тогда море называется Жёлтое, Красное? (В Красном море много красных водорослей, а в Жёлтое море попадает много песка с Китайских пустынь.)

Девочки доказывают, что вода растворитель.

(Берут стакан с водой и растворяют в нём песок и соль.)

- Все ли вещества она растворяет?

В морской воде люди обнаружили серебро и золото. Придумывают машины их добычи.

Вывод: вода растворитель, некоторые вещества растворяет быстро, некоторые не растворяет.

в) Можно ли воду очистить от примесей?

Даётся задание по рядам.

1 ряд – соорудить прибор для очистки воды.

2 ряд – подумайте, как добыть соль из воды?

3 ряд – подумайте, как очистить соль, если при добычи в неё попал песок?

(Ответы детей, проведение опытов.)

Вывод: надо знать свойства воды.

3. Три состояния воды.

в) Вывешиваю три картинки: водопад, туман, лёд и снег.

- Что объединяет эти иллюстрации? На иллюстрациях изображена вода. Вода в природе существует в трёх состояния: твёрдом, жидком и газообразном.

Музыкальная физкультурная минутка. (Слушаем шум моря.)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

- Как вы это понимаете?

- Какие удивительные превращения воды вы заметили? (Может быть в жидком состоянии, твёрдом и газообразном.)

- Отчего зависят различные состояния воды? (От температуры.)

а) Примеры воды в жидком состоянии, сообщения из книги «Рекорды Гиннеса».

б) Что такое камень вода?

О Ледовом побоище мы будем читать по истории.

Сталкиваясь, льды образуют айсберги – а вот материал про айсберги приготовят нам ребята 1 варианта к следующему уроку.

- При какой температуре вода из жидкого состояния переходит в твёрдое? (При температуре 0 и ниже.)

Вы уже знаете, что вода при охлаждении сжимается. Казалось бы, превращаясь в лёд, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превращаясь в лёд, вода расширяется.

Поэтому могут лопнуть зимой водопроводные трубы. Вода в них замерзает и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.

в) Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Пар.)

Ты потёр классную доску мокрой тряпкой , через несколько минут доска уже стала сухой. Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.

А куда девается пар? Под воздействием солнечного тепла вода превращается в газообразное состояние и испаряется.

4. Путешествие воды.

Послушайте сказку.

Как- то сидел мышонок под большим листиком лопуха и ждал, когда же кончится дождь. Дождь притих. Мышонок высунул свой нос. Вдруг на серенький нос мышонка упала капля: «Кап».

«Ой!» - удивился мышонок.- Ты кто?»

«Я – громко сказала капля, - Капитоша!»

«А откуда ты?» - не унимался любопытный собеседник.

«С неба. »- гордо ответила капля.

«Как с неба?»- удивился мышонок.

«Как, как, - недовольно сказала капля,- разве ты не знаешь, что я частица воды?» «Нет. А если водичка, то почему не пришла ко мне из речки, а свалилась с неба?»

«Ой, какой ты несмышленый!»

«Я не глупый.» - буркнул обиженно мышонок.

«Ладно, не сердись. Лучше послушай, что я тебе расскажу. Когда-то я жила в речке. Мне с подружками жилось очень весело. Был солнечный ясный день. Вдруг почувствовала, что становлюсь очень лёгкой.»

«А что же с тобой случилось?»

«Ничего. Просто я начала испарятся и , превратилась в пар. Я поднималась всё выше и выше. Высоко в небесах, где холодно, я снова превратилась в капельку воды. Тут мы, подружки капельки, образовали облако. Появился ветерок и понёс нас далеко – далеко, где ждут дождей. Вот я выпала в виде дождя.»

«А куда ты теперь денешься?» - спросил мышонок.

«Ты сейчас увидишь.» – сказала капелька и исчезла.

- О чём нам рассказала капелька- Капитоша? Что произошло с водой в жаркий день?

Представим себе, что облако это корабль, на котором любит путешествовать капелька Капитоша.

  • Как она туда попадает? (Испаряется.)
  • Как вы думаете, какая сила участвует в испарении? (Энергия солнца.)
  • От чего зависит курс облака? (От воздушного потока.)
  • Так что же влияет на погоду на земле? (Ветер.)

Ветер гонит облачко над сушей. Встречаются препятствия – горы; заставляют кораблик подниматься то выше, то опускаться, менять курс. Охлаждаясь. Частицы водяного пара соединяются друг с другом, образуют каплю. Капельки воды увеличиваются и падают на землю.

- Какая сила участвует в этом процессе. (Сила тяжести.)

- Какова же судьба капельки? (Некоторые капельки попадают сразу в море, задерживаются в лужах, растениях, много капель уходит в землю.)

Капелька движется под землёй. Как вы думаете, в какой почве она будет двигаться быстрее? (Песке.) Продолжая свой путь внутри земли, она попадает в чудесное море. оно напоминает то далёкое, где она начала путешествовать. Это море грунтовых вод. Иногда оно может быть кипятковым. Течёт оно глубоко под землёй. Иногда оно вырывается наружу и бьёт фонтаном. Эти фонтаны называются гейзеры.

Про гейзеры нам подготовит материал к следующему уроку 2 вариант.

- Как вы думаете, чем важны грунтовые воды? (Это питьевая вода, она дарит почве плодородие, питает растения.)

И, наконец, дорога к свободе. Вырываясь из под земли попадает в ручей, в реку, в море. Это явление называется круговорот воды в природе.

На доске вывешивается схема «Круговорот воды».

Круговорот воды происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

- Какого значение круговорота воды в природе? (Благодаря круговороту вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое.)

5. Физкультурная минутка.

Льётся чистая водица.
Мы умеем чисто мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём,
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.

6. Работа по учебнику.

Прочитать по учебнику про круговорот воды, подумать и ответить на вопросы.

  • Почему не истощаются реки?
  • Почему море не выходит из берегов?

7. Рефлексия.

Ещё раз прочитайте тему урока «Вода – путешественница».

Докажите, что вода действительно путешественница.

Работа по рядам.

1 ряд – показать круговорот воды на магнитной доске.

2 ряд – заполнить схему тестов.

3 ряд – распределить станции по порядку.

(Океан, облако, грунтовые воды, источник, река, океан.)

Проверка и ответы на вопросы.

Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

  • Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой?
  • А как вы, дети, можете сохранять, беречь воду.

Закончим сегодняшний урок стихотворением.

Нависли тучи над селом –
И разразился в небе гром!
Катился гром, гремел, ворчал на всех
Кого в пути встречал.
На землю шляпкою гвоздя
Упала капелька дождя.
Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья.
- Куда ты несёшься постой, ручеёк.
- Побудь, непоседливый, с нами!
- Спешу я, ребята, ведь путь мой далёк,-
Бегу я на родину, к маме!
- А кто твоя мама?
- Большая волна,
Волна океана седая.
О бурях неистовых пела она,
Меня на груди колыхая.
Всегда бы ту песню я слушать хотела,
Но солнце пригрело сильней.
И к странице тучке
Я паром взлетела.
Летела по свету я с ней.
- счастливая ты!
Увидела с неба всю землю с её чудесами.
Да, много в пути повидала чудес,
Но очень грустила о маме.