Технология критического мышления на уроках географии

Разделы: География


В своей педагогической деятельности я использую такие технологии как: теория развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); теория поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Толызина); теория саморазвивающего обучения (Селевко) и многие другие ведущие технологии, способствующие формированию интеллектуального потенциала учащихся.

Но сколько бы ни было таких технологий, рекомендаций по повышению эффективности урока, все равно каждый учитель этот вопрос решает заново, апробируя, перерабатывая, дополняя, пропуская их через собственную призму взглядов, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся, родителей, школы.

Работая со старшеклассниками, мне казалось, что достаточный опыт умственной работы и интеллектуальные навыки у них совершенствуются сами собой.

Но дальнейшая работа и пристальное наблюдение убедили в обратном. При проверке степени сформированности некоторых приемов умственного труда у старшеклассников выяснилось, что умение логического мышления не на высоте. Добросовестно выучив содержание материала, большинство из них не могут применить эти знания в новой ситуации, все время пытались восстановить в памяти прочитанный текст, рассуждали сбивчиво и нелогично. Во время прослушивания лекции они направляли все усилия на быстрое, механическое записывание ее содержания и, как правило, не пытались вникнуть в содержание материала, понять основные мысли и положения; оформляли конспект так, что он не мог в дальнейшем стать помощником в учебе.

Стало очевидным, что с уроков большинство учащихся уносят обрывочные знания. Дома, при подготовке к урокам они также неумело работали над устным домашним заданием (читали по несколько раз, пока не запоминали содержание) не соблюдали порядка выполнения письменных работ (не выучив и не разобравшись в теории, выполняли письменные задания).

Я пришла к выводу о том, что одной из главных причин невысокой успеваемости учащихся является их неумение организовать учебный труд, неумение учиться. Это послужило импульсом к серьезному поиску системы формирования общеучебных умений и навыков, умений логического мышления и определения моей темы по самообразованию: “Совершенствование механизмов развития интеллектуального потенциала учащихся в учебно-образовательном процессе”.

Для претворения в жизнь этих замыслов необходимо было создать специальное руководство, состоящее из ориентиров, которыми должны пользоваться учащиеся в процессе овладения определенными умениями, например программу действий по выработке умения правильно слушать учителя, конспектировать текст, осуществлять анализ, синтез, сравнение и т.д.

Работая над этим вопросом, я обратилась к литературе по психологии, методическим журналам, а нашла материал о том, как правильно осуществлять те или иные мыслительные операции. Собрав эту информацию вместе и распечатав ее, получила краткий справочник – путеводитель по научной организации труда, формированию интеллектуальных умений и навыков учащихся, который использую на уроках.

Формирование учебных умений складывается из трех этапов:

  1. Введение приема (способа действий по инструкции, алгоритму).
  2. Закрепление способа действий (упражнения в выполнении приема).
  3. Обучению переносу усвоенных действий (тренировка в выполнении приема в новых ситуациях).

Например, при изучении в 6 классе темы: “Воздушные потоки” (программа “ Школа-2100”) вводим такой прием, как составление схем. На первом этапе строим простую схему (Приложение 1.)

На следующем этапе учимся определять направление и силу ветра. Выполняя более сложную схему (Приложение 2.)

На третьем уроке, продолжая, знакомится с ветром, предлагается закончить схему: “Типы ветров” используя учебник (Приложение3.)

На уроках географии в Х классе по теме: “Страны Латинской Америки” предлагаю в зависимости от уровня успешности обучения заполнить учащимся схему самостоятельно при помощи ключевых слов: (Приложение 4.)

Например в 9-м классе при изучении темы “ТЭК – топливно – энергетический комплекс” учащимся предлагаю свернуть текст в схему. А при проверке знаний на следующем уроке предлагаю учащимся заполнить “немую” схему (Приложение 5.)

Сходное событие для начального формирования интеллектуальных умений – чтение учебной литературы беглое и осмысленное, что в значительной мере способствует развитию и учебных умений и творческой активности учащихся. В процессе обучения чтению формируются такие навыки, как:

  • читать быстро и с необходимыми смысловыми акцентами;
  • понимать текст;
  • структурировать текст (наиболее трудное для формирования умения);
  • привлекать ранее усвоенные знания для понимания текста;
  • применять справочную, научно- популярную литературу, периодическую печать;
  • определять предмет изучения;
  • выделять основные понятия;
  • определять понятия;
  • устанавливать связи данных понятий с ранее изученными понятиями;
  • устанавливать внутренние связи между понятиями и идеями параграфа, главы;
  • выделять главные идеи текста.

К параграфам учебников наиболее распространены вопросы, требующие простого воспроизведения знаний: Как называется? Где находится? Что такое? Это вопросы, формирующие мыслительные навыки низкого уровня: знание, понимание, применение. При формировании мыслительных операций высокого уровня (анализ, синтез, сравнение) предлагаю учащимся синонимический ряд вопросительных слов.

Синонимический ряд вопросительных слов:

  • Чем объяснить, что...
  • Как доказать, что...
  • Вследствие чего...
  • Каким образом...
  • В каком случае...
  • Почему..., когда...

В 7-м классе изучение нового материала большинства тем шло на опережающей основе, а не традиционным путем. Учащиеся самостоятельно знакомились с новым материалом по учебникам или рекомендованной мною научно – популярной литературе. Заполняли таблицу, состоящую из трех граф:

  • знаю
  • – хочу знать
  • – узнал.

Кроме этого, ребята по своему усмотрению составляли в тетради план -конспект, делали схемы, составляли вопросы, что способствовало более успешному осмыслению нового материала. Перед следующим уроком предлагаю учащимся заполнить таблицу готовности по пятибалльной шкале:

  • 5 баллов – хочу знать, могу знать, интересно знать, делать, решать проблемы.
  • 4 балла – я готов к работе.
  • 3 балла – я не очень хорошо себя чувствую, мне не все удается, я устаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь.

(баллов “2” и “1” – нет по психологическим причинам).

Проверить объективность выставляемой самооценки помогает такой прием, как элемент новизны. Учащимся предлагается краткое изложение изученного материала с элементами нового, углубленного изучения данного вопроса. По ходу прочтения мною текста учащиеся в тетради отмечают тот материал, который в учебнике не излагается. Обсуждение результатов такой работы помогает мне сделать боле точное и достоверное представление о готовности ребят к уроку, расширить их кругозор и привлечь внимание учащихся к данной теме. Это можно проводить в качестве первичного закрепления и контроля знаний после самостоятельного изучения темы или в ходе обобщения и итоговой проверки знаний учащихся. При самооценке учащиеся используют: индивидуальную норму – сравнение результата своей деятельности с предшествующими достижениями: “Сегодня у меня получилось лучше, чем вчера”;

Приучая учащихся к самостоятельному добыванию знаний, самоанализу и самооценке своей деятельности стараюсь играть роль путеводителя, наставника, консультанта, а не прямого источника знаний. Опираясь на субъективный опыт и знания своих учеников, добытых самостоятельно, в силу своих интересов, возможностей и способностей, совместно с учениками обобщаю его, систематизирую, научно “окультуриваю”. Благодаря такой работе создается возможность сэкономить время урока на известном учащемся материале и сделать акцент на новом, непонятном для учащихся, но необходимом для дальнейшего изучения последующих тем.

При проведении текущих тематических КМС включаю задания, рассчитанные на формирование различных умений и навыков:

  1. знать
  2. понимать
  3. применять
  4. анализировать
  5. синтезировать
  6. сравнивать
  7. устанавливать причинно – следственные связи
  8. делать выводы
  9. формулировать вопрос
  10. оценивать
  11. творить
  12. обобщать

Количество диагностируемых умений и их выбор определяю по своему усмотрению в зависимости от темы, целей и структуры урока. Оцениваю каждое умение ученика по 5-бальной системе. Общая сумма делится на количество проверяемых умений и получается итоговая оценка. Такая форма КМС помогает мне оказать ученикам дифференцированную помощь, развивая интеллектуальные умения через систему индивидуальных занятий.

Анализ такой учебной деятельности позволяет мне представить достаточно полно отношение школьников к предмету, уровень их готовности, необходимые меры для улучшения ситуации и повышения мотивации учения.

Данная технология позволяет создать такую обучающую среду, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения; создает условия для обучения каждого учащегося в зоне его ближайшего развития, формирования коммуникативных умений и навыков, успешности и признания учащихся. Данная технология позволяет взглянуть на самого себя “изнутри” и “извне”, сравнить себя с другими учащимися, оценить себя, выработать силу воли, так как, иногда действуя вопреки своим желаниям и интересам, ученик учится управлять собой, своими мыслями и разумно пользоваться речью; удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании.