Развитие творческой активности детей с нарушением речи посредством изобразительной деятельности является неотъемлемой частью в коррекционно-воспитательном процессе. В группе детей с общим недоразвитием речи мы должны включать специфические коррекционные мероприятия, направленные на развитие речи и других высших психических функций в ходе изобразительной деятельности. Материал занятий, связанных с изобразительной деятельностью, по нашему мнению, целесообразно использовать для одновременного развития навыков по изобразительной деятельности и речи детей. Эту работу организует логопед, применяя дифференцированные приемы коррекционного усложнения формы речевой и неречевой деятельности детей.
Процесс овладения навыками и умениями по изобразительной деятельности детьми пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Последние связаны с неточностью зрительного восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образа, планирования, последовательности действий и осуществления контроля. Занятия по изобразительной деятельности должны разрабатываться и проводиться по специальному плану. Приступая к обучению, мы стремимся к созданию положительной мотивации занятий, чтобы вызвать интерес у детей, желание исправить свою речь, научиться выполнять различные задания.
Весь коррекционный процесс строится на недельном тематическом планировании. Как логопед, так и воспитатель целую неделю планирует все свои занятия только по одной теме. Это дает возможность “тянуть повозку в одну сторону”, а не как в басне Крылова “Лебедь, рак и щука”.
Таким образом, воспитатель накапливает на своих занятиях необходимый лексический материал, а логопед работает над грамматическим оформлением.
Формируя перспективные действия, направленные на обследование предмета, мы развиваем зрительное восприятие детей. Использование наглядных опор для развития понимания речи. В ходе обследования дети называли предметы и его части, выделяли их признаки, определяли назначения предмета. Вот вам и пополнение словарного запаса. (Пример: Это пальма. Она состоит из кроны, ствола, корней, плодов. В зависимости от окраски и формы пальмы бывают веерные, финиковые). Все это способствует запоминанию, воссоздающего воображения.
На следующем этапе обучения происходит развитие навыков использования различных типов простых предложений. Как это происходит? Воспитатель организует краткий диалог, а ребенок речью сопровождает выполняемые действия.
Пример: – Что ты сейчас рисуешь? – Я рисую ствол пальмы. – Что ты нарисовал? – Я нарисовал крону и ствол пальмы. |
На данном этапе дети могут участвовать в подведении итогов. В дальнейшей работе происходит развитие навыков связного речевого высказывания. Составление детьми плана выполнения задания (сначала с помощью вопросов педагога, а затем самостоятельно), отчета о результатах работы. Побуждение детей (с помощью вопросов, создание игровых ситуаций) к использованию речи для оценки качества выполненных ими работ. На занятиях по изобразительной деятельности сложно проводить работу по “словообразованию”. Пример: Образование имен существительных. Жили два брата ИК и ИЩ. У каждого было свое жильё. ИК имел домик. ИЩ – домище. Дети рисуют двух братьев и два дома.
Вопросы:
- Какой дом имел ИЩ? (Домище)
- Какой дом имел ИК? (Домик)
– Теперь я расскажу, какими были эти братья. А вы мне будете помогать.
У одного брата был носище, а у другого…(носик). У одного – ротище, а у другого … (ротик).
После разбора внешнего вида братьев детям предлагается самим, рассказать и зарисовать какими были братья.
Образование имен существительных при помощи суффиксов “ИК” и “ИЩ”
Другой пример: “Употребление приставочных глаголов”. По теме “Зимние забавы” нарисовать лыжника и его путь с горы, в гору, в лес, около дома. Дальше спросите, куда поедет лыжник. Ответ: С горы съехал, по дороге поехал, вокруг дома объехал, в лес заехал, из леса выехал и домой уехал.
“Зимние забавы”.
Для развития связной речи хороши комплексные занятия с использованием ТРИЗ.
а) Бином фантазии.
Задание: надо соединить два слова “кот”, “суп” и составить небольшой рассказ. Дети составляют. Фрагменты из этого рассказа дети зарисовывают.
б) “Что было потом?”
Придумывают новый конец сказки и зарисовывают.
в) “Салат из сказок”.
Предложить детям нарисовать рисунок, где будут изображены герои двух сказок, а потом к ним придумать рассказ или сказку.
г) “Сочинить свою сказку”.
Нарисовать к ней картинки и сделать книжку.
Жили-были кот и корова. Однажды их хозяин пошел на рыбалку. В большом озере жил красивый карась. | Карась увидел огромную медузу и улыбнулся ей. И даже не заметил, как попал на крючок |
Хозяин отправился с карасем домой. А в это время около дома кот рыл яме. В яме он нашел оловянного солдатика. | Он хотел подарить его сыну хозяина. Но вдруг кот услышал, как кто-то рычит. Это был большой оранжевый лев |
Кот увидел льва, который хотел съесть корову. Корова очень испугалась и замерла. | Кот не испугался и вцепился прямо льву в спину. Он сильно его царапал и лев (сильно) испугался и убежал в лес. |
Хозяин все видел и подарил карася коту. Кот не стал, есть карася. | Он пошел к озеру и отпустил его в воду. Карась вынырнул и улыбнулся коту. С этого дня кот, корова и карась стали Друзьями. |
Я привела несколько примеров, как можно развивать речь на занятиях по изобразительной деятельности, используя основной принцип от простого к сложному, проявляя творчество, как воспитателей, так и самих детей. Используя морфологический метод, по теории ТРИЗ можно проводить следующие занятия, например, тема: “Животные. Что кошка может делать?”. Цель: обогащать словарь словами-действиями.
Чертится таблица (кошка сидит, играет, лакает, поймала мышку, проснулась). Предлагаем детям самостоятельно творчески выбрать, чем изобразить и как изобразить данный объект.
Кошка сидит с котенком | Кошка играет | Кошка лакает | Кот поймал мышку | Кошка проснулась | |
Рисование (свечка, палец, ладонь и т.д.) | |||||
Аппликация (коллаж) | |||||
Лепка (глина, пластилин) |
Как мы знаем, наши дети плохо запоминают буквы, а использование приема “дорисуй букву” способствует лучшему запоминанию. Детям нравится такое рисование, они с интересом рассказывают о том, что изображают и это развивает память, речь и детское творчество.
Конспект фронтального занятия по изодеятельности в старшей логопедической группе
Тема: “Пальма”
Лексическая тема: “Животные жарких стран”
Методика: “Рисуем ладошками”.
Программное содержание:
Коррекционные задачи:
- вспомнить названия животных наших лесов и южных стран;
- вспомнить названия деревьев наших лесов и южных стран;
- продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями;
- развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
Общеобразовательные задачи:
- формировать навыки самоконтроля за речью;
- развивать зрительную наблюдательность, способность видеть цвет и форму в природе;
- продолжать закреплять навыки рисования ладошками.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение вежливо встречать гостей, соблюдая элементарные правила поведения;
- вызывать желание помочь другу, научить его чему-то новому и интересному.
Материал: цветная Буга формат А4 на каждого ребенка; цветная гуашь, веерная и финиковая пальмы, игрушка жираф, кассета с музыкальной записью песни “Чунга-Чанга”.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел жираф Ник. Кто скажет мне, откуда приехал Ник?
Дети: Из жарких стран. Из Африки.
Воспитатель: Каких животных вы еще знаете, которые живут в жарких странах.
Дети: Тигренок, львенок, слоненок и другие.
Воспитатель: Почему эти животные не живут в наших лесах?
Дети: У нас холодная зима. Они любят жару.
Воспитатель: Ребята, Ник впервые приехал к нам в Сибирь, в Кузбасс и ему, конечно же, хотелось бы узнать, какие животные живут в нашей Кемеровской области. Поможем ему?
Дети: Да. У нас живут животные – волк, заяц, лиса, ёжик, белка, медведь и т.д.
Воспитатель: А где обитают животные?
Дети: В лесу, тайге.
Воспитатель: Какие деревья растут в Сибири?
Дети: Тополь, клен, кедр, сосна, ель, береза, дуб и т.д.
Воспитатель: Отгадайте загадку: “Что за дерево: и зиму и лето зелено”
Дети: Ёлка
Воспитатель: Ребята, покажем Нику, как располагаются веточки у елочки. Куда растут ветки. (Показ методом эмпатии)
Дети: Книзу (показ руками)
Воспитатель: Отгадайте еще загадку:
“На лесной опушке
Стоят подружки
Платьица белены
Шапочки зелены”
Дети: Береза
Воспитатель: Изобразим березку кудрявую, вспомните, куда у нее тянутся ветки, как они качаются на ветру. (Дети показывают руками методом эмпатии.)
Жираф: Ой, и пальмы у вас растут!
Воспитатель: Ребята, у нас в Сибири растут пальмы? А где они могут расти?
Дети: В жарких странах, а в Сибири они замерзнут.
Воспитатель: Посмотри, Ник, у нас в природном уголке растут две пальмы. Узнаешь их?
Жираф: Да, а ребята знают их названия, так же , как свои деревья?
Дети: Да! Это финиковая и веерная пальмы.
Жираф: Что-то мне взгрустнулось и захотелось на Родину посмотреть на свои любимые пальмы.
Воспитатель: Ребята, поможем Нику очутиться в жаркой Африке?! Он увидит свои любимые пальмы и сразу перестанет грустить!
Дети: Да!
Воспитатель: Ник, мы очень хотим поднять тебе настроение! И сейчас мы нарисуем для тебя твои любимые пальмы ладошками и пальчиками.
Жираф: А разве такое возможно?
Воспитатель: Давай спросим у ребят.
Дети: Да!
Объясняют последовательность работы методом эмпатии. Затем последовательность изображения пальмы в цвете.
- Крону рисуем ладошкой – зеленой краской.
- Ствол – большим пальчиком – коричневой краской.
- Бананы – большой стороной мизинчика – желтой краской.
- Травку – мизинчиком – зеленой краской.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в нашу мастерскую (рисуют дети стоя) . Посмотри на цветную бумагу и выберите для своих работ фон.
Дети: Красный, розовый.
Воспитатель: Почему вы выбрали такой фон?
Дети: В Африке жарко, всегда светит солнце.
Работа детей. Во время работы воспитатель говорит с жирафом:
Воспитатель: Ник, тебе понравилась идея ребят, нарисовать пальму ладошками и пальчиками?
Жираф: Очень, очень! Я с большим нетерпением буду ждать ваших результатов!
В конце занятия дети дарят свои рисунки Нику.
Воспитатель: Ник, тебе понравились наши подарки? Похожи наши пальмы на твои, которые растут в Африке?
Жираф: О, да! Очень понравились! Как они похожи! Спасибо вам, ребята! У меня появилось хорошее настроение! Какие вы молодцы!
Воспитатель: Ник, а чтоб у тебя было всегда хорошее настроение мы приглашаем тебя на танец.
(Игрушку ставят в центр круга и дети танцуют танец “Чунга-Чанга”.)