В настоящее время мир переживает важнейший поворотный момент в своей истории.
Мы живем в эпоху новых технологий, новых средств коммуникации, которые меняют наш образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния. Мощь человеческого мозга, знания и творческий подход будут все больше и больше применяться в качестве основного капитала общества.
Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений. Будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
Везде, на всех континентах, наблюдается возрождение личности, ее интеллектуальной мощи и ответственности. Новый век ставит перед нами жесткие альтернативы. Обучение будет эффективным, только если оно позволит удовлетворить требования, предъявляемые новой эпохой.
Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной.
Известно, что наибольшая способность к развитию проявляется в детстве: закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности., эмоционально-волевая сфера. Складываются многообразные отношения с окружающим миром.
В предыдущие периоды развития истории довольно медленная эволюция развития человека, общества, производства обусловили относительную постоянность структуры и содержания образования. Доминировала концепция образования, в соответствии с которой приобретенные человеком знания и умения сохраняли свою стоимостную ценность в течение всей его жизни – “образование на всю жизнь”. Динамизм современной цивилизации, усиление роли личности в обществе и производстве, возрастание ее потребностей, гуманизация и демократизация общественных отношений, интеллектуализация работы, быстрое изменение техники и технологий – эти и прочие тенденции предопределяют необходимость изменения формулы “образование на всю жизнь” формулой – “образование через всю жизнь”.
Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным в любой стране мира.
Отныне вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство будет решаться путем обновления структуры и содержания образования; совершенствования технологий обучения, дальнейшего развития национальной системы оценки качества образования. /6/
В связи с этим безусловно значительную роль в развитии ребенка играет школа. Важно, чтобы именно здесь сложился психологически необходимый ребенку институт, где он мог бы разносторонне развиваться, учился бы открыто выражать свои мысли и чувства.
Вместе с тем, казахстанское образование последних лет предполагает, в основном, лишь усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, учебно-воспитательный процесс строится без учета индивидуальности ребенка. Сегодня перед казахстанской школой, как и перед образованием во всем мире, стоит задача определения новых подходов к образованию, чтобы войти в “золотой век” исследований и открытий; переосмыслить методологию мышления, обучения, работы, творчества и жизни в целом.
В своем Послании “Новый Казахстан в новом мире” от 28 февраля 2007 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил: “ Казахстан стоит на пути ускоренной всесторонней модернизации. Это ускоренное продвижение в сообщество пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и укрепление позиций Казахстана в качестве его постоянного члена…Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач ”. [5]
Одной из задач является современное образование и профессиональная переподготовка, использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. Поэтому, прежде всего, необходимо развивать свой собственный человеческий капитал.
Необходимо отметить, что в новом Законе Республики Казахстан “Об образовании” сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования. [3]
Компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-оринтировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящийся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Как указывает Б.Д. Эльконин, “мы отказались не от знания как культурного предмета, а от определенной формы знаний (знаний “на всякий случай”, т.е. сведений). [7]
Согласно ГОСО РК 2.03.-2007 (Дата введения 2008.01.09), компетенция – готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляющих социальный заказ к системе образования.
Основываясь на документах, можно утверждать, что цель образования на национальном уровне – способствовать становлению компетентной, интеллектуально и духовно развитой личности. Готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан.
Следовательно, переход на 12-летнее образование – это, по существу, реформа всей национальной системы образования. Необходимо создать условия для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных проблем, составляющих качественное содержание образования.
В рамках реализации Государственной Программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, Послания президента РК “Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации” (18.02.2005г.), а также приказа Министерства образования и науки РК от 01.07.02г. №524 осуществляется эксперимент по совершенствованию структуры и содержания среднего общего образования. [1]
Эксперимент проводится в целях выявления педагогической эффективности на этапе его реализации в распространении результатов, а также накопления образцов передового педагогического опыта, соответствующего стратегии реформирования системы среднего общего образования.
На основании Положения о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания среднего общего образования апробируется экспериментальный базисный учебный план для начальной школы, варианты новых общеобразовательных программ, учебно-методические комплексы, формы организации образовательного процесса, здоровьесберегающие педагогические технологии.
Современный мир меняется с огромной скоростью, и соответственно способы получения и осмысления знаний должны измениться. Процесс обучения должен быть диалогичным, поисковым, проектным. Педагогические технологии должны отвечать следующим требованиям: направлять на развитие мышления, обучать анализу, помогать самостоятельно добывать знания, делать выбор, вступать в полемику, не соглашаться с догмами, участвовать в дискуссии.
С предпосылками к переходу на 12-летнее образование, в соответствии с Законом РК “Об образовании”, Государственной программой развития образования в РК на 2005–2010 годы разработан новый Государственный общеобразовательный стандарт 12-летнего среднего образования. Данный стандарт реализует современные подходы к организации процесса образования. [2]
В соответствии с этим, ожидаемые результаты определены в виде ключевых компетенций выпускника:
- ценностно-ориентационная компетенция;
- общекультурная компетенция;
- когнитивная компетенция;
- информационно-технологическая компетенция;
- компетенция социального взаимодействия;
- компетенция личностного саморазвития;
- коммуникативная компетенция. [8]
Начальная школа – органическая часть, первая ступень средней школы. Именно в ней
закладывается фундамент для последующих этапов образования. Реформа предусмотрела для начальных классов предельно четкие образовательные цели и задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения.
В этих требованиях подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, общих учебных умений и навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующих учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют приобретению глубоких и прочных знаний. [4]
Реализовать все компетенции возможно на уроках математики в начальной школе.
Методика формирования ключевых компетенций, которую я использую в экспериментальной работе, включает в себя 5 этапов:
- 1-й этап – вводно-мотивационный.
Эффективными являются методические приемы, достаточно впечатляющие для привлечения непроизвольного внимания учащихся, возбуждения у них положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить какова основная учебная задача предстоящей работы.
- 2-й этап – открытие математических знаний
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие концентрации внимания, проведения, самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.
- 3-й этап – формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного математического факта, на применение аналитико-систематического метода поиска.
- 4-й этап – приложения математических знаний
Приемы созданий проблемных ситуаций на данном этапе должны активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала.
- 5-й этап – обобщение и систематизация.
Приемы должны установить связь между изученными математическими фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся.
Лучше всего для реализации ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.
На первый взгляд, довольно трудно реализовать общекультурную компетенцию на уроках математики. Однако возможно использование задач со скрытой информационной частью.
Например: “Известно, что ученик 2-го класса должен каждый день уделять по 2 часа на выполнение домашнего задания. Сколько часов в неделю ученик затратит на выполнение домашнего задания?”. Таким образом, работая над данной задачей, учение невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы. Это организация учебного труда, распределение своего времени в течение дня, выполнение домашнего задания за определенное время.
Задачи со скрытой , неявной информационной частью несложны в работе, и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.
Реализация учебно-познавательной компетенции не вызывает особых трудностей, т. к. ее становлению способствуют различные практические приемы организации работы учеников.
Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т. к. им предстоит сдавать ЕНТ (единый национальный тест)
Учебно-познавательная компетенция реализуется в современной школе, она имеет практическую направленность в творчестве учащихся, в исследовательской деятельности. Во внеурочное время организуется работа по созданию научных проектов по математике. Однако не следует забывать о значимости данного направления в будущей жизни ребенка.
Информационная компетенция подразумевает использование ребенком различных информационных ресурсов. Необязательно использовать Интернет. Ведь можно начинать с газетных вырезок. Таким образом, главной компетентностной задачей урока будет не изучение найденного материала, а становление (или совершенствование) умений работы с информационными источниками. Главное – соблюдать последовательность усложнения заданий от урока к уроку. Необходимо осуществлять подход к ученику, учитывая его возможности, как физические, так и интеллектуальные.
Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к. ее реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных)приемов работы (таких как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Данные приемы активно используются на разных этапах урока математики в начальной школе.
Социально-трудовая компетенция может быть реализована следующим образом. В классе проводится несколько уроков с использованием различных вариантов работы на этапе устного счета. Затем детям предлагается контрольная работа с несколькими видами заданий на устный счет, в результате получаем обратную связь с хорошими результатами.
Таким образом, развивается у детей способность применения умения вычислять в различных (в том числе нестандартных) ситуациях. То есть, если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счета у детей, то у них не возникнет проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента как подойти к кассе, такое умение относится к социально-трудовой сфере, т. е. с применением знаний на практике.
Компетенция личностного самосовершенствования подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации. Реализацию данной компетенции можно рассмотреть на таком этапе урока как задания для самостоятельного решения, представленные тремя уровнями: на оценку “удовлетворительно”, “хорошо”, “отлично”. Выбор уровня должен обязательно осуществляться самим учеником. Кроме того, мы не ограничиваем его только одним видом сложности. Если учащийся почувствовал, что он достаточно легко справился с заданием выбранной сложности, то он может перейти к более высокому, тем самым имея возможность получить за работу более высокую оценку. Надо также отметить, что может быть и обратная ситуация. Не исключено, что учащийся выберет себе задание не по силам и тогда вынужден будет вернуться к более низкому уровню. Здесь происходит активное оценивание собственных сил и возможностей. Ребенок, без какой либо подсказки извне, без “навешивания ярлыков” реально анализирует, чего он добился за этот относительно короткий промежуток времени. Несомненно, он сам делает выводы о том, как следует работать в следующий раз для того, чтобы добиться высокого результата. Поэтому мы можем констатировать факт, что работа на данном этапе способствует формированию компетенции личностного самосовершенствования.
Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:
- Актуальная проблема казахстанского общества является в формировании конкурентноспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.
- Основной линией реформирования начальной школы сегодня является тенденция к изменению приоритетных целей образования младших школьников, где на первый план ставится задача развития их личности, формирования прочных навыков счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения.
- Такие ключевые компетенции, как компетенция личностного самосовершенствования, социально-трудовая, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная, ценностно-смысловая, общекультурная могут реализовываться силами математики.
Использованная литература:
- Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, от 11.10.2004 г. №1459.
- Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Среднее общее образование. Основные положения. - Астана. 2006.
- Закон республики Казахстан “Об образовании”. 27.07.2007 года, №319-ш зрк. Астана. Аккорда.
- Материалы областной научно-практической конференции. 3-я часть. Караганды. 2007.
- Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года “Новый Казахстан в новом мире”.
- Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 года “Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентгоспособных стран мира”.
- Современные образовательные технологии как фактор повышения качества регионального образования (материалы республиканской научно-практической конференции). – Караганда, 2008., - 605 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. //Народное образование. 2003. №2.С.58-64.