Цель | Познакомить учащихся с характеристиками звуковых колебаний. Ввести понятия: высота, тембр и громкость звука. Объяснить зависимость этих величин от свойств источника звука. |
Задачи | 1Образовательная. Повторить физические понятия: колебательное движение, волны, физические характеристики волн, звуковые колебания. Познакомить с физическими понятиями: высота, тембр и громкость звука. Объяснить зависимость этих величин от свойств источника звука. 2. Развивающая. Закрепить умение определять по графику период, частоту, амплитуду звуковых колебаний, Развивать практические навыки в решении задач, использовать полученные знания для объяснения физических процессов. Привлекать учащихся к проведению демонстрационных опытов и выступлениям с докладами. 3. Воспитательная. Учить школьников внимательно наблюдать за экспериментами на уроке, объяснением учителя и ответами учащихся ,анализировать их и делать логические выводы. Привлекать учащихся анализировать свои ответы и ответы учащихся. Развивать интерес к предмету физика. |
Оборудование | 1)Видеомагнитофон, телевизор, видеокассета «Механические волны»-Раздел «Звуковые колебания.» Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Производство-«Современная Гуманитарная Академия» 2006 г. 2)Осциллограф и микрофон, гитара. 3)Банки разного размера с водой и без воды, деревянная линейка. 4)Маятник на пружине. 5)Два разных камертона и два разных по размеру колокольчика. 6)Стенд с опорными конспектами А.Е. Марона и текст с образцом контрольной по теме «Механические колебания и волны. Звук». |
Демонстрации | 1) Извлечение звуков с помощью деревянного молоточка от ударов по камертонам. 2) Извлечение звуков от двух разных по размеру колокольчиков. 3)Извлечение звуков с помощью линейки или карандаша от банок разного размера, в которых налита вода до разных уровней. 4)Наблюдение зависимости периода колебаний пружинного маятника от его массы. 5)Наблюдение на осциллографе колебаний, полученных с помощью микрофона от звучащих струн гитары, разной толщины. |
План урока | 1.Организационный процесс 2.Проверка домашнего задания. |
Организа-ционный момент | 1.Отметить отсутствующих и записать домашнее задание. 2.Объявить тему урока, цель урока, мотивацию проведения этого урока. |
Проверка домашнего задания | Повторение пройденного материала. Учитель.
|
Новый материал | Учитель. На демонстрационном столе находятся два камертона. В чём их внешнее различие? Ученик. Они разного размера, у них разная масса. Учитель. Предлагаю продемонстрировать звучание этих камертонов и прокомментировать результат. Ученик. Эти камертоны издают разные звуки. Один –низкий, другой- высокий. Я думаю, что это связано с их формой и массой. Учитель. Предлагаю продемонстрировать звучание двух колокольчиков и прокомментировать результат. Ученик. Эти колокольчики издают разные звуки. Один – низкий, другой- высокий. Я думаю, что это связано с их формой и массой. Учитель. Давайте рассмотрим колебания маятника на пружине, если будем увеличивать массу груза. Предлагаю любому проделать этот опыт и объяснить результат. Ученик. Более массивное тело колеблется медленнее, период колебаний больше, следовательно частота колебаний меньше. Учитель. Как связана высота звука с массой колеблющегося тела. Ученик. Более массивное тело при колебаниях издает более низкие звуки, у них более низкая частота колебаний. Следовательно, по высоте звука можно судить о частоте колебаний тела. Учитель. У меня приготовлены 3 одинаковые стеклянные банки. Что надо сделать, чтобы они издавали разные звуки? Ученик. Предлагаю налить в них разное количество воды. На эстраде и в цирке музыканты исполняют музыку, используя стеклянную посуду. Учитель. Предлагаю всем открыть учебники на стр. 119 и прочитать текст, выделенный темным шрифтом. Ученик. Высота звука зависит от частоты колебаний: чем больше частота
колебаний источника звука, тем выше издаваемый звук. |
Обобщение и выводы | 1) Высота звука зависит от частоты колебаний: чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый звук. 2)Громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук. Громкость звука зависит и от его длительности. |
Закрепление | Решение задач из В.И. Лукашик «Сборник задач по физике для 7-9 классов» Сначала 2 ученика решают у доски вместе с классом: №902. Ухо человека способно воспринимать как музыкальный тон звуковые колебания с частотой от 16 до 20000 Гц. Какой диапазон длин звуковых волн способен воспринимать человек при скорости звука 340 м/с? Ответ: (21-0,017)м № 903 Какой частоте колебаний камертона соответствует в воздухе звуковая волна длиной 34 см при скорости звука, равной 340 м/с? Ответ: 1000 Гц Затем учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, тетради сдают на проверку. 1 вариант: №898, 900 2 вариант:№899,901 |
Выставление оценок | Комментарии к выставлению оценок учащимся. Выслушать мнение учащихся о своей работе на уроке и мнение учеников об ответах своих товарищей. |
Дополнитель-ный материал | Просмотр видеокассеты «Звуковые колебания» |
Домашнее задание | Читать § 35,36 и отвечать на вопросы. Решить в домашних тетрадях задачи из упр № 30. Подготовить доклады ( срок исполнения- неделя)на темы: 1 ряд-«Инфразвук в природе и технике».§ 41 2 ряд-«Ультразвук в природе и технике». § 41 3 ряд-«Звуковой резонанс»§ 40 |
Используемая литература: | 1. В.И. Лукашик «Сборник задач по физике для 7-9 классов» 2. А.Е. Марон «Опорные конспекты для 9 класса». Издательство «Просвещение» 3. А.Е. Марон «Контрольные работы по физике 7, 8, 9 классы». Издательство «Просвещение» 4..А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. «Физика 9 класс» ». Издательство «Дрофа» |
План-конспенкт урока физики в 9-м классе "Звуковые колебания. Характеристика звуковых колебаний"
Разделы: Физика