Тема: "Материки и океаны". Учебник И.В. Душина "Наш дом - Земля"

Разделы: География


Концепция модернизации Российского образования предусматривает новые тенденции в обучении и преподавании географии. Деятельность на самостоятельный поиск решения, исследования, самостоятельный подход в формирование знаний - мотивация учащихся.

В число проблем, решение которых должно привести к повышению эффективности обучения и воспитания школьников относятся:

  1. Разработка и внедрение новых технологий.
  2. Модернизация классно – урочной системы.
  3. Формирование у школьников опыта творческой деятельности.

Проблемное обучение – один из путей создания мотивации на уроке.

Задача учителя - мобилизовать ученические ресурсы: память, мышление, смекалку. Развивать умение высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предлагаю разработку урока захватывающую, интересную с решением проблемы. Обучение и воспитание это вечный поиск. И я продолжаю искать.

Вводный урок.

Цель:

  1. Формировать знания о материках и океанах.
  2. Развивать умение разрешать проблемные вопросы.
  3. Формировать мотивы познания нового, неизвестного.

Оборудование: учебник, глобус, атласы 6 – 7 классов.

Ход урока.

1. Работа над новым материалом. На ранее сформированных знаниях, в 6 классе о материках и океанах, ведется эвристическая беседа учителя с учащимися.

- Сравните площади океанов и материков на глобусе. Какая площадь преобладает? ( Океанов).

- Докажите свой ответ. Рис. 2. с. 11 учебника. Работа с диаграммой.

- Выскажите версии. Почему тогда наша планета названа Землей?

- Путем сравнения карты полушарий на доске, данных учебника, объектов в атласе 7 класса, выявите несоответствие нанесенных материков и океанов. (Южный океан).

2. Элемент ролевой игры. Вы ученые географы. Определите площади материков и океанов. (Определяют, работая с диаграммой в учебнике, но возникает проблема назвать площадь Южного океана).

3. Поиск решения. Предлагают варианты: Информация на бумажных и электронных носителях, практическая работа, путем вычисления.

4. Практическая работа. Вычисление площади Южного океана.

Установка на деятельность.

- Какой материк со всех сторон омывает Южный океан? ( Антарктиду).

- Найдите в атласе такую карту (Карта азимутальной проекции).

- Можно по карте предположить границу океана? (60 градусов южной широты).

- Каковы дальнейшие ваши действия? Предлагают решение по формуле площади круга. (За радиус принять меридиан, определить масштаб карты).

- Вы определили площадь океана? (Нет. Это территория вместе с Антарктидой).

- От площади всей территории отнимают площадь Антарктиды.

- Как проверить, не ошиблись вы в расчетах? (Сделать проверку. Сложить площади всех океанов, должно получиться 361 млн. км.кв.)

- Получилось? ( Нет).

- Вновь перед вами проблема. Почему? Подумайте. (Южный океан является частью Тихого, Атлантического, Индийского океанов).

5. Домашнее задание. Поиск продолжается. Определите границы океанов. Используйте умение работать с палеткой).

Приложение.