Концепция модернизации Российского образования предусматривает новые тенденции в обучении и преподавании географии. Деятельность на самостоятельный поиск решения, исследования, самостоятельный подход в формирование знаний - мотивация учащихся.
В число проблем, решение которых должно привести к повышению эффективности обучения и воспитания школьников относятся:
- Разработка и внедрение новых технологий.
- Модернизация классно – урочной системы.
- Формирование у школьников опыта творческой деятельности.
Проблемное обучение – один из путей создания мотивации на уроке.
Задача учителя - мобилизовать ученические ресурсы: память, мышление, смекалку. Развивать умение высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предлагаю разработку урока захватывающую, интересную с решением проблемы. Обучение и воспитание это вечный поиск. И я продолжаю искать.
Вводный урок.
Цель:
- Формировать знания о материках и океанах.
- Развивать умение разрешать проблемные вопросы.
- Формировать мотивы познания нового, неизвестного.
Оборудование: учебник, глобус, атласы 6 – 7 классов.
Ход урока.
1. Работа над новым материалом. На ранее сформированных знаниях, в 6 классе о материках и океанах, ведется эвристическая беседа учителя с учащимися.
- Сравните площади океанов и материков на глобусе. Какая площадь преобладает? ( Океанов).
- Докажите свой ответ. Рис. 2. с. 11 учебника. Работа с диаграммой.
- Выскажите версии. Почему тогда наша планета названа Землей?
- Путем сравнения карты полушарий на доске, данных учебника, объектов в атласе 7 класса, выявите несоответствие нанесенных материков и океанов. (Южный океан).
2. Элемент ролевой игры. Вы ученые географы. Определите площади материков и океанов. (Определяют, работая с диаграммой в учебнике, но возникает проблема назвать площадь Южного океана).
3. Поиск решения. Предлагают варианты: Информация на бумажных и электронных носителях, практическая работа, путем вычисления.
4. Практическая работа. Вычисление площади Южного океана.
Установка на деятельность.
- Какой материк со всех сторон омывает Южный океан? ( Антарктиду).
- Найдите в атласе такую карту (Карта азимутальной проекции).
- Можно по карте предположить границу океана? (60 градусов южной широты).
- Каковы дальнейшие ваши действия? Предлагают решение по формуле площади круга. (За радиус принять меридиан, определить масштаб карты).
- Вы определили площадь океана? (Нет. Это территория вместе с Антарктидой).
- От площади всей территории отнимают площадь Антарктиды.
- Как проверить, не ошиблись вы в расчетах? (Сделать проверку. Сложить площади всех океанов, должно получиться 361 млн. км.кв.)
- Получилось? ( Нет).
- Вновь перед вами проблема. Почему? Подумайте. (Южный океан является частью Тихого, Атлантического, Индийского океанов).
5. Домашнее задание. Поиск продолжается. Определите границы океанов. Используйте умение работать с палеткой).