Цели: самостоятельное построение учащимися знаний о личности Д.И.Менделеева; формирование умения думать, анализировать; создание условий для саморазвития учеников, развитие творческих задатков детей; воспитание культуры общения, создание образовательного пространства для самоопределения личности ребёнка.
Этапы урока и их цели | Деятельность, форма работы | Технические ресурсы | Формы презентации | Ожидаемый результат | |||||||
Учитель | Ученики | ||||||||||
I ЭТАП. ИНДУКЦИЯ Активизировать эмоциональную сферу ученика, создать определённое психологическое настроение, включающее вопросное состояние учеников. |
Вступительное слово учителя: «Сегодня у нас в гостях удивительный человек. Я хочу познакомить вас с уникальной личностью. В одном из писем своей дочери герой нашего урока писал: «Слушай музыку и ты поймёшь своего отца». Ставит кассету с произведениями Бетховена и просит учеников прослушать музыкальный фрагмент и сделать записи – каким вам представляется человек, любящий такую музыку. | Слушают музыку Людвига ван Бетховена и записывают в свои тетради размышления о том, каким им представляется человек, любящий эту музыку. Запись можно начать словами: «Я слушаю и представляю…» | Кассета (диск) с записью увертюры к опере «Леонора» – любимого произведения Менделеева, либо «Лунной сонаты». | Ученики по желанию зачитывают свои записи, а учитель записывает на доску (например, из опыта работы: строгий, мудрый, добрый, пожилой, умный и т.д.) | Создание благоприятного «климата отношений» - комфортной эмоциональной атмосферы, включение мыслительной деятельности. | ||||||
II ЭТАП. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ИДЕЕ Создать возможность осмысленного выбора учеником близкого ему мнения. сформировать на основе этого выбора 5 групп единомышленников |
Слово учителя: «Узнать человека можно по его речи, по его высказываниям. Я предлагаю вам прочитать различные высказывания нашего героя и выбрать наиболее близкую вам мысль. Продолжите запись в тетради: какими качествами личности должен обладать автор этих мыслей, какой деятельностью он мог заниматься?». До урока в классе развешиваются карточки с цитатами Менделеева (см. Приложение). Карточки из цветного картона, чтобы затем дети могли легко объединиться в группы. | Ходят по классу и читают вывешенные цитаты, берут себе карточку с понравившемся высказыванием, делают записи в тетради. | Пять вариантов цитат на картоне разного цвета. число карточек равно числу учеников. По цвету картона сформируется пять групп | Аналогично I этапу. запись на доске дополняется. | Ученики выбирают близкую мысль, «берут проблему на себя», присоединяются к идее. | ||||||
III ЭТАП. СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ Совместная выработка идеи в группе, умение формулировать мысли, слушать мнение других. |
Слово учителя: «Вы выбрали высказывание, которое нашло отклик в вашей душе, показалось вам близким. У вас есть единомышленники, объединитесь в группы по выбранной цитате. Обсудите ваши записи в тетрадях и лучшими идеями поделитесь с классом» | Объединились в пять групп, обсудили индивидуальные записи и сформулировали общую идею о человеке, которому принадлежат цитаты. |
------------------- |
Каждая группа озвучивает свою гипотезу. «Нам кажется, что этот человек был…» | Формирование образа героя | ||||||
IV ЭТАП. ПОРТРЕТ ГЕРОЯ |
Слово учителя: «В результате обсуждения мы получили словесный портрет нашего героя. А теперь мы посмотрим его действительный портрет (показывает портрет Д.И.Менделеева) Узнали? Конечно, это Д.И.Менделеев. Послушайте, что писала о его внешности супруга учёного А.Д. Попова (зачитывает фрагмент воспоминаний А.Д. Поповой, см. Приложение) | Рассматривают портрет Д.И.Менделеева, слушают воспоминания А.Д. Поповой. | Портрет Менделеева, цитаты из воспоминаний Поповой | ||||||||
V ЭТАП. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (З.Х.У.) Создание кластера. Выяснить первоначальный уровень знаний о Д.И.Менделееве, присвоение каждым членом группы знаний других учеников; осознание области известного и неизвестного. |
Слово учителя: « У каждого из вас подготовлена таблица с тремя столбцами – Знаю, Хочу узнать, Узнал. В колонку «Знаю» запишите, что вам известно о Дмитрии Ивановиче. Обсудите в группе и создайте на большом листе бумаги групповой кластер: (термин «кластер» используется в технологии «Критическое мышление» от английского «гроздь». Вид схемы) |
Опираясь на индивидуальные знания каждого члена группы, анализируют и создают общий от группы кластер с первоначальными знаниями. | Таблицы:
Листы бумаги для кластера |
Одна из групп (по желанию) представляет свой кластер. Остальные группы обсуждают, вносят дополнения. | Определили стартовый уровень знаний. | ||||||
VI ЭТАП. Формирование круга интересов Работа над умением формулировать вопросы, определить круг наиболее значимых вопросов. |
Слово учителя: «У нас есть уникальная возможность задать Д.И.Менделееву вопросы. Что бы вы хотели о нём узнать? Запишите свои вопросы в таблицу в графу «Хочу узнать». Обсудите вопросы в группе и выберите от группы два самых значимых, самых интересных вопроса» | В своей таблице записывают интересующие их вопросы, обсуждают и выбирают от группы по два вопроса. | Таблица «З.Х.У.» | Каждая группа озвучивает свои вопросы, учитель записывает их на доске. Так формируется круг обсуждаемых вопросов. | Формирование круга вопросов, требующих обсуждения. | ||||||
VII ЭТАП. работа с текстом Построение новых знаний, осмысление новой информации.
|
Выдаёт в каждую группу тексты на определённую тему: «Биография Менделеева», «Научная деятельность», «Просветительская деятельность», «Увлечения», «Менделеев и развитие промышленности», а также различные иллюстрации (см. Приложение). Слово учителя: «Чтобы ответить на интересующие вас вопросы, ознакомьтесь с полученными текстами, иллюстрациями. Запишите в таблицу в графу «Узнал», что нового вы узнали о нашем герое. Обсудите информацию в группе, дополните свои записи» | Читают выданные тексты, знакомятся с иллюстративным материалом, фотографиями. Продолжают работу в таблице, заполняя графу «Узнал». Обсуждают информацию в группе. | Тексты, иллюстрации, фотографии, книги о Д.И.Менделееве. | Каждая группа кратко представляет содержание своего текста. учитель на доске цветным мелом дополняет первоначальный кластер. | На доске наглядно видны новые приобретённые знания (кластер разрастается, ветвится) | ||||||
VIII ЭТАП. создание символа Реализация творческих способностей, включить новые способы выражения знаний. Символ – Обобщение – Графика. |
Слово учителя: «Теперь ваши знания о Д.И.Менделееве стали богаче, вы узнали разные стороны его личности. Попытайтесь создать в группе графический символ Д.И.Менделеева. Может быть это будет герб, может быть просто рисунок. Творите, фантазируйте, размышляйте!» | Работают в группе над созданием символа. | Бумага, краски, фломастеры, ножницы, клей, скотч. | Вывешивают работы в классе. | Проявление творческих способностей детей. | ||||||
IХ ЭТАП. Афиширование При помощи символов придти к обобщению. |
Предлагает группам представить свои работы. После выступления учеников зачитывает цитату «Три службы Отечеству» (см. Приложение) | Каждая группа комментирует свою графическую работу. | ------------------- | Комментарий рисунка | Создание обобщения | ||||||
Х. ТВОРЧЕСТВО Дать возможность проявить свои творческие способности |
Учитель предлагает ученикам индивидуально выполнить задания по выбору:
|
Выполняют творческие работы | ------------------- | По желанию зачитывают свои работы. | Закрепление знаний, привнесение личного опыта в изучаемый вопрос. | ||||||
XI. РЕФЛЕКСИЯ Самосознание своей личности, себя в коллективе и своей индивидуальности |
Вопросы для рефлексии:
|
Ученики садятся в круг и делятся своими мыслями, отвечая на поставленные вопросы. | ------------------- | ------------------- | Ученики не только открыли для себя личность Д.И.Менделеева, но и сделали открытие в себе каких-то новых качеств, способностей. |