Почва. Состав и свойства

Разделы: Начальная школа


Цель: Дать понятие о составе почвы, её свойствах; воспитывать бережное отношение к почве.

Оборудование: Образцы почвы своей местности, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, держатель, промокательная бумага, картина типов почв (подзолистая, черноземная, торфяная ),коллекция «Состав почвы».

Ход урока.

1. Орг. момент. Настрой на урок.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

2. Проверка домашнего задания. (Разгадывание кроссворда).

Вопросы.

По горизонтали:

1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

2. Этот мастер белый – белый.
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.

3.Он очень детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.

4.На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички

5. Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?

6. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи…

По вертикали:

1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобиться сразу.

2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он - удобрение.

3. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.

4. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.

Ответы: гранит, мел, песок, газ, нефть, руда, глина, известняк, торф, уголь.

3. «Жужжащее чтение». Сообщение темы.

( Детям выдаются узкие полоски бумаги, на которых напечатан текст, узкие полоски - экономия сырьевых ресурсов).

1. Вздрогнула земля…Полетели камни и скалы кувырком с обрыва….

2. Изо всех сил старался задержаться меньшой камень. Мимо него в клубах пыли промчался старшой брат, по пути его настигла скала – громадина.

3. Тяпнула мимоходом по макушке и расколола на куски. «Да, брат…- подумал меньшой гранит. – Вот тебе и каменный характер. Видно, и вправду быть тебе землёй».

4. Но в это время что - то толкнуло и самого меньшого брата, покатился он вслед за всеми да так крепко приложился внизу, что искры посыпались.

5. Не скоро пришёл в себя наш камень. Пожалуй, не один миллион лет миновал, пока он очнулся. А очнулся - глядь, лежит он вместе с другими незнакомыми камнями на льду, а от старшого брата и обломков не видать.

6. Это был огромный ледник; спускавшийся вниз по ущелью длинным языком.

7. Наверху в горах вьюги намели толстые пласты снега. Под собственной тяжестью снег оседал и постепенно превращался в лёд, а на него ложился всё новый и новый снежный покров.

8. Такой получился груз, что лёд постепенно стал сползать вниз. Нашёл дорогу и полез по ней, словно тесто из кастрюли. Неспешно полз ледяной язык, и год от года ущелье становилось всё шире и глубже.

9. А получилось это от того, что в лёд врастало множество больших и малых камней; ими и пилил ледник свою дорогу, словно гигантской тёркой.

10. Немало таких ледников съезжало с высоких снежных гор, а доехав до мест потеплее, они таяли и весь свой каменный груз громоздили великими кучами.

11. Что только не случалось с меньшим гранитом и во время его ледяного путешествия, и потом, когда он прибыл на новое местожительство.

12. Он лежал себе, кряхтел да благословлял свой каменный характер. И пуще всего его злило, что вокруг травка зелёная, цветы головками качали, колосья шептались – все Землю – матушку славили да благодарили.

13. – Чего они её хвалят? - ворчал лежач – камень-Грязь одна! Летом – пыль, весной – слякоть…То вода эту землю точит, то ветер носит, кто хочет, тот её и топчет. А хуже всего, что в неё любая зелень может свои жадные корни запустить.

14. Ворчал – кряхтел старый камень, а его никто не слушал – все от такого соседа подальше держались. Впрочем, граниту только того и надо было – лишь бы не тревожили, лишь бы не мешали, а там хоть трава не расти.

15. Одно плохо – растёт всё-таки. Совсем незадолго до конца этой сказки пролетел ветер и промолвил: « Кто здесь родственников ругает?»

16. - Что же получается? Неужели эта противная земля мне родственница? – сказал камень.

17. – А как же! Почва чёрная из-за остатков растений, из-за перегноя ( гумуса ), а больше всего в нём песчинок да глины! И всё это - дети гранитов и других старых камней.

После того, как ученики прочитают текст вслух, следует обсуждение:

- О чём поведала нам эта история?
- Какая главная мысль текста?
- Как бы вы его озаглавили?
После выбора заголовка, на доске открываю надпись: ПОЧВА,

 4.Работа по теме.
- Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, уже догадались, как она называется?
- Из своего жизненного опыта вы, ребята, знаете, что у многих трав. Кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и развития растения. ПОЧВА – это верхний, рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения. Плодородие – главное свойство почвы. Толщина почвенного слоя различна: от 2-3 см до 150-200см и больше. В России очень много черноземных почв, а 200 лет назад около г.Воронежа находили чернозём до 6 м толщиной. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. фашисты вывозили русский чернозём в Германию.

Демонстрация образцов почвы.
-Посмотрите на образец почвы, какого она цвета?
- Когда вы рассматривали почву, что вы могли наблюдать? (Остатки старых сухих листьев, маленькие палочки, веточки, остатки сухих насекомых).

5.Физкультминутка. (под музыку)

- Здравствуй, солнце золотое!
(Нарисовать руками круг)
-Здравствуй, небо голубое!
(Руки вверх, помахать кистями)
Здравствуй, вольный ветерок,
(Помахать руками перед лицом)
-Здравствуй, маленький дубок!
(Поднять руки вверх и покачать ими)
-Мы живём в одном краю –
Любим Родину свою.
(Тихо садятся).

 6.Практическая работа. Состав почвы.
-Вы хорошо, ребята, знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним состав почвы и основные её свойства.

Опыт №1
- Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидели?
(Из почвы выходят пузырьки воздуха).
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух).

Опыт №2
- Возьмём промокательную бумагу, насыплем на неё немного почвы. Придавим её плотно на бумаге, стряхнём в стакан с водой.
- Что видим на бумаге?(Осталось влажное пятно)
- Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным,
- Что доказывает этот опыт? ( В почве есть вода).

 Опыт №3.
- Будем продолжать нагревать почву.
-Что вы видите и чувствуете? ( Над почвой появился дымок. В классе распространяется неприятный запах).
- Это сгорает перегной. Который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие определяется количеством в ней перегноя.
-Сделайте свой вывод. ( В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей - это перегной).

 Опыт №4.
- Возьмём стакан с водой и почвой.
- Что вы видите? ( На поверхности воды плавает мусор, остатки листьев.) На дне стакана муть.
- Рассмотрите внимательно эту муть, осевшую на дне стакана. Что вы видите? ( Песок, поверх которого осела глина).
- Сделайте вывод из этого опыта. ( В почве есть песок и глина).
-И…? ( И перегной).

 Опыт №5.
- Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель воды поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые налёты. Это соли. ( Дети рассматривают налёт на стекле).
- Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Сделаем вывод: В почве содержатся соли, которые могут растворяться в воде.
- Молодцы! А теперь на основании практической работы заполните схему «Состав почвы»:

 ПОЧВА
- Что у вас получилось?
( В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли, микробы.)

  7. Итог урока.
- Что называют почвой?
- Всякий ли слой земли можно назвать почвой?
- Чем определяется плодородие почвы?
- Почему почву называют «чудесной кладовой»?