Цель:
- расширить знания детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина;
- развивать речь, творческие способности детей;
- прививать любовь к чтению;
- воспитывать умение работать в группах.
Оборудование:
- для оформления портрет А.С. Пушкина, красочные плакаты и иллюстрации к сказкам;
- бочонки с числами;
- для команд карточки и таблички с цифрами 1, 2, 3;
- рисунки: “Зеркало”, “Корыто”, “Заяц”, “Кораблик”, “Лук и стрела”.
Участники: пять команд из 3–4 классов.
Подготовительный этап
Заранее подготавливается афиша мероприятия, в которой указывается время и место проведения литературного лото, приглашаются участники и зрители.
Детей необходимо подготовить к участию: разделить на команды (количество человек произвольное), дать индивидуальные и групповые задания по изучению биографии А.С. Пушкина, по изучению сказок и подготовке выставки рисунков.
Каждая команда готовит название и небольшое представление, а также “музыкальную паузу” (творческий номер).
Содержание мероприятия
Организационный этап
Ведущий: Дорогие участники и гости! Мы начинаем игру “Литературное лото”, посвященную сказкам А.С. Пушкина. Позвольте мне представить независимых экспертов, которые помогут оценить игру каждой команды.
Давайте поприветствуем участников игры!
Каждая команда, представляет название, девиз и занимает места за своим столом.
Правила игры
У каждой команды на столе находятся карточки лото (поле с числами от 1 до 75). На доске в беспорядке расположены бочонки, с обратной стороны которых написаны номера вопросов с 1 по 75 и пять бочонков с “музыкальными паузами”.
По очереди капитан команды выбирает любой бочонок, ведущий зачитывает вопрос, соответствующий номеру бочонка.
Команда, посовещавшись в течение 30 секунд, отвечает на вопрос.
Если ответ правильный, то на своей карточке команда закрашивает клетку с данным номером. Если ответ неправильный, то клетка остается не закрашенной.
Команды соперников могут ответить на вопрос другой команды и получить жетон –дополнительный балл.
Если капитан вытащит бочонок “Музыкальная пауза”, то он выбирает любую команду, которая покажет свой творческий номер. Творческие номера учитывает жюри при поведении итогов.
В конце игры подсчитывается количество закрашенных клеток и баллы, полученные за ответы на вопросы соперников и дополнительные вопросы.
Разминка
Ведущий: Чтобы определить очередность команд и заработать дополнительные баллы, ответьте на несколько вопросов.
На доске три ответа. У каждой команды – таблички с цифрами 1, 2, 3.
Команда, посовещавшись, поднимает номер ответа.
За правильный ответ команда получает – 1 балл.
- Где родился А.С. Пушкин? (Москва, Санкт-Петербург, Новгород.)
- Когда он родился? (6 июня 1899г., 6 июня 1799г., 12 апреля 1961г.)
- Как звали няню А.С. Пушкина? (Наталья Петровна, Василиса Матвеевна, Арина Родионовна Яковлева.)
- В каком учебном заведении учился А.С. Пушкин? (Царскосельский лицей, реальное училище, Московская академия.)
- В какое село был сослан А.С. Пушкин по приказу царя? (Ясная Поляна, Михайловское, Царское село.)
- Чьи это слова “Что за прелесть эти сказки!”? (А.С. Пушкин, А.А. Фет, Л.Н. Толстой.)
- На листах напишите названия сказок, которые написал А.С. Пушкин. Та команда, которая первой выполнит задание, первой возьмет вопрос.
Ход игры
| № воп. |
Вопрос | Ответ |
| 1 | Из какой сказки слова: путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба? | Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. |
| 2 | Как звали сенную девушку? | Чернавка |
| 3 | Назовите имя жениха молодой царевны. | Елисей |
| 4 | У кого жила царевна в лесу? | У семи богатырей |
| 5 | К кому обращался королевич с просьбой о помощи? | Солнцу, месяцу и ветру |
| 6 | Как звали собаку семи богатырей? | Соколко |
| 7 | Где богатыри похоронили царевну? | В пустой горе |
| 8 | Что сказала царевна, когда ожила? | “Как же долго я спала!” |
| 9 | Узнайте сказку по рисунку: “Зеркало” <Рисунок 1> Приложение 1 |
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях |
| 10 | Продолжи строчку: “Ветер, ветер! Ты могуч,… | “Ты гоняешь стаи туч” |
| 11 | Продолжи строчку: “Ты, царица, всех милее…” | “Всех румяней и белее” |
| 12 | Из какой сказки отрывок:
|
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” |
| 13 | Из какой сказки слова: откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто? | Сказка о рыбаке и рыбке. |
| 14 | Сколько лет жили старик со старухой? | 30 лет и 3 года |
| 15 | Сколько раз закидывал невод старик, прежде чем поймал золотую рыбку? | 2 раза |
| 16 | Что было в неводе у старика в первый и второй раз? | Тина, трава морская |
| 17 | Что попросила старуха в первый раз? | Корыто |
| 18 | Кем хотела стать старуха? | Столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою |
| 19 | Какое желание рыбка не выполнила? | Владычицей морскою |
| 20 | Как менялось море каждый раз, когда старик приходил с просьбой? | Разыгралось, помутилося, не спокойно, почернело, черная буря |
| 21 | Куда отправила старика старуха, когда стала столбовою дворянкой? | На конюшню |
| 22 | Узнайте сказку по рисунку: “Корыто” <Рисунок 2> Приложение 2 |
“Сказка о рыбаке и рыбке” |
| 23 | Продолжи строчку: “Приплыла к нему рыбка, спросила:…” | “Чего тебе надобно, старче?” |
| 24 | Из какой сказки отрывок:
|
“Сказка о рыбаке и рыбке” |
| 25 | Из какой сказки слова: базар, жадность, лошадь, работа, оброк, море, веревка? | Сказка о попе и о работнике его Балде. |
| 26 | Где встретил поп Балду? | На базаре |
| 27 | За какую плату согласился Балда работать у попа? | три щелчка в год |
| 28 | Как работал Балда? | За семерых |
| 29 | Что посоветовала попадья сделать попу, чтобы не платить Балде за работу? | Задать невыполнимую службу |
| 30 | С кого поп велел собрать недоимки? | С чертей |
| 31 | Какой срок не платили черти оброк? | Три года |
| 32 | Какой предмет помог Балде вызвать чертей? | Веревка |
| 33 | Какие соревнования предложил бесенок? | Бег наперегонки, бросать палку |
| 34 | Кто бегал наперегонки с бесенком? | Заяц |
| 35 | Сколько шагов пронес бесенок лошадь? | Два |
| 36 | Куда обещал Балда закинуть палку? | На тучку |
| 37 | Что случилось с попом, когда он расплатился с Балдой? | Лишился ума |
| 38 | Узнайте сказку по рисунку: “Заяц” <Рисунок 3> Приложение 3 |
“Сказка о попе и о работнике его Балде” |
| 39 | Продолжи строчку: “Живет Балда в поповом доме, спит себе на соломе, ест за четверых…” | “Работает за семерых” |
| 40 | Из какой сказки слова: рать, воеводы, царь, скопец, шатер, звездочет, петушок? | Сказка о Золотом петушке |
| 41 | Кто преподнес царю Додону петушка? | Скопец, звездочет, мудрец |
| 42 | Что попросил мудрец в награду за Золотого петушка? | Выполнения его любого желания |
| 43 | Где сидел петушок, охраняя границы государства? | На спице |
| 44 | Как предупреждал петушок об опасности? | Криком и поворачивался в сторону опасности |
| 45 | Сколько времени прожил царь в спокойствии? | два года |
| 46 | С какой стороны пришла опасность? | С востока |
| 47 | Кого отправил царь во главе войска, когда в первый и второй раз закричал петушок? | Своих сыновей |
| 48 | Через сколько дней петушок снова начал кричать об опасности? | Каждый раз на 8-ой день |
| 49 | Что увидел царь Додон на восьмой день пути? | Рать побитая, сыновья мертвые, шатер |
| 50 | Сколько дней пировал царь в шатре у Шамаханской царицы? | 7 дней |
| 51 | Как наградил царь Додон мудреца-звездочета? | стукнул жезлом и убил |
| 52 | Продолжи строчку: “Подари ты мне девицу…” | Шамаханскую царицу |
| 53 | Из какой сказки отрывок:
|
“Сказка о Золотом петушке” |
| 54 | Из какой сказки слова: царь, бочка, кораблик, лебедь, гонец, зависть? | Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. |
| 55 | О чем мечтали три девицы под окном? | стать царицей |
| 56 | Куда отправился царь после свадьбы? | На войну |
| 57 | Кто подменял грамоты гонцу? | Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой |
| 58 | Какое послание отправили сестры царю, переняв гонца? | Родила царица в ночь не то сына, не то дочь… |
| 59 | Что написали сестры в ответной грамоте от царя? | И царицу, и приплод тайно бросить в бездну вод |
| 60 | Что сделали бояре с царицей и ее сыном? | Засмолили в бочку и бросили в море |
| 61 | Где оказались мать и сын, когда волна выбросила бочку на берег? | На острове Буяне |
| 62 | От кого спас царевич лебедь – птицу? | От коршуна, злого чародея |
| 63 | Кем нарекся царевич в новом городе на острове? | Князем Гвидоном |
| 64 | Перечислите чудеса, которые появились на острове Буяне | Белка, 33 богатыря с Черномором, царевна Лебедь |
| 65 | Какую песню пела белка “при чесном при всем народе”? | Во саду ли, в огороде |
| 66 | Что за стража обходила славный город? | 33 богатыря |
| 67 | Кто возглавлял чудесное морское войско? | Дядька Черномор |
| 68 | В кого превращался князь Гвидон? | Комар, муха, шмель |
| 69 | Кто рассказывал о чудесах на острове царю? | Купцы |
| 70 | Как наказал князь Гвидон своих тетушек и бабушку? | Укусил в глаза, в нос |
| 71 | Узнайте сказку по рисунку: “Кораблик” <Рисунок 4> Приложение 4 |
“Сказка о царе Салтане…” |
| 72 | Узнайте сказку по рисунку: “Лук и
стрела” <Рисунок 5> Приложение 5 |
“Сказка о царе Салтане…” |
| 73 | Продолжи строчку: “Три девицы под окном…” | “Пряли поздно вечерком” |
| 74 | Продолжи строчку: “Ветер на море гуляет…” | “И кораблик подгоняет” |
| 75 | Из какой сказки отрывок:
|
“Сказка о царе Салтане…” |
Подведение итогов.
Карточки лото команды сдают для подведения итогов. Пока жюри подводит итоги, можно провести конкурс со зрителями “Продолжи строчку”.
Ведущий: А сейчас жюри объявит победителей!
Представитель жюри объявляет победителей и награждает лучшие команды и самых активных участников.