Литературное лото "Что за прелесть эти сказки!"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • расширить знания детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина;
  • развивать речь, творческие способности детей;
  • прививать любовь к чтению;
  • воспитывать умение работать в группах.

Оборудование:

  • для оформления портрет А.С. Пушкина, красочные плакаты и иллюстрации к сказкам;
  • бочонки с числами;
  • для команд карточки и таблички с цифрами 1, 2, 3;
  • рисунки: “Зеркало”, “Корыто”, “Заяц”, “Кораблик”, “Лук и стрела”.

Участники: пять команд из 3–4 классов.

Подготовительный этап

Заранее подготавливается афиша мероприятия, в которой указывается время и место проведения литературного лото, приглашаются участники и зрители.

Детей необходимо подготовить к участию: разделить на команды (количество человек произвольное), дать индивидуальные и групповые задания по изучению биографии А.С. Пушкина, по изучению сказок и подготовке выставки рисунков.

Каждая команда готовит название и небольшое представление, а также “музыкальную паузу” (творческий номер).

Содержание мероприятия

Организационный этап

Ведущий: Дорогие участники и гости! Мы начинаем игру “Литературное лото”, посвященную сказкам А.С. Пушкина. Позвольте мне представить независимых экспертов, которые помогут оценить игру каждой команды.

Давайте поприветствуем участников игры!

Каждая команда, представляет название, девиз и занимает места за своим столом.

Правила игры

У каждой команды на столе находятся карточки лото (поле с числами от 1 до 75). На доске в беспорядке расположены бочонки, с обратной стороны которых написаны номера вопросов с 1 по 75 и пять бочонков с “музыкальными паузами”.

По очереди капитан команды выбирает любой бочонок, ведущий зачитывает вопрос, соответствующий номеру бочонка.

Команда, посовещавшись в течение 30 секунд, отвечает на вопрос.

Если ответ правильный, то на своей карточке команда закрашивает клетку с данным номером. Если ответ неправильный, то клетка остается не закрашенной.

Команды соперников могут ответить на вопрос другой команды и получить жетон –дополнительный балл.

Если капитан вытащит бочонок “Музыкальная пауза”, то он выбирает любую команду, которая покажет свой творческий номер. Творческие номера учитывает жюри при поведении итогов.

В конце игры подсчитывается количество закрашенных клеток и баллы, полученные за ответы на вопросы соперников и дополнительные вопросы.

Разминка

Ведущий: Чтобы определить очередность команд и заработать дополнительные баллы, ответьте на несколько вопросов.

На доске три ответа. У каждой команды – таблички с цифрами 1, 2, 3.

Команда, посовещавшись, поднимает номер ответа.

За правильный ответ команда получает – 1 балл.

  1. Где родился А.С. Пушкин? (Москва, Санкт-Петербург, Новгород.)
  2. Когда он родился? (6 июня 1899г., 6 июня 1799г., 12 апреля 1961г.)
  3. Как звали няню А.С. Пушкина? (Наталья Петровна, Василиса Матвеевна, Арина Родионовна Яковлева.)
  4. В каком учебном заведении учился А.С. Пушкин? (Царскосельский лицей, реальное училище, Московская академия.)
  5. В какое село был сослан А.С. Пушкин по приказу царя? (Ясная Поляна, Михайловское, Царское село.)
  6. Чьи это слова “Что за прелесть эти сказки!”? (А.С. Пушкин, А.А. Фет, Л.Н. Толстой.)
  7. На листах напишите названия сказок, которые написал А.С. Пушкин. Та команда, которая первой выполнит задание, первой возьмет вопрос.

Ход игры

воп.

Вопрос Ответ
1 Из какой сказки слова: путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба? Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
2 Как звали сенную девушку? Чернавка
3 Назовите имя жениха молодой царевны. Елисей
4 У кого жила царевна в лесу? У семи богатырей
5 К кому обращался королевич с просьбой о помощи? Солнцу, месяцу и ветру
6 Как звали собаку семи богатырей? Соколко
7 Где богатыри похоронили царевну? В пустой горе
8 Что сказала царевна, когда ожила? “Как же долго я спала!”
9 Узнайте сказку по рисунку: “Зеркало”
<Рисунок 1> Приложение 1
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
10 Продолжи строчку: “Ветер, ветер! Ты могуч,… “Ты гоняешь стаи туч”
11 Продолжи строчку: “Ты, царица, всех милее…” “Всех румяней и белее”
12 Из какой сказки отрывок:

“… Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный…”

“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”
13 Из какой сказки слова: откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто? Сказка о рыбаке и рыбке.
14 Сколько лет жили старик со старухой? 30 лет и 3 года
15 Сколько раз закидывал невод старик, прежде чем поймал золотую рыбку? 2 раза
16 Что было в неводе у старика в первый и второй раз? Тина, трава морская
17 Что попросила старуха в первый раз? Корыто
18 Кем хотела стать старуха? Столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою
19 Какое желание рыбка не выполнила? Владычицей морскою
20 Как менялось море каждый раз, когда старик приходил с просьбой? Разыгралось, помутилося, не спокойно, почернело, черная буря
21 Куда отправила старика старуха, когда стала столбовою дворянкой? На конюшню
22 Узнайте сказку по рисунку: “Корыто”
<Рисунок 2> Приложение 2
“Сказка о рыбаке и рыбке”
23 Продолжи строчку: “Приплыла к нему рыбка, спросила:…” “Чего тебе надобно, старче?”
24 Из какой сказки отрывок:

“…Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты…”

“Сказка о рыбаке и рыбке”
25 Из какой сказки слова: базар, жадность, лошадь, работа, оброк, море, веревка? Сказка о попе и о работнике его Балде.
26 Где встретил поп Балду? На базаре
27 За какую плату согласился Балда работать у попа? три щелчка в год
28 Как работал Балда? За семерых
29 Что посоветовала попадья сделать попу, чтобы не платить Балде за работу? Задать невыполнимую службу
30 С кого поп велел собрать недоимки? С чертей
31 Какой срок не платили черти оброк? Три года
32 Какой предмет помог Балде вызвать чертей? Веревка
33 Какие соревнования предложил бесенок? Бег наперегонки, бросать палку
34 Кто бегал наперегонки с бесенком? Заяц
35 Сколько шагов пронес бесенок лошадь? Два
36 Куда обещал Балда закинуть палку? На тучку
37 Что случилось с попом, когда он расплатился с Балдой? Лишился ума
38 Узнайте сказку по рисунку: “Заяц”
<Рисунок 3> Приложение 3
“Сказка о попе и о работнике его Балде”
39 Продолжи строчку: “Живет Балда в поповом доме, спит себе на соломе, ест за четверых…” “Работает за семерых”
40 Из какой сказки слова: рать, воеводы, царь, скопец, шатер, звездочет, петушок? Сказка о Золотом петушке
41 Кто преподнес царю Додону петушка? Скопец, звездочет, мудрец
42 Что попросил мудрец в награду за Золотого петушка? Выполнения его любого желания
43 Где сидел петушок, охраняя границы государства? На спице
44 Как предупреждал петушок об опасности? Криком и поворачивался в сторону опасности
45 Сколько времени прожил царь в спокойствии? два года
46 С какой стороны пришла опасность? С востока
47 Кого отправил царь во главе войска, когда в первый и второй раз закричал петушок? Своих сыновей
48 Через сколько дней петушок снова начал кричать об опасности? Каждый раз на 8-ой день
49 Что увидел царь Додон на восьмой день пути? Рать побитая, сыновья мертвые, шатер
50 Сколько дней пировал царь в шатре у Шамаханской царицы? 7 дней
51 Как наградил царь Додон мудреца-звездочета? стукнул жезлом и убил
52 Продолжи строчку: “Подари ты мне девицу…” Шамаханскую царицу
53 Из какой сказки отрывок:

“Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой…”

“Сказка о Золотом петушке”
54 Из какой сказки слова: царь, бочка, кораблик, лебедь, гонец, зависть? Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
55 О чем мечтали три девицы под окном? стать царицей
56 Куда отправился царь после свадьбы? На войну
57 Кто подменял грамоты гонцу? Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой
58 Какое послание отправили сестры царю, переняв гонца? Родила царица в ночь не то сына, не то дочь…
59 Что написали сестры в ответной грамоте от царя? И царицу, и приплод тайно бросить в бездну вод
60 Что сделали бояре с царицей и ее сыном? Засмолили в бочку и бросили в море
61 Где оказались мать и сын, когда волна выбросила бочку на берег? На острове Буяне
62 От кого спас царевич лебедь – птицу? От коршуна, злого чародея
63 Кем нарекся царевич в новом городе на острове? Князем Гвидоном
64 Перечислите чудеса, которые появились на острове Буяне Белка, 33 богатыря с Черномором, царевна Лебедь
65 Какую песню пела белка “при чесном при всем народе”? Во саду ли, в огороде
66 Что за стража обходила славный город? 33 богатыря
67 Кто возглавлял чудесное морское войско? Дядька Черномор
68 В кого превращался князь Гвидон? Комар, муха, шмель
69 Кто рассказывал о чудесах на острове царю? Купцы
70 Как наказал князь Гвидон своих тетушек и бабушку? Укусил в глаза, в нос
71 Узнайте сказку по рисунку: “Кораблик”
<Рисунок 4> Приложение 4
“Сказка о царе Салтане…”
72 Узнайте сказку по рисунку: “Лук и стрела”
<Рисунок 5> Приложение 5
“Сказка о царе Салтане…”
73 Продолжи строчку: “Три девицы под окном…” “Пряли поздно вечерком”
74 Продолжи строчку: “Ветер на море гуляет…” “И кораблик подгоняет”
75 Из какой сказки отрывок:

“Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой”

“Сказка о царе Салтане…”

Подведение итогов.

Карточки лото команды сдают для подведения итогов. Пока жюри подводит итоги, можно провести конкурс со зрителями “Продолжи строчку”.

Ведущий: А сейчас жюри объявит победителей!

Представитель жюри объявляет победителей и награждает лучшие команды и самых активных участников.