Урок по окружающему миру. 3-й класс. Тема: "Многообразие насекомых в природе и практическое значение"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о насекомых, их  многообразии, строении, значении в природе и жизни человека.
  • Учить детей самостоятельно добывать новую информацию, оперировать ею.
  • Развивать познавательную активность, интерес к предмету, умение делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация рисунков, таблиц, схем.

Средства наглядности: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Итак, друзья, звенел звонок,
Садитесь тихо, начинается урок.

2. Определение темы урока

Два ученика (девочка и мальчик) по очереди читают стихотворение С.Я.Маршака.

Мальчик:

Эта страничка зелёного цвета (Приложение. Слайд 1)
Значит на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой страничке прилёг.

Девочка:

Бродят в траве золотые букашки, (Приложение. Слайд 2)
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолёт, стрекоза.

Мальчик:

Вот тёмно-красная божья коровка, (Приложение. Слайд 3)
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко,
И полетела по важным делам.

Девочка:

Вот в одинаковых платьях, как сёстры, (Приложение. Слайд 4)
Бабочки сели в траву отдыхать
То закрываются книжечкой пёстрой,
То, раскрываясь, несутся опять.

– Ребята, о ком пойдёт речь на уроке?
– Конечно о насекомых. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и многие другие. Насекомые появились на нашей планете примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.
– В настоящее время насчитывается более 1 миллиона представителей насекомых, гораздо больше, чем всех остальных животных вместе взятых. А сколько ещё неизвестно науке!

3. Изучение нового материала

a) Строение насекомых

– Ребята, а что отличает насекомых от других животных?
– Правильно! Только насекомые имеют три пары конечностей.
– Посмотрите внимательно на экран (Приложение. Слайд 5) и ответьте на вопрос: «Все ли животные являются насекомыми?» (Нет. Лишний паук, так как у него 4 пары конечностей).
– Хорошо! А кто знает почему насекомые получили такое название? (Потому что, их тело разделено на три отдела: голова, грудь, брюшко. А на брюшке насекомых имеются насечки.)
– Давайте рассмотрим строение насекомого, на примере майского жука. (Приложение. Слайд 6).
– Тело состоит из 3 отделов: голова, грудь, брюшко. На голове располагается пара усиков.
– Какую роль выполняют усики у насекомых? (Усики – органы осязания и обоняния).
– Ещё на голове имеется пара глаз. У некоторых насекомых глаза развиты очень хорошо. Так, например, стрекоза. (Приложение. Слайд 7) (Дополнительный материал о стрекозе может рассказывать, как учитель, так и заранее подготовленный ученик).
– У большинства насекомых по 2 пары крыльев. (Приложение. Слайд 6). На груди 3 пары конечностей, по этому признаку они получили своё второе название: шестиногие.

Вывод: у всех насекомых 6 конечностей, тело разделено на 3 отдела: голову, грудь, брюшко. Но имеются отличия в строении глаз, количестве крыльев.

б) Работа в группах

– Сейчас каждая группа получит задание. Нужно очень внимательно посмотреть на рисунок и подписать каждую часть тела насекомого, а если будет необходимо, то и дорисовать недостающую часть. (Задание можно дать дифференцированно: 1 группа – только подписать, 2 – дорисовать усики, 3 – дорисовать пару конечностей, 4 – дорисовать усики и насечки, 5 – пару конечностей, усики, насечки ).

Проверка работы. Выступление одного человека от группы.

в) Строение конечностей

– Ребята, а почему насекомые являются самым многочисленным видом среди животных?
– Правильно! Они освоили и водную среду обитания, и воздушную, и почву. Их можно встретить повсюду.
– А чем питаются насекомые ? (Приложение. Слайды 8, 9, 10) .
– Насекомых по способу питания можно разделить на группы. Одни любят полакомиться медовым нектаром, другие – созревшими плодами, третьи – зелёными листочками.
– Как вы думаете, а есть ли среди насекомых хищники?
– Конечно. Это насекомые, которые питаются, охотятся на других насекомых. Например, стрекоза, божья коровка, богомол и т. д.
– Обратите внимание на конечности насекомых. (Приложение. Слайд 11) Почему насекомые имеют разное строение конечностей? От чего это зависит?

Вывод: это зависит от среды и условий обитания, питания, выполняемых функций данного насекомого.

г) Групповая работа. (Приложение. Слайд 12)

– Каждая группа получает рисунок насекомого. Нужно определить какой тип конечностей у данного насекомого и почему? (На экране в это время появляются названия всех видов
конечностей насекомых: прыгательные, плавательные, бегательные, копательные, хватательные.)

На доске лист ватмана, на котором изображено небо, луг, озеро, земля.

– Каждой группе необходимо поместить своего насекомого в его среду обитания.

Проверка работы. Выступление одного человека от группы.

д) Роль насекомых в природе и жизни человека

– Давайте представим, что на Земле не осталось ни одного насекомого? Что произойдёт?
– Какую пользу приносят насекомые природе? (Опыляют растения, участвуют в почвообразовательных процессах, уничтожают насекомых-вредителей, являются пищей для
других животных, да и просто радуют глаз).

Вывод: (Приложение. Слайд 13 ).

– А смог бы человек обойтись без насекомых? Почему? (Приложение. Слайд 14)
– Все ли насекомые так полезны?
– Конечно, нет. Среди насекомых много вредителей. (Приложение. Слайд 15). Например, личинка майского жука, саранча, медведка, жук-короед, колорадский жук, комар, клоп и т. д.
– Так может они совсем не нужны в природе?

Вывод: в природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего.

е) Насекомые, занесённые в Красную книгу Волгоградской области

В Красную книгу Волгоградской области занесено 49 видов насекомых.(Приложение. Слайд 16)
– Давайте посмотрим, какие насекомые занесены в Красную книгу Волгоградской области. (Приложение. Слайды 17, 18, 19, 20 ).
– Почему эти насекомые находятся под охраной?

4. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?
– Почему нужно бережно относиться к животным?

5. Рефлексия

– Кому было трудно на уроке?
– Кому интересно?
– Покажите карточку «Мое настроение».