Решение логарифмических уравнений

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Основная цель современной школы – создать систему обучения, которая мотивирует образовательные потребности каждого ученика, обеспечивает и при этом учитывает

индивидуальные возможности.

Одной из технологий, позволяющих решить эти задачи, является модульное обучение.

Сущность модульного обучения состоит в том, что основное время ученик работает

самостоятельно, учится ставить перед собой конкретные цели, планировать их достижение, организовывать свою работу в соответствии с составленным планом, оценивать свою работу.

Учитель осуществляет управление учебной познавательной деятельностью через модуль и консультации.

В модуль входят:

  • план действий с указанием конкретных целей;
  • банк информации;
  • методическое руководство по достижению указанных целей.

Цели урока:

  • систематизация знаний по теме “Решение логарифмических уравнений”,
  • осуществить индивидуальный подход и педагогическую поддержку каждого ученика через разноуровневые задания и благоприятную психологическую атмосферу.

Задачи урока:

  • Обучающие: уметь применять различные методы решения логарифмических уравнений, уметь ориентироваться в заданиях разделов В и С.
  • Развивающие: развитие логического мышления, потребность к самообразованию, развитие навыков контроля и самоконтроля.
  • Воспитывающие: воспитание познавательной активности, формирование мотивации желания работать на уроке, культуры общения, взаимоподдержки, уверенности в себе.

Тип урока и применение педагогической технологии: урок обобщения и систематизации знаний, модульная технология.

Методы и приемы проведения урока: репродуктивный, частично поисковый оптимальный для данного типа урока, мини-диалог, дифференцируемая самостоятельная работа и индивидуальная , работа в парах, самопроверка и проверка уровня знаний.

Все этапы (модули) логически взаимосвязаны и завершены, определены цели каждого модуля, подводится итог на каждом этапе.

Оборудование и материалы к уроку: экран, проектор, плакаты, план-конспект урока каждому учащемуся, карточки для самостоятельной работы.

План урока:

Организационный момент.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. УЭ-0. Проверка домашнего задания.
  3. УЭ-1. Входной контроль умений и навыков учащихся.
  4. УЭ-2. Систематизация способов решения уравнений.
  5. УЭ-3. Решение уравнений.
  6. УЭ-4. Физ. минутка.
  7. УЭ-5. Выходной контроль (самостоятельная работа).
  8. УЭ-4. Выявить уровень усвоения модуля.
  9. УЭ-5. Домашнее задание.
  10. Рекомендации по использованию урока: данный урок может быть использован в классах с разным уровнем подготовки учащихся, его можно провести в 10-м классе после изучения темы “Решение логарифмических уравнений”.
Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и впоследствии подтвердить это, – что, следя этому методу, мы достигли цели.

Лейбниц

Цель урока: систематизация знаний данной темы, продолжение обучения работе с заданиями ЕГЭ, проверка уровня усвоения темы путем дифференцированного опроса учащихся.

См. Приложение, Приложение 1

№ УЭ Учебный элемент с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала.
УЭ-0 Проверка выполнения домашнего задания.

0.1. Цель: актуализация знаний, предупредить появление типичных ошибок.

Проверьте ответы уравнений на экране.

За каждое правильно выполненное задание поставьте себе 1 балл.

УЭ-1 Входной контроль умений и навыков учащихся.

1.1. Цель: совершенствование умения быстро и правильно решать логарифмические уравнения, используя определение логарифма и свойства логарифмов.

1.2. Выполните самостоятельную работу.

1 вариант:

Решите уравнение:

А1. log(2х – 2) = 3

1) 4
2) 5
3) 3
4) 5,5

А2. 7= 5

1) 1
2) 0
3) 10
4) 5

А3. Log7 (х – 1) = log76

1) 5
2) 6
3) 7
4) 8

Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:

В1. ln(х + 1) = ln(5 – х) + ln2

1) (-1; 2)
2) (2; 4)
3) (4; 7)
4) (-3; -1)

В2. log(х + 1) – log(8 – х) = 2

1) (-3; 1)
2) (1; 6)
3) (6; 8)
4) (8; 11)

2 вариант

Решите уравнение

А1. log(х – 3) = 2

1) 9
2) 5
3) 11
4) 12

А2. 5=2

1) 2
2) 5
3) 4
4)10

А3. log(х + 4) =   log(2х – 1)

1) -3
2) 2
3)5
4)-5

Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:

В1. lg(х – 3) =  lg3 + lg (7 – х)

1) (-7; 0)
2) (0;3)
3) (5;8)
4) (11;14)

В2. log(7 + х) – log(1 – х) = 2

1) (-7; -4)
2) (-1; 2)
3) (-4; -1)
4) (2;5)

1.3. Проверьте правильность решения по карте контроля №1 и выставьте себе балы (за каждое правильно решенное задание 1б).

 

Внимательно прочитайте цели

Запись делайте в тетрадях.

Самооценка.

УЭ-2 Проверка теоретических и знаний.

2.0. Цель: Повторить и систематизировать основные способы решения логарифмических уравнений.

Смотрите на экран или буклет.

 

УЭ-3 Решение уравнений.

3.0. Цель: закрепить навыки решения уравнений различными способами.

3.1. Часть А: ( на оценку “3”)

А1. log(х – 3) = –3

А2. log5 + log(х–1) = 1

А3. ln(х + 1) +  ln(х –1) = ln8

А4. lgх – lgх =6

Часть В и С: (на оценку “4” и “5”)

В1. logх + logх + logх=7

В2. log(3–х)=log(1–х)

С1. Найдите произведение корней уравнения:

х =

Дополнительно:

С2. log(2007x–2007x+ 1) +

3.1. Выставьте себе балы: за каждое, правильно решенное задание части А - 1 балл, части В и С по 2б.

 

Применяйте определение логарифма и свойства логарифмов.

Работа в парах.

Помни!

1)logх =

2)ОДЗ

3)отбор корней

Правильность выполнения проверь у учителя или по карте контроля №2

УЭ-4 4.0. Софизм: “Логарифмическая комедия 2 > 3”.

Цель: развитие логического мышления.

“Доказательство” неравенства 2 › 3.

Доказательство начинаем с верного неравенства.

>

()> ()

lg()> lg()

2 lg()> 3 lg()

После сокращения на lg() имеем 2 > 3.

В чем состоит ошибка?

 
УЭ-5 Выходной контроль.

5.0.Цель: а) проверить умения и навыки решения логарифмических уравнений части А, В, С.

б) проверить полноту и качество усвоенного материала.

5.1. Выполните самостоятельную работу по карточке.

5.2. Проверьте друг у друга правильность выполнения по карте контроля №3 или на экране.

Самостоятельная работа на карточке.

Взаимопроверка.

Ответ

УЭ-6 6.0. Цель: Выявить уровень усвоения модуля.

6.1. Ответьте на вопрос: достигли вы поставленной цели на уроке?

Для этого вернитесь к началу модуля и прочитайте, какие цели стояли перед вами.

6.3. Подсчитайте общее количество балов и выставьте себе оценку.

6.4. Выберите домашнее задание:

а) если вы получили “5” и “4” выполняете задание по карточке “домашняя работа 2”,

б) если вы получили “3” или “2” повторите свойства логарифмов, основные способы решения логарифмических уравнений и выполните этот модуль еще раз.

 

Используйте шкалу оценок.

Самостоятельная работа

Вариант № 1.

А1. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:

log(2х–1)=2

1) (11; 14)
2) (14; 17)
3) (10;12)
4) (0;3).

А2. Решите уравнение: log(х–5) + log(х+2)=3

1) –3
2) –6
3) 6
4) 3.

А3. Найдите сумму корней уравнения:

log – 2 logх =3

1) 27
2) 26
3) –27
4) 27.

В1. Решите уравнение и выпишите целое решение: 5logх + 3log4 = 8

С1. Решите уравнение: log(х–6)= 4

Вариант № 2

А1. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:

log(х–2)= –2

1) (10; 14)
2) (15; 19)
3) (0; 13)
4) (-16; -12)

А2. Решите уравнение: log(х –2) + log(х + 6) = 2

1) 7
2) –3
3) 3
4) ?7

А3. Найдите сумму корней уравнения: logх ?logх =2

1) 25,2
2) 5
3) –25
4) 25,5

В1. Решите уравнение и в ответе укажите целое решение: 4logх + log = 3

С1. Решите уравнение: log5 =

Карта контроля №1.

  А1 А2 А3 В1 В2
Вариант №1 2 4 3 2 3
Вариант №2 4 1 3 3 2

Карта контроля №2

А1 А2 А3 А4 В1 В2 С1 С2
11 1,8 3 1000 0,01 16 Нет решения 0,25 0

Карта контроля №3.

  А1 А2 А3 В1 С1
Вариант №1 1 3 4 4 2
Вариант №2 2 3 1 3 5 и 0

Домашняя работа №1.

А1. log3(4х +5) + log3(х +2) = log3(2х +3)

А2. log2(3 – х) = 0

А3. logх9 + 4log9х = 4

А4. log2 + 4х – 5) = – 4

В1. lg2х – 5lgх + 6 = 0

В2. х log3х – log32х = 0

В3. lg(х + 5) = 0

С1. logх3 + log3х = log3 + log3 + 0,5

Домашняя работа №2.

log3(5х – 6) = log32 +3

log(3х – 5) = – 3

3. lg (7 + х) – lg (з – х) = lg4

4. logх + log4х -1 = – 2

5. logх – 32 – 4х)2 = 4

6. 5logх= 36

7. log2 – 9) = log(2х – 1)

8. 1 + 2 logх+25 = log5(х +2)

9. хlogх = х

См. Приложение, Приложение 1