Во время проведения недели математики в школе в восьмых классах проводится знакомство с историей математики, с её выдающимися учеными. “Звездный час” является своеобразным подведением итогов данной работы.
Задачи данного мероприятия:
- расширять и углублять представление учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;
- развивать устойчивый интерес учащихся к математике;
Подготовительная работа:
1) Учащимся за десять дней до математической недели раздаются задания подготовить небольшие доклады про ученых-математиков (Пифагор, Архимед, Эйлер, Ковалевская, Лейбниц, Гаусс, Ньютон, Виет, Эвклид, Лобачевский, Чебышев, Пуанкаре, Ферма, Колмогоров, Остроградский), которые будут заслушаны в начале каждого урока математики во время тематической недели.
2) Создать презентацию “Звездный час”.
3) Подготовить карточки с цифрами 0, 1, 2, 3 для трех команд, звезды.
Правила игры:
Игра состоит из трех туров, класс делится на три команды, участникам раздаются комплекты табличек с цифрами от 0 до 3 .
ХОД ИГРЫ
1 тур
Вам будет предложен вопрос и три варианта ответа. Чтобы заработать звезду, вы должны найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. Если правильного ответа нет, то поднять надо табличку с цифрой “0”.
1. Этот ученый родился в Швейцарии, но Россию считал второй Родиной. О ком речь?
1) Эйлер
2) Гаусс
3) Лейбниц
2. Что является неправдой из трех предложений про Софью Васильевну Ковалевскую?
1) Без проблем поступила в Берлинский университет.
2) Известный математик Карл Вейерштрасс давал ей частные уроки.
3) Читала лекции в Стокгольмском университете.
3. Кто из данных великих людей не был математиком?
1) Герц
2) Ньютон
3) Гибсс
4. Как звучит фраза М.В.Ломоносова?
1) “Физика – правая рука химии, математика – ее глаза”
2) “Химия – правая рука физики, математика – ее глаза”
3) “Химия – левая рука физики, математика – ее глаза”
5. Расставьте портреты ученых согласно хронологии их годов жизни?
1) Пифагор
2) Архимед
3) Эвклид
Правильный ответ: 1, 3, 2
6. Что является неправдой из трех предложений о Леонарде Эйлере?
1) Написал более 850 научных работ.
2) В 26 лет уже профессор математики.
3) Потеряв зрение, продолжал работать.
Правильный ответ: 0
7. “Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”. Чьи это слова?
1) Лобачевский
2) Чебышев
3) Ферма
8. Кто автор учебника “Алгебра и начала анализа” для 10-11 классов?
1) Чебышев
2) Колмогоров
3) Пуанкаре
9. В высказывании Карла Вейерштрасса вставьте недостающее слов. “Математик, который не является отчасти …, никогда не достигнет совершенства в математике”
1) строителем
2) физиком
3) поэтом
10. Кто ввёл термины “абсцисса”, “ордината”, “координата”?
1) Гаусс
2) Остроградский
3) Лейбниц
2 тур
Игра в слова.
За каждое придуманное слово вы получите звезду.
1) Из букв слова “математика” составьте как можно больше разных слов существительных в именительном падеже и единственном числе.
(Слова называют по очереди, не повторяясь.)
2) Из букв слова “арифметика” составьте и запишите самое длинное слово (существительное в именительном падеже и единственном числе). У вас есть еще дополнительная буква (любая, которая вам понадобиться).
3 турВам будут предложены три предложения, вы должны сказать о ком идет речь.
Если вы отгадали, прослушав одно предложение, то вы получаете три звезды, если два, то вам достанется две звезды, все три, то можно заработать одну звезду.
Попытка у каждой команды только одна.
1. О ком речь?
1) Он родился в семье золотых дел мастера, резчика печатей.
2) Двенадцать лет пробыл этот математик в вавилонском плену.
3) Знаменитая в геометрии теорема носит его имя.
Ответ: Пифагор
2. О ком речь?
1) Французский математик, положивший начало алгебре как науке о преобразовании выражений, о решении уравнений в общем виде, создатель буквенного исчисления.
2) Его отец был прокурором, и по традиции сын выбрал профессию отца и стал юристом.
3) Этот математик расшифровал код, содержащий до 600 различных знаков, которые периодически менялись, испанцы не могли поверить в это и обвинили французского короля в связях с нечистой силой.
Ответ: Виет
3. О ком речь?
1) Ему удалось решить задачу, не поддававшуюся усилиям ученых со времен Евклида: он нашел способ, позволяющий построить с помощью циркуля и линейки правильный 17-угольник.
2) В 62 года он начал самостоятельно изучать русский язык, чтобы читать в оригинале труды Н.И.Лобачевского и через два года бегло читал русскую поэзию и вел переписку на русском языке.
3) Показал свою одаренность, когда ему не было ещё трех лет, а в 10 лет при изучении арифметики мгновенно нашел способ нахождения суммы сотни слагаемых арифметической прогрессии.
Ответ: Гаусс
4. О ком речь?
1) Греческий математик, “отец геометрии”.
2)Результаты своих исследований изложил в книге “Начала”, которая до середины XIX века сохраняла научное значение и лежала в основе всех учебников геометрии.
3) Каждый математический вывод заканчивал словами “что и требовалось доказать”.
Ответ: Эвклид
5. О ком речь?
1) Внес значительный вклад в математику, юриспруденцию, государственное управление, историю, логику, литературу, вероучение, метафизику и философию.
2) Стал первым президентом Берлинской академии наук.
3) До ссоры с Ньютоном был с ним в дружеских отношения.
Ответ: Лейбниц
6. О ком речь?
1) В 1699 г. был назначен на должность директора Монетного двора и этот хорошо оплачиваемый пост ученый занимал до конца жизни в 1727 году.
2) Мог решить за несколько часов задачу, которая в течение 6 месяцев не давала покоя европейским математикам.
3) Когда в Кембридже вспыхнула эпидемия чумы, он вернулся в Вулсторп, где пробыл почти два года. Именно в этот период он записал свои первые мысли о всемирном тяготении.
Ответ: Ньютон
Итог игры, награждение победителей.
Использованы источники:
- Бэлл Э.Т. Творцы математики: Предшественники современной математики. Пособие для учителей. Пер. с англ. В.Н.Тростникова, С.Н. Киро, Н.С. Киро / Под.ред. и .доп. С.Н.Киро – М.: Просвещение 1979. – 256 с., ил.
- Портреты великих ученых (с краткой биографией). (Компакт-диск) – издательство “Учитель”, 2008.